Валерий Попов
Валерий Попов – писатель, который у многих ассоциируется с Петербургом. Карнавал из ярких образов, фантазий, анекдотов и судеб – типовой признак его прозы. «ПД» обсудил с ним положение дел в литературной среде.
О «КНИЖНОЙ ЛАВКЕ ПИСАТЕЛЕЙ»
Так интересно получилось, что большинство самых важных мест моей жизни находятся на Невском. Дом Зингера, Аничков мост… «Книжная лавка писателей» – в их числе. Когда-то она напрямую влияла на писательскую судьбу: по твоему месту в «Лавке» можно было сделать вывод и о том, какое место ты занимаешь в жизни.
В 1969 году я впервые увидел свою книгу в руках у девушки, стоявшей недалеко от «Лавки», на Аничковом мосту. Они с парнем читали и смеялись. Это было – счастье! Там же, в «Лавке», стали впервые продавать Булгакова, Кафку. Строгая «лавочная» комиссия решала, кому их дать, а кто не заслужил. Когда в моем ящике стали появляться дефицитные книги, я прямо почувствовал, как вырос мой авторитет в писательской среде!
В «Лавке» была картотека всех книг, выходящих в стране. На карточках читатели оставляли заявки на книги. Я был счастлив, когда увидел свою карточку: она была вся исписана, и уже вторая потихоньку заполнялась.
О СЛОЖНОСТИ ЖАНРОВ
Рассказы – это высший пилотаж литературы. Рассказ написать труднее, чем протяженную повесть. В рассказе надо сразу дать все: вселенную, историю, судьбу, характер – короткими, яркими вспышками, такое доступно лишь таланту.
Сейчас происходит какое-то расслабление читателей и писателей, они настраиваются на какое-то жиденькое повествование, чтобы было чем заняться, но чтобы не париться. И то, что сейчас выходит массово, романами не назовешь.
Где многоплановость, где эпоха, где страна наша, в конце концов? Да и стиль, литературный шик исчезает, роскошь литературная убывает. Грубо говоря, везде джинса – ни бархата, ни шелка уже нет.
О ТОЛСТЫХ ЖУРНАЛАХ И ВИТРИНАХ
Нет, многие толстые журналы по-прежнему существуют. Другое дело, что они уплыли куда-то. Команда есть, корабль плывет – но берег, где их нетерпеливо ждут, как-то не прорезается в тумане… Может быть, в тумане снобизма… Связь с берегом прервалась, и даже если там напечатают шедевр, он может быть не прочитан нами.
Надо найти своих читателей, разбередить их. Это вопрос и к новому поколению, чтобы Петербург стал главным не только в балете, но и в литературе.
Знаю много интересных петербургских писателей, которые ярко и дерзко пишут, но их просто никто не знает. Книжные магазины предпочитают на витрины ставить норвежцев и японцев. Но наш город должен быть самым ярким, веселым и притягательным.
СПРАВКА
Валерий Попов родился в 1939 году в Казани. Печатается с 1965 года. Был членом Союза писателей СССР (с 1969 года). С 2003 года – председатель Союза писателей Санкт-Петербурга. Член и президент Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-клуба. Член редколлегии журналов «Звезда», «Аврора».
