Яндекс.Метрика
  • Константин Василевский

Роман Сенчин: «Самоповторы допустимы, а иногда необходимы»

Один из самых актуальных писателей страны Роман Сенчин в прошлом году выпустил книгу «Дождь в Париже», которая вошла в шорт-листы многих литературных премий и претендует на победу
Роман Сенчин: «Самоповторы  допустимы, а иногда необходимы» Фото: platonovfest.com

- В прошлом году вышла ваша книга «Дождь в Париже». А как складывается для вас этот год? Ждете, например, короткого списка «Большой книги»? Или вам это уже не очень интересно? 

- Этот год складывается в плане премиальном... пока не знаю как. Роман «Дождь в Париже» вошел в длинный список «Большой книги». Насчет короткого списка поглядим. Жду оглашения длинного списка «Ясной Поляны», на которую, знаю, «Дождь в Париже» был представлен. За премиями слежу. В победах никогда не уверен, но надеюсь, конечно. Да и войти в финал – отлично. В наше время, когда литературная критика в состоянии летаргии, премии во многом являются ориентирами для читателей.

- Что касается романа «Дождь в Париже». Долго эта книга зрела? Несмотря на название, получается, что она по большей части о городе Кызыле…

- Она созревала, как и большинство моих вещей, долго. Вернее, сюжеты мне приходят целиком, но если бросаться писать сразу, часто быстро остываешь. Нужно потомиться. С «Дождем в Париже» я томился года три – точнее, написал вчерне почти половину и отложил. А в 2017-м довольно быстро доделал. А книга и правда о Кызыле, а не о Париже. Главный герой едет в Париж по туристической путевке, там дождь, холод, и пять дней он, герой романа, прокручивает свою жизнь, которая прошла в Кызыле.

- Андрей Аствацатуров говорит о том, что современное пространство диалога очень токсично. Поэтому отвечать коллегам приходится не в «Фейсбуке», а в книгах. Вы придерживаетесь этого мнения?

- Да, конечно. Литераторы для этого и созданы природой, чтобы дискутировать при помощи художественных текстов, а не реплик в соцсетях, которые заменили живой диалог. Сам я во многих вещах дискутирую со своими коллегами. Вообще, это в традиции литературы, и не только русской.

- Вы нечасто даете интервью. Почему?

- Интервью, если их давать часто, могут заменить повести и рассказы, которые ты мог бы написать. Затрата энергии сопоставимая, а выброс мыслей в интервью всегда слабее, чем в прозе. Честно говоря, после каждого интервью я некоторое время чувствую себя выхолощенным.

- Вы выпускаете практически по книге в год. Как удается поддерживать такой темп?

- Бывает и по две-три в год, но это не значит, что все они абсолютно новые. Сборник рассказов практически невозможно написать за год. Во многих моих сборниках примерно половина нового и половина взята из предыдущих сборников. Случается, новые рассказы дополняют по идеям старые и наоборот…

В последнее время пишу меньше, хотя в мозгу, как гвозди, сидят по нескольку сюжетов. Не хватает новых слов, типажей. Самоповторы, на мой взгляд, допустимы, а иногда необходимы, но они не должны быть частыми.

- Считается, что писателю сегодня непросто заработать одной литературой. Вам приходится еще чем-то заниматься? 

- Да, непросто. Именно писательским трудом живут единицы. Остальные в большинстве зарабатывают трудом окололитературным, в том числе публицистикой, журналистикой. Я десять лет проработал в еженедельнике «Литературная Россия», сейчас мне приходится писать колонки, рецензии. В общем-то, это держит в тонусе, хотя, бывает, на прозу сил не остается. 

- Несмотря на то, что вас публикуют крупные издательства, одна ваша книга недавно вышла в «Ил-Music». Как так получилось?

- Я очень уважаю маленькие издательства. Жаль, что они вымирают. Издать сборник рассказов в «Ил-Мusic» мне предложил Евгений Алехин. Это тонкая книжка. Она напоминает музыкальный альбом, по моим ощущениям. Как раз на час с небольшим чтение.

- Как кажется, общее настроение ваших текстов – минорное. Это созвучно вам или времени, в котором мы все живем?

- Вроде живем давно уже на мажоре. По крайней мере нам так говорят по ТВ. Я не считаю себя пессимистом, но, видимо, взгляд так устроен, что вижу в основном так называемый негатив. Специально его не ищу и тем более не выдумываю. Девяносто девять процентов сюжетов взяты, к сожалению, из реальной жизни.

- Что думаете о современном литературном процессе? Вас что-то удивило в последнее время?

- Если говорить об удивлении, то у каждого свой вкус. Идите в книжные магазины или открывайте интернет-магазины. Листайте. В Интернете есть ознакомительные фрагменты. Я так делаю. В основном натыкаюсь на не мое, но бывают драгоценные находки.

А литературный процесс движется. Пусть не очень бодро, хотя современникам всегда кажется, что в их век и литература, и музыка, и живопись, и все остальное ничтожно. Судить о результатах надо спустя время.

СПРАВКА

Роман Сенчин родился в 1971 году в Кызыле. Окончил в 2001 году Литературный институт. Публиковался во многих литературных журналах. Автор романов «Минус», «Нубук», «Ёлтышевы», «Зона затопления». Лауреат премии
«Ясная Поляна» (2014 г.).

Закрыть