Яндекс.Метрика
  • Антон Ратников

Вадим Шамшурин: «Быть писателем в Петербурге – это своего рода проклятие»

Петербургский писатель Вадим Шамшурин в декабре прошлого года стал победителем конкурса «Петербургского дневника» на лучший короткий рассказ, опередив многих других известных авторов

В своем интервью он рассказывает о том, как пришел в литературу и когда выйдет в свет его новая книга. 

С Вадимом мы сидим в «Книжной лавке писателей» на Невском проспекте. Он пьет чай и рассказывает о себе. В этом спокойном, интеллигентном человеке чувствуется внутренняя грусть. Он осторожным движением ставит чашку чая на стол и вспоминает, как попал в литературу.

– Кто был твоим проводником в мир прозы? 

– В середине 2000-х мы познакомились с Маратом Басыровым. Именно в общении с ним стала формироваться и развиваться моя проза. Почти одновременно на секции прозы Валерия Попова в Центре современной литературы и книги сформировалось наше творческое товарищество: Марат Басыров, Оксана Бутузова, Кирилл Рябов, Валера Айрапетян. Еще не были ясны наши роли, не были понятны творческие возможности, мы были соперниками, каждый считал себя лучшим писателем современности и смотрел на других чуть свысока. При этом единственная возможность быть прочитанным для нас тогда была показать свои тексты друг другу.
Потом у Оксаны Бутузовой в издательстве «Амфора» вышел роман «Дом», затем в издательстве «ПрозаиК» – «Пасха на Рождество». Марат создал «Печатную машину», которая вышла в «Лениздате». В издательстве «Ил-music» вышли книги Кирилла Рябова «Сжигатель трупов», «Клей», у Валеры Айрапетяна – книги «В свободном падении» и «Врай».

Самой значительной и трагичной книгой стала книга Марата Басырова «ЖеЗеэЛ». Она была дописана весной 2016 года, почти сразу ее прочитал и принял для публикации Павел Крусанов, рукопись готовилась к печати летом и в начале осени должна была выйти. Одновременно «ЖеЗеэЛ» выходила в журнале «Дружба народов». События развивались стремительно. Как только роман увидел свет, умер Марат.

– Судьба Марата сложилась печально… 

– Да, быть писателем в Петербурге – это своего рода проклятие. Нигде, ни в одном месте в мире чудо или же кошмар не воплощаются так неизбежно, как тут.

Я, например, приехал в Петербург в 98-м , поступил на факультет географии и геоэкологии СПбГУ. У меня была тетрадь в 48 листов, куда я на чистовую переписал свои первые рассказы. Одна однокурсница неосторожно сказала, что может их набрать на компьютере. Несколько месяцев я ходил за ней ни жив ни мертв. Ей быстро надоело разбираться в моем почерке. Но она все же однажды принесла мне десять страничек печатного текста и дискетку с электронным вариантом.

В 2005 году мой рассказ «Весеннее обострение» попал вначале в лонг-лист, а потом и в шорт-лист премии «Дебют». Этот рассказ стал результатом развития моей прозы после знакомства с Маратом Басыровым и участия в секции прозы Валерия Попова.

– И что потом? 

– В 2016 году в издательстве «Ил-music» Евгений Алехин издал мою книгу. Это книга рассказов, которые были написаны за 10 лет. Что-то пришлось переписать, вычистить, сократить и выкинуть. Тексты теснее встали друг к другу, проникли друг в друга, схватились внутренним сюжетом и перекличкой событий. Тираж был крафтовый, но, мне кажется, эту книжку еще можно найти в книжном магазине «Все свободны» на улице Некрасова.
В 2020 году, я очень надеюсь, в книжной серии «Ковчег», которую собирает Андрей Геласимов, выйдет сборник прозы «Дважды два». Изначально планировалось, что в книге будут два автора – я и Анна Смерчек со своей доброй и теплой повестью, но потом появилась идея дополнить издание другими авторами. Еще перерабатываю свои истории про домового Мальца Питерского, которые писал в середине 2000-х. Хочу сделать книжку вместе с Виктором Мальцевым, который и придумал домового Мальца Питерского и «петербуржики» – смешные двустишия и четверостишия, в которых атмосфера и дух Санкт-Петербурга пойманы и законсервированы, словно варенье, – бери ложку и ешь.

– Ну а в целом ты рад, что стал писателем? 

– Визуально это очень творчески – сидеть за столиком в кафе, писать текст, прихлебывая чай. Иногда мне даже так удавалось настроить себя и сконцентрироваться… Писатель может быть очень мобильным, не обязательно иметь кабинет и чтобы в окне цвел яблоневый сад. Нужна только тихая одержимость и страсть к писательству.

Другое дело, что социальная функция писателя достаточно размыта. Поэтому при всей серьезности и ответственности к делу желательно проще относиться к себе и своему месту во всем этом действии. Другими словами, писать и не думать о том, нужно ли это кому-нибудь. Литература – очень важный в жизни костыль, и без него порою сложно выбираться из эмоциональных ям.

СПРАВКА 

Путь Вадима Шамшурина в большой литературе начался в 1998 году, когда он приехал в Петербург. Теперь писатель выходит к новым рубежам.

В Апраксином переулке в доме №11 находится магазин старой книги «РаскольниковЪ». Там я нашел очень много книг, которые у меня были в юности, и частично воссоздал свою библиотеку, которую пришлось оставить в своем родном городе, Вадим Шамшурин.