
Надежда Андрющенко: «Главная наша задача – сохранить «Ленфильм», чтобы он остался кинофабрикой»

Надежда Андрющенко пришла на «Ленфильм» в марте 2024 года на должность помощника генерального директора, а уже 12 декабря была назначена главой киностудии, причем без приставки «врио». В настоящий момент «Ленфильм» находится в сложной экономической ситуации, однако Надежда Андрющенко заверила «Петербургский дневник», что у студии есть будущее.
– Надежда Андреевна, кто, как и при каких обстоятельствах предложил вам возглавить «Ленфильм»?
– Такое предложение мне поступило осенью прошлого года от Министерства культуры РФ. К тому моменту я уже несколько месяцев занималась финансовым аудитом на «Ленфильме», поэтому понимала, что студия находится в сложной ситуации. Конечно, предложение стало определенным вызовом для меня. В распоряжении о назначении не было приставки «врио», что не только является кредитом доверия со стороны государства, но и налагает серьезные обязательства. Прежде всего речь о сохранении киностудии для города и страны – это тот наказ, который сегодня исполняют все сотрудники студии. Мы чувствуем поддержку ветеранов «Ленфильма», кинематографистов и жителей города.
– В 2021 году тогдашнее руководство «Ленфильма» заявляло, что студия окончательно расплатилась с долгами. Однако до того, как вы возглавили «Ленфильм», студия проиграла несколько судов и снова ушла в минус. Можете назвать точную сумму долгов на сегодня?
– Конкретную цифру я смогу назвать только после завершения аудита, который сейчас проходит. Значительные долговые обязательства были накоплены на протяжении последних нескольких лет.
«Ленфильм» действительно имеет целую историю арбитражных дел. В 2023 году началось достаточно крупное судебное дело с компанией «Кино Сити» (ее совладельцем является бывший гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин. Компания просит взыскать с киностудии около 114,6 миллиона рублей. – Ред.). В тот момент суд принял обеспечительные меры, в результате которых счета студии были заблокированы. Таким образом «Ленфильм» потерял возможность выполнять свои обязательства. Вся сложившаяся ситуация имела накопительный эффект, при котором долговая масса продолжает расти за счет штрафов, пеней и неустоек. «Ленфильм» ведет переговоры с «Кино Сити» о различных вариантах урегулирования конфликта в рамках мирового соглашения.
Мне бы хотелось отметить лояльность как крупнейшего кредитора, так и остальных. Все понимают сложность нашего положения, настроены на мирное урегулирование процессов и сохранение студии для города.
– Компания «Радмир», которая попросила Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признать «Ленфильм» банкротом, тоже лояльна?
– Эта компания из Ростова-на-Дону делала металлоконструкции для нашего центра реквизита в поселке Федоровское. Работы были выполнены добросовестно и в срок. «Ленфильм» своевременно обслуживал этот долг до момента блокировки счетов. Мы уже несколько раз провели переговоры с руководством компании «Радмир» и сошлись на подписании мирового соглашения в суде. Думаю, все будет хорошо.
– У вас есть какой-то план по выведению студии из кризиса?
– Когда я возглавила студию, главной моей задачей было разобраться, почему «Ленфильм» в который раз оказывается у края пропасти. Мы все хорошо помним, какое внимание и поддержку оказал студии президент нашей страны: студия получила значительные средства, начались ремонтные работы, закупалось оборудование, были решены многие проблемы. Вместе с тем анализ показал, что эффективность государственных вложений могла быть значительно выше: последние десятилетия операционная деятельность приносила студии не прибыль, а убытки. Любые всплески доходов фиксировались только на фоне прямой помощи государства либо после продажи тех или иных активов предприятия.
Очевидно, прежде чем говорить о каких-то стратегиях, нужно стабилизировать внутреннюю ситуацию. Если мы просто закроем долговые обязательства, не изменив систему работы студии, не сбалансировав доходную и расходную части, то «Ленфильм» рано или поздно снова окажется у края.
Хотелось бы отметить, что производство фильмов в условиях рыночной экономики – бизнес с высокой долей риска. Из чего мы делаем вывод, что «Ленфильму» нужен такой механизм работы, при котором стабильный доход будет равен совокупным расходам, а в идеале – превышать их. Хозяйственная деятельность студии состоит не только из собственного кинопроизводства. Зарабатывать «Ленфильм» может и предоставлением услуг сторонним кинокомпаниям, продажей прав на фильмы, предоставляя в аренду помещения профильным организациям, развивая экскурсионно-выставочную деятельность и так далее.
Мы по просьбе Росимущества и Министерства культуры РФ рассмотрели варианты выведения «Ленфильма» из кризиса и подготовили четыре модели финансового оздоровления. Министерство культуры получило этот документ еще в январе этого года. В ходе переговоров мы остановились на одной из моделей и сейчас проходим этап согласований с Министерством финансов, Федеральной налоговой службой и Росимуществом. Как только документ будет окончательно согласован, мы расскажем о нем.
Там же укрупненно изложена стратегия творческого развития киностудии, которая состоит из шести модулей. Первый и главный блок – сохранить «Ленфильм», причем так, чтобы он остался кинофабрикой, государственной студией, которая работает в интересах наших граждан и снимает качественные фильмы. Все это возможно сделать с учетом утвержденных на государственном уровне целей и задач для сферы культуры: сохранения традиционных ценностей, бережного отношения к нашей истории, патриотического воспитания молодежи. Уже сейчас повышаем финансовую устойчивость, понимаем, какие этапы модернизации всего кинопроизводственного процесса необходимо выполнить. Все это позволит создать благоприятную творческую и конкурентную среду, повысить эффективность проката производимых студией фильмов.

– Ваш план финансового оздоровления предполагает продажу корпусов и другой недвижимости студии? Или сдачу отдельных корпусов в долговременную аренду сторонним коммерческим организациям, например магазинам или ресторанам?
– Однозначно нет. Более того, в начале февраля мы вывели достаточно крупный блок помещений из-под коммерческой аренды. На освободившееся место пришел профильный арендатор – Высшая школа режиссеров и сценаристов. У нас запланирован ряд совместных проектов по обучению студентов по направлению «кинематография».
Сегодня мы отдаем предпочтение только профильным арендаторам либо творческим командам, имеющим отношение к киноиндустрии и творчеству. В рамках производственных договоров у нас арендуют помещения 18 сторонних продакшенов. Команда делает все, чтобы расширить круг партнеров по кинопроизводству и сделать более доступными эти услуги на студии. Наша исходная позиция четко обозначена в том, что «Ленфильм» – это государственная студия, и прежде всего она должна работать в интересах тех смысловых концепций и ценностей, которые сформированы на государственном уровне.
– Если судить по открытой информации, вы минимум дважды лично встречались с министром культуры Ольгой Любимовой. Она поддержала ваш план спасения студии?
– Да, Ольга Борисовна пригласила меня, и мы смогли очень подробно обсудить реальные проблемы «Ленфильма»: с чем мы сталкиваемся сегодня, какие вопросы должны решить в ближайшее время. Мы действительно нашли поддержку со стороны министерства, и она ощутима. А главное – эта поддержка дает уверенность в том, что государство заинтересовано в преобразовании «Ленфильма» в эффективно работающую киностудию. Для нас это очень важно, мы вдохновлены этим ощущением и общей задачей.
Не могу не отметить и поддержку городской администрации в нашей работе по формированию антикризисной модели студии. Вместе мы сейчас делаем все, чтобы подготовить плацдарм для реализации новой стратегии развития студии.
– Давайте проясним ситуацию с Федором Бондарчуком. В конце января стало известно, что он покинул пост председателя совета директоров «Ленфильма», однако на вашем сайте он до сих пор его возглавляет.
– Росимущество не предоставило нам никаких документов о том, что Федор Бондарчук больше не занимает данный пост. Как только у нас появятся соответствующие бумаги, мы поправим информацию на сайте.
– Ранее на студии была принята концепция, что «Ленфильм» должен стать кузницей молодых кинематографистов. Судя по всему, она сохраняется.
– Да, мы подхватили эту идею, потому что опытные кинематографисты должны помогать начинающим. 2 апреля лаборатория «Ленфильм-дебют» открыла прием заявок на четвертый сезон. Я уверена, что осенью к питчингам (презентациям сценариев для поиска инвесторов. – Ред.) будут готовы 10 хороших проработанных сценариев полнометражных фильмов.
«Ленфильм-дебют» уже показал свою эффективность. Только в 2024 году трое учеников лаборатории получили гранты Минкультуры на создание полнометражных фильмов: Никита Грушин с проектом «Новый дом», Нина Волова с картиной «Фейерверки днем» и Клава Коршунова с фильмом «Ваня», съемки которого уже начались. Выпускники лаборатории прошлых сезонов уже начали собирать награды за свои фильмы. Так, Сергей Овечко за фильм «Северная станция» получил две награды на международном фестивале «Дух огня»: приз гильдии кинооператоров имени Павла Лебешева за лучшую операторскую работу и приз имени Александра Абдулова за лучшую женскую роль. Участник второй лаборатории Артем Тумаков получил денежный сертификат на завершение съемок фильма «А как правильно?» тоже на фестивале «Дух огня».
Минкультуры и Минобразования поддержали нашу идею по созданию учебного комплекса для студентов киновузов новых регионов России на базе Учебного центра киностудии «Ленфильм». Проект еще в разработке, но пока мы видим это так: сначала наши специалисты ведут удаленные курсы, а затем студенты приезжают в Петербург и защищают свои дипломы у нас.
«Ленфильм» будет участвовать в создании бесплатной киношколы имени режиссера Виталия Мельникова для школьников в Ханты-Мансийском автономном округе. Школа начнет работать уже в сентябре этого года сразу на двух площадках: в Ханты-Мансийске и Сургуте. Мы пока прорабатываем, как именно «Ленфильм» будет участвовать в работе школы. Вероятно, наши сотрудники будут вести занятия в онлайн-режиме, возможно, кто-то непосредственно отправится в ХМАО.
– Сейчас у «Ленфильма» есть в работе свои картины?
– Конечно. Мы активно ищем прокатчика для драмы «Последняя цена» (18+), которая собрала 18 наград на разных фестивалях. Завершены съемки проекта «Ганди молчал по субботам». В данный момент он находится в периоде постпродакшен. Завершено производство сказки «Ворожея» (6+) и триллера «Монохром». Они сданы в Госфильмофонд и находятся на стадии подписания документов по приемке в Минкультуры.
Также киностудия работает над рядом документальных фильмов: «Одна память на двоих», «Однажды в Ленинграде», «Сестры» и «Максимум».
В работе два совместных проекта. «Остров Арарат», который на этапе съемок назывался «Снег пригнул бамбук», находится у нас в приемке. Это наше совместное производство с Арменией. Также мы совместно со студией «КиноОко» завершаем исторический фильм «Остров Сухо».
– А у вас есть в работе проекты, которые вы только готовите к питчингам?
– Конечно, уже сейчас на студии организована работа по формированию банка сценариев, творческих идей и проектов. Мы активно работаем с режиссерами, сценаристами, продюсерами. Есть интересные предложения по авторским дебютам, по игровым и документальным фильмам. Надеемся, что ряд фильмов получат государственную поддержку уже в этом году.
– Когда стартует новый сезон проекта «Ленфильм-клуб», в рамках которого все желающие могут бесплатно посмотреть киноновинки и обсудить увиденное с теми, кто их создавал?
– Этот проект успешно идет с 2017 года, и в этом году нам захотелось предложить посетителям что-то новое. Мы впервые проведем «Ленфильм-клуб» летом под открытым небом. Минкультуры идею поддержало. Как только будут определены сроки и программа проекта, мы обязательно расскажем вам об этом подробнее.