Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Пятый за пять лет: разбираемся, что происходит на «Ленфильме»

Спрашивать надо Москву
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Директор службы безопасности «Ленфильма» Надежда Андрющенко официально назначена генеральным директором киностудии, сменив Эдуарда Суворова, и стала ее пятым главой за пять лет. Ни действующий, ни предыдущие главы студии пока ситуацию не комментируют, однако представителей киноиндустрии, да и всех, кто следит за ситуацией на «Ленфильме», случившееся совсем не удивило.

Вопрос времени

Информации о Надежде Андрющенко не так уж и много, а о ее участии в киноиндустрии она вовсе отсутствует. На «Ленфильм» она пришла весной 2024 года, когда там уже работал Эдуард Суворов в качестве временно исполняющего обязанности гендиректора. Официально он возглавил студию только в августе 2024 года, причем Федеральное агентство по управлению государственным имуществом доверило ему пост на три года.

Слухи о скорой отставке Эдуарда Суворова ходили уже несколько месяцев. Анонимные телеграм-каналы взахлеб рассказывали о финансовых проблемах «Ленфильма», которые якобы породил новый гендиректор. Однако «Петербургский дневник» давно следит за ситуацией на «Ленфильме» и прекрасно знает, что финансовые проблемы сопровождают студию всю ее новейшую историю.

В конце 2020 года, в бытность другого генерального директора «Ленфильма» Федора Щербакова, Министерство культуры РФ передало студии около 1,5 миллиарда рублей, чтобы закрыть долги, образовавшиеся во времена другого главы – Эдуарда Пичугина. В 2013 году он брал кредит у банка ВТБ, чтобы провести полноценный ремонт и закупить новое оборудование. Отдавать деньги Эдуард Пичугин планировал после возвращения прав на «золотую коллекцию» фильмов. Однако возвращение затянулось, а почти вдвое подешевевший рубль не позволил реализовать все задуманное. Впрочем, из откровенно аварийного состояния студию вытащить удалось, там даже появился полноценный кинотеатр. А закупленное Пичугиным оборудование используется до сих пор. Тем не менее к 2020 году долги студии составляли уже около 2,3 миллиарда рублей. Опять же стоит оговориться, что и до Эдуарда Пичугина на «Ленфильме» были серьезные проблемы, корни которых уходят во времена СССР.

В общем, в 2021 году, по заверению руководства, долгов у «Ленфильма» не было, а в конце лета 2023 года Федор Щербаков гордо демонстрировал результаты уже своего большого ремонта за 300 миллионов рублей, после которого там появились видовая площадка, современный цех шумового озвучания, студия перезаписи и многое другое. Кроме того, студия возобновила производство. В общем, казалось, что худшее позади, однако уже осенью 2023 года Федор Щербаков покинул страну, а в марте 2024 года Тверской суд Москвы заочно арестовал его по обвинению в вымогательстве у топ-менеджера «Ростеха». Тогда многие кинематографисты в разговоре с «Петербургским дневником» серьезно предполагали, что «Ленфильм» проклят.

Вернемся к долгам. В интервью «Петербургскому дневнику» на вопрос о том, не появились ли у студии долги, Эдуард Суворов ответил, что точно сможет сказать лишь после завершения финансового года, а потом добавил, что в киноиндустрии всегда кто-то кому-то должен. В общем, пока сложно сказать, успел ли «Ленфильм» обзавестись новыми долгами, однако достаточно вспомнить, что студия как минимум проиграла суд Эдуарду Пичугину на 114 миллионов рублей. Разбирательство, кстати, началось еще при Федоре Щербакове.

Чужой

Источники «Петербургского дневника» на анонимных условиях уверяют, что причиной отставки Эдуарда Суворова стала не столько ухудшающаяся экономическая ситуация на студии, сколько правильно донесенная информация об этом в высшие кабинеты. Кроме того, петербургское кинематографическое сообщество в большинстве своем так его и не приняло, для них он остался далеким от индустрии персонажем, который к настоящему кино не имеет никакого отношения.

Впрочем, последнее многие кинематографисты говорят и не анонимно. И не только про Эдуарда Суворова.

«Проблема в том, что студию много лет возглавляют далекие от кино люди, которые не понимают, что главная их задача – возобновить производство фильмов. Без этого «Ленфильма» не будет. Трудно сказать, почему так происходит, вероятно, потому что решение принимают опять же далекие от реального кино люди в Москве», – сообщил ответственный секретарь Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России Александр Бабаян.

На сегодняшний день петербургское кинематографическое сообщество не возлагает особых надежд на, простите за каламбур, Надежду Андрющенко. Отчасти потому, что совсем ничего о ней не знает, кроме того, что до прихода на «Ленфильм» к кино она никакого отношения не имела, но даже там занималась не производством картин, а безопасностью.

P.S.

Внимательный читатель заметит, что в статье перечислены только четыре главы «Ленфильма», а в заголовке ясно говорится про пять. После Эдуарда Пичугина в феврале 2020 года временно исполняющим обязанности главы студии стала хорошо известная в среде кинематографистов генеральный продюсер компании «Триикс медиа» Инесса Юрченко. Она объявила курс на превращение «Ленфильма» в открытое для всех творческих людей пространство, а также открыла культурно-событийное пространство KINO CORNER с граффити, hand-made и уличной едой. У нее было действительно много планов, однако их сурово нарушила пандемия коронавируса. В сентябре 2020 года Инесса Юрченко покинула «Ленфильм». Часть источников «Петербургского дневника» уверяют, что дела на студии были гораздо хуже, чем думала Инесса, поэтому она просто ушла. Другие уверяют, что решение о ее снятии было принято в Москве. Кстати, Инесса Юрченко на протяжении всей работы на «Ленфильме» сохраняла статус врио, так и не став официально генеральным директором.