Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Кино длиною в 110 лет: «Ленфильм» отмечает юбилей

И готовится к лучшему
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Старейшей киностудии нашей страны «Ленфильму» сегодня исполняется 110 лет. За эти годы студия несколько раз была на грани банкротства и делала длительные перерывы в кинопроизводстве, однако до сих пор остается культовой, поэтому работать там большая честь для любого актера и режиссера.

Там были братья Люмьер

Долгое время днем рождения «Ленфильма» считалось 30 апреля 1918 года, когда начал работать Петроградский кинокомитет. Однако режиссер Александр Поздняков доказал, что правильнее вести историю «Ленфильма» с 5 марта 1914 года, когда был учрежден военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета. Впрочем, кино в Российской империи началось еще раньше.

«В 1886 году там открылось знаменитое увеселительное место – сад «Аквариум», куда люди ходили выпить, послушать музыку, покататься на коньках. В 1882 году для «Аквариума» было построено каменное здание, которое сегодня является четвертым павильоном «Ленфильма». Именно там 4 мая 1896 года там был показан фильм «Прибытие поезда» братьев Люмьер», – рассказал Александр Поздняков.

Привычное нам название студия получила только в 1934 году, а внешний облик после 1952 года, когда началось строительство главного здания со знаменитой колоннадой.

В интересах революции

Первым фильмом Скобелевского комитета, а значит и «Ленфильма», была хроникальная лента «Гимнастика на машинах». «Это документальный репортаж про юнкеров, которые выполняли спортивные упражнения. Ее сняли в 1913 году, а впервые показали в 1914-м. Имя оператора осталось неизвестным. Профессия режиссера появилась позже», – рассказал Александр Поздняков.

Уже в 20-х годах «Ленфильм» начал снимать картины, которые смотрели во всем мире.

«Достаточно вспомнить работу режиссера Александра Ивановского «Дворец и крепость» 1924 года. Ленту успешно приняли не только в СССР, но и в Германии», – рассказал Александр Поздняков.

Однако по-настоящему золотым для «Ленфильма» временем стали 30-е годы, когда в кино пришел звук.

«Вышедший в 1934 году фильм «Чапаев» (6+) братьев Васильевых стал абсолютным бестселлером. Люди ходили на него по много раз, а у кинотеатров собирались очереди. «Чапаев» с успехом прошел в США, Испании, Германии, Австрии, Италии и других странах», – рассказал Александр Поздняков.

В 1934-м же году вышла драма «Юность Максима» (0+), ставшая первой частью очень популярной трилогии. В 1935 году прокат взорвали драма «Горячие денечки» (12+), а также фильм «Крестьяне» (0+).

Вопреки

После начала Великой Отечественной тема войны для «Ленфильма», естественно, стала основной. Меньше чем через месяц после начала войны, 14 июля, на экраны вышла короткометражка «Подруги, на фронт!» (0+). Исполнившая главную роль Ольга Федорина не была актрисой, она училась в Первом Ленинградском медицинском институте и ушла на фронт еще до премьеры. Войну пережила, скончавшись в марте 2017 года.

«Многие ленфильмовцы ушли на фронт в первые дни войны. Режиссер Евгений Червяков был добровольцем и погиб в феврале 1942-го. Режиссер Ян Фрид дошел до Берлина. Актриса Янина Жеймо, которая после войны сыграла Золушку в одноименном фильме, всю блокаду провела в Ленинграде: дежурила на крышах, выступала в госпиталях и во фронтовых бригадах. За время войны погибло или пропало без вести 359 сотрудников студии. Во дворе «Ленфильма» есть памятник, посвященный этим героям», – рассказал пресс-секретарь студии Артемий Аграфенин.

В августе 1941 года «Ленфильм» эвакуировали в Алма-Ату для создания совместно с «Мосфильмом» Центральной объединенной киностудии. Там было снято множество антивоенных фильмов, которые поддерживали дух советских граждан в столь непростое время. Например, «Актриса» (6+), «Она защищает Родину» (6+), «Малахов курган» (0+) и другие. «Ленфильм» вернулся из эвакуации в марте 1944 года, и уже 26 июня там начались съемки фильма «Морской батальон» (0+).

Тема блокады Ленинграда стала одной из главных для студии. Такие фильмы, как «Балтийское небо» (12+), «Зимнее утро» (0+), «Ижорский батальон» (0+) и многие другие увековечили эти страшные страницы в истории нашего города. «Ленфильм» до сих пор регулярно выпускает кино о блокаде, достаточно вспомнить документальные ленты «Блокадный футбол» (0+) или «Приравнены к хлебу» (0+).

Не для всех

Примерно со второй половины 60-х годов массовое зрительское кино стало коньком другой советской студии – «Мосфильма», тогда как «Ленфильм» начал выпускать более глубокие сложные картины. Важную роль в этом сыграли режиссеры Алексей Герман, Александр Сокуров, Илья Авербах и другие.

«В нашем городе всегда была особая культура и свое представление о прекрасном. Кинематографисты в «Ленфильме» не просто снимали кино, они создавали особый киноязык и особенную киношколу, которая до сих пор существует», – рассказал Александр Поздняков.

Сегодня эту марку держат такие режиссеры, как Алексей Герман-младший, Дмитрий Светозаров, Вячеслав Сорокин и другие.

«Поскольку мои родители работали на «Ленфильме», я попал на киностудию года в четыре. «Ленфильм» был переполнен кумирами: я видел там Олега Янковского, Николая Караченцова, Александра Абдулова, Людмилу Гурченко, Олега Басилашвили, Алису Фрейндлих и многих других легенд советского кино. Они ходили там в гриме и костюмах из разных эпох, в разных декорациях. В общем, «Ленфильм» казался мне какой-то волшебной территорией фантастических существ», – рассказал Алексей Герман-младший.

Впрочем, продолжил режиссер, после распада СССР все изменилось.

«Там становилось все темнее, малолюднее. Я подумал, что если буду снимать кино, то жизнь на «Ленфильме» продолжится. Ну и киностудия все равно оставалась неким энергетическим намоленным местом, работать в котором даже стены помогают», – рассказал он.

Лучшее, конечно, впереди

В 2004 году «Ленфильм» перестал быть государственным и в одночасье потерял права на доходы от своей «золотой коллекции» фильмов. К 2010 году студия вынуждена была содержать все хозяйство «Ленфильма» на собственные средства, которых не хватало, поэтому кинопроизводство полностью прекратилось. Не было средств и на современное оборудование.

«Студия на 95% была в аварийном состоянии, там было просто невозможно работать», – рассказал Эдуард Пичугин, возглавлявший «Ленфильм» с 2012 по 2020 год.

Эдуард Пичугин предложил план по возрождению студии и получил в банке ВТБ целевой кредит в размере 1,5 млрд рублей.

«На эти деньги мы отремонтировали кровли, инженерные сети, павильоны, обновили цеха, создали музей и даже построили кинотеатр. За годы моей работы на студии было снято 16 полнометражных фильмов. Помимо этого, мы предоставляли профильные услуги для сторонних компаний, выручка с 2012 года увеличилась в три раза. Мы проделали огромную работу по возвращению прав на «золотую коллекцию», которая могла ежегодно приносить нам по 150 миллионов рублей, однако процесс затянулся», – рассказал Эдуард Пичугин.

От долгов «Ленфильм» спасло Министерство культуры РФ в 2021 году, а в 2022-м студия вернула себе права на «золотую коллекцию». Действующее руководство студии во главе с Федором Щербаковым продолжило ремонтные работы и в павильонах, и во дворах студии. На «Ленфильме» появилась студия шумового озвучания, студия перезаписи и даже полноценная видовая площадка в 1100 квадратных метров.

Кинопроизводство на «Ленфильме» восстановлено, пусть и не в масштабах СССР. Так, в январе вышла драма «Воздух»  (16+), в ноябре 2023 года – комедия «Пять процентов» (18+). В павильонах «Ленфильма» частично снимали сериал «Король и шут» (18+), фильмы о Майоре Громе и многое другое.

Прямо сейчас «Ленфильм» снимает триллер «Монохром» и активно готовится к производству сказки «Василиса», сериала «Витязи», которые должны стать русским Marvel, и документальной драмы про сотрудника «Леннаучфильма» Павла Клушанцева, которого режиссеры Джордж Лукас и Ридли Скотт называли своим учителем. И это далеко не все планы студии.

В марте 2022 года открылась сценарно-режиссерская лаборатория «Ленфильм-дебют», в рамках которой опытные кинематографисты помогают новичкам с первыми проектами и поиском средств на их реализацию. Так студия официально стала кузницей новых кадров.