Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Петербургская трагикомедия: Юрий Стоянов и Дмитрий Светозаров рассказали о съемках «Пяти процентов»

Для фильма построили мастерскую советского скульптора
Фото: Алексей Афанасьев/«Петербургский дневник»

В павильонах киностудии «Ленфильм» идут съемки трагикомедии «Пять процентов». Режиссер Дмитрий Светозаров пригласил двух мастодонтов отечественного кинематографа Юрия Стоянова и Виктора Сухорукова, чтобы снять фильм о том, как в современном мире живется представителям его поколения.

Авторское кино

Большая часть действия фильма будет проходить в мастерской главного персонажа – скульптора-монументалиста Николая Фомича Ферапонтова, которого играет Юрий Стоянов. Именно ее художники и построили в «Ленфильме». За плечами Ферапонтова не самая честная жизнь, в которой осталось неофициальное звание «классика соцреализма» вместе с востребованностью. И его мастерская прекрасно отражает судьбу персонажа: пространство заполнено статуями и бюстами разного размера, а на кухне сушатся использованные пакетики чая.

«Мастерскую мы создали за две недели, а потом еще семь дней насыщали пространство для того, чтобы зрители поверили, что здесь почти 40 лет творил скульптор. Несколько скульптур мы сделали специально для проекта, например колхозницу, – сказал оператор-постановщик Глеб Климов, указывая на почти трехметровую белесую барышню без одежды. – Многочисленные бюсты Ленина мы собрали по разным мастерским города, а фигуру деревянной на вид женщины, которая явно когда-то украшала нос корабля, мы обнаружили на помойке «Ленфильма».

Для того чтобы кадры выглядели еще более атмосферно, съемочную площадку задымляют. «Мы делаем это по двум причинам. Во-первых, в настоящих мастерских всегда есть взвесь в воздухе, ведь скульпторы работают с гипсом и цементом. Во-вторых, это отличный способ отделить первый план от заднего, размыть ненужные детали, сделать изображение более объемным», – пояснил Глеб Климов.

Загримированный под Ферапонтова Юрий Стоянов выглядит в этих декорациях крайне органично: гримеры вспушили ему волосы, а костюмеры заставили надеть треники с растянутыми коленями и рубашку в пыльных пятнах. «Меня не беспокоит, как я выгляжу, так как я знаю, что могу быть другим», – заверил актер.

Ассистент художника по костюмам Ксения Дурина поведала, что всю необходимую одежду купить героям не удалось. «Для персонажа Юрия Стоянова мы специально сшили нижнее белье, потому что у современного совсем не тот крой и материал. Дело в том, что наши персонажи живут прошлым, поэтому и одежда им нужна соответствующая. Изюминкой образа персонажа Виктора Сухорукова стала знаменитая зенитовская шапка-петушок, которая была популярна в СССР, ее мы купили в интернете», – рассказала она.

Фото: Алексей Афанасьев/«Петербургский дневник»

Спустя полвека

Режиссер картины Дмитрий Светозаров уверяет, что не писал Ферапонтова для конкретного актера, однако по итогу понял, что подсознательно думал именно о Юрии Стоянове.

«Мы знакомы много лет, работали вместе на трех проектах, поэтому я в нем уверен. Химия между актером и персонажем получилась невероятная, наверное, потому что я всегда думал про Юру. Кандидатура Вити Сухорукова, которого я тоже очень давно знаю, родилась чуть позже, Юра обратил на него мое внимание. Как оказалось, они жили в одной комнате общежития, когда учились в ГИТИСе почти полвека назад, однако вместе никогда в кино не снимались», – сообщил он.

Юрий Стоянов очень благодарен режиссеру за возможность встретиться на одной площадке с другом.

«Когда мы познакомились, мне было 17, а Вите 25, поэтому он меня многому научил. До института я не курил и не знал вкус алкоголя, а он рассказал, что в этом есть плюсы, – сказал он и рассмеялся, явно вспоминая наиболее яркие картины студенчества. – Это наш первый совместный фильм, и мы прекрасно проводим время и до съемок, и во время съемок, а главное – после. Иногда мы переигрываем, стараясь засунуть в кадр больше, чем он того требует, но наша дружба – большой плюс для кино. Некоторые вещи нам не надо играть, потому что они уже есть», – рассказал он.

Помимо этого, в кадре появится Дмитрий Лысенков, который успел засветиться почти во всех громких российских проектах последних лет от «Вампиров средней полосы» до «Чебурашки».

«У меня совсем небольшая роль, о которой я не могу рассказать, – это будет прямой спойлер. Скажу лишь то, что мой персонаж – весьма напористый товарищ, такой Хлестаков нашего времени. В театре у меня были похожие персонажи, а вот в кино – в первый раз, отчасти поэтому я согласился принять участие в проекте. Впрочем, сильнее всего меня привлекли фамилии Светозарова и Стоянова. Мы очень давно знакомы, поэтому я был очень рад с ними поработать», – рассказал он.

И Виктор Сухоруков, и Юрий Стоянов очень любят импровизировать, однако режиссер заверил, что съемкам это не мешает. «Витя на удивление послушен, возможно, потому что ему искренне нравится роль. Вообще, я не против импровизации, для такого жанра как трагикомедия она просто бесценна. Так что примерно половину из того, что предлагают актеры, я оставляю», – пояснил Дмитрий Светозаров.

Несмотря на то что Ферапонтов давно не делает скульптур, Юрию Стоянову все же пришлось на съемках браться за гипс. Как выяснилось, подобная работа актера совсем не пугает. «У меня руки растут из нужного места, поэтому в свободное время я работаю с деревом. У меня есть своя небольшая столярная мастерская. Я делаю столы, буфетики, полки, часы – все, что можно подарить. Последнее время делаю скворечники, весна же, – рассказал Юрий Стоянов и показал фотографию скворечника невероятной красоты. – В общем, в кадре я делаю немного, но все же делаю».

Фото: Алексей Афанасьев/«Петербургский дневник»

Выдумка соцреализма

По сюжету фильма в мастерской Ферапонтова обнаруживаются картины, от продажи которых он надеется получить целое состояние, однако вокруг сразу же возникает множество интересантов, и ему остается лишь пять процентов. Отсюда и название фильма, впрочем, за этой цифрой стоит нечто большее.

«Пять процентов – это все, что достается большинству стариков в нашей стране. Многие из них всеми забыты, несчастны, плохо понимают мир, в котором оказались, их судьба очень грустна. Замысел фильма родился из моих размышлений о поколении людей, которых выковал прошедший век», – пояснил Дмитрий Светозаров.

Сугубо положительных персонажей в фильме, как и в жизни, нет. «Положительный герой – это выдумка соцреализма, все люди многогранны. В фильмах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» положительных героев тоже нет, но это не делает их плохими», – отметил режиссер.

Юрий Стоянов заверил, что в отличие от своего персонажа он в современных реалиях прекрасно ориентируется. «Я пользуюсь интернетом, и никто из моих коллег старпером меня не считает. Единственное, я читаю только бумажные книги, а также избегаю социальных сетей, потому что там много оценочного д***а. Появилось миллион так называемых специалистов по кинематографу: сидит такой малообразованный, малограмотный человек на фоне одной и той же стены и начинает анализировать жизнь. Это так убого, так бездарно, так безграмотно. Но я понимаю, почему такие персоны в кадре, – они писать не умеют, у них нет почерка, они даже не знают, что это такое», – сказал он.

Актер подчеркнул, что блогер Евгений Баженов, который ведет YouTube-канал «BadComedian», к вышеперечисленным персонажам не относится. «Я смотрел его обзоры. Очевидно, что он не бездарный человек. Это человек с большой фантазией, со своим субъективным, безумно субъективным, но все-таки очень искренним взглядом на кино. Через баловство и хулиганство он пытается донести свое мнение, рассказать о том, что любит и не любит. Это невероятно субъективно, но то, что такая точка зрения есть, надо иметь в виду, надо видеть и слышать это мнение», – уверен Юрий Стоянов.

Актер признается, что в его биографии есть как хорошие, так и плохие фильмы. Каким будет «Пять процентов», он сказать пока не готов. «Оценивать невышедшие фильмы – занятие неблагодарное. Однако я уже могу оценить сценарий, и с ним все в порядке. Да и режиссер прекрасный. «Пять процентов» – абсолютно петербургская история, чисто ленфильмовское явление, которое, как и многие фильмы Светозарова, просто прорастают сквозь асфальт, коммуналки, новые богатые квартиры. Мы покажем не открыточный Петербург, но все же Петербург», – заверил он.

Дмитрий Светозаров отметил, что картина будет готова к середине лета, а зрители смогут ее увидеть уже осенью этого года. «Если, конечно, все пойдет по плану», – добавил он.

Алексей Афанасьев/«Петербургский дневник»
Закрыть