Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Актеры на колесах: «Ленфильм» показал свою коллекцию ретроавтомобилей

Там много оригиналов первой половины ХХ века
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Многие слышали об уникальной коллекции ретроавтомобилей киностудии «Ленфильм», однако мало кто ее видел. «Петербургский дневник» попал в святая святых студии – в центр реквизита под поселком Федоровское и теперь готов вам все показать и рассказать. Мы выяснили, какая из машин снималась с Жераром Депардье, кто был водителем Анны Ковальчук в сериале «Мастер и Маргарита» (14+), как Виктор Сухоруков рулил на съемках фильма «Брат» (18+), а также может ли один человек собрать авто в одиночку.

Не авто, а реквизит

В собственности «Ленфильма» 44 игровых автомобиля, 40 из которых хранятся в центре реквизита у поселка Федоровское, а еще четыре – в центральном здании «Ленфильма» как часть экспозиции киностудии. Большая часть коллекции «Ленфильма» – модели начала ХХ века, остальное – машины военного и первых лет послевоенного времени. Причем автомобили, как правило, оригинальные. Некоторые даже признаны культурной ценностью, памятниками истории культуры и техники.

«Чаще всего кинематографисты обращаются к нам именно за очень старыми моделями, что не удивительно, ведь советский автопром, начиная со второй половины 30-х годов найти гораздо проще. Причем если нужно авто 60-х и старших годов, то таких много у рядовых граждан. Многие с удовольствием одолжат машину для съемок и даже лично пригонят ее к площадке. Наши автомобили – это не транспорт, а реквизит. На них нельзя ездить по улицам, поэтому на съемки мы доставляем их на других транспортных средствах», – рассказал Сергей Григорьев.

Жемчужина коллекции – семиместный красавец Studebaker Four Model SD 1915 года.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

«Это 100 % оригинал. Достался он нам не на ходу, но мы быстро поставили его на колеса. Машина очень востребованная, снималась в сериалах «Вертинский» (18+), «Столыпин» (18+) и во многих других. Скоро с ним выйдет сериал «Хроники русских революций», – рассказал Сергей Григорьев.

Среди более поздних экземпляров большим спросом пользуется оригинальный автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на этих машинах эвакуировали людей из блокадного Ленинграда.

«Очень востребованный автомобиль. Машина полностью оригинальная, однако при подготовке к съемкам сериала «Ладога» двигатель мы заменили на 402-й от «Волги». Родной двигатель мы просто пожалели: съемки проходили зимой, и машина полтора месяца изо дня в день выходила на лед. Это не единственный случай, когда мы меняем мотор. Мы так делаем, чтобы и машины сохранить, и кинопроизводителям съемки не усложнять», – сообщил Сергей Григорьев.

А вот шикарный Delaunay Belleville 1914 года выпуска – реплика. Впрочем, если не знать этого факта, то догадаться невозможно.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

«Это копия любимого автомобиля Николая Второго, только эмблема другая. На машине императора была свастика, которую мы разместить никак не могли, поэтому там появились первые буквы имен наших сотрудников, которые эту машину собирали: «с» и «б», что означает Сережа и Боря. Мы построили Delaunay Belleville для кинокартины «Garpastum» (14+) по чертежам журнала «Моделист Конструктор». После этот автомобиль снялся еще в десятке проектов, например в фильме «Распутин» (18+) с Жераром Депардье в главной роли. В сериале «Сонька Золотая ручка» (14+) машина должна была упасть с обрыва речки Монастырки. Чтобы не рисковать Delaunay Belleville, мы построили дублер без мотора и рулевого управления. Этот дублер, кстати, сохранился и, возможно, мы и его поставим на ход», – рассказал Сергей Григорьев.

Мастера на все руки

Delaunay Belleville далеко не единственный автомобиль, который сотрудники киностудии собрали самостоятельно. Слесарь по ремонту игрового транспорта «Ленфильма» Сергей Кузнецов рассказал, что уже полтора года собственноручно превращает старенький ЗИС-5 в очень востребованный среди кинодеятелей грузовик 1931 года ОМО-3.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

«Чисто внешне эти машины друг на друга похожи, поэтому я решил дать нашему убитому ЗИСу новую жизнь под новым названием. При работе я опирался на архивные чертежи, вот уже сварил кабину, сделал крылья из стеклопластика. Капот и маска радиатора у нас оригинальные – они были найдены в местах боев Великой Отечественной войны. Двигатель я взял от ГАЗ-52. Работа близится к завершению, убежден, что автомобиль будет востребован. Кинодеятели уже проявляют к нему интерес», – рассказал он.

При необходимости сотрудники участка игрового транспорта строят машины куда быстрее.

«Если времени мало, то мы сразу втроем «наваливаемся» и собираем машину к съемкам. Время работы зависит от задания – машину с нуля можно собрать за несколько месяцев, а если есть хотя бы какие-то части требуемой модели, то меньше. Также все зависит от финансовых возможностей и требований заказчика, если он готов ждать, пока мы найдем, скажем, нужные фары, то работа затянется. Если не готов, то мы найдем путь проще. Например, вместо фар у нашего Delaunay Belleville медицинские лампы. А уж перекрасить машину мы можем даже за ночь», – рассказал Сергей Григорьев.

Впрочем, даже если машина попадает на «Ленфильм» в нормальном состоянии, то это не значит, что она готова к работе в кино.

«Прямо сейчас мы реставрируем Studebaker light six 1924 года, – сказал Сергей Григорьев. – Это оригинал полностью на ходу, он поступил к нам недавно в изумительной комплектности. Для того чтобы продлить ему жизнь, было принято решение все полностью отреставрировать. Мы уже разобрали автомобиль, отреставрировали шасси, убрали коррозию, перетянули сидения, сняли с кузова старое покрытие и готовим его к покраске. Надеемся завершить все работы к маю 2025 года. Его уже ждут две кинокартины».

Стоимость каждой собранной машины оценить сложно, однако сотрудники «Ленфильма» уверяют, что это дешевле, чем, например, купить новое отечественное авто самой простой модели.

«Построить автомобиль с нуля почти всегда дешевле, чем привести в порядок оригинал. Главное – купить рабочий двигатель, а остальные расходники не слишком дорогие: внешняя часть, как правило, из пластика, колеса – деревянные. Для езды на дорогах так машины строить нельзя, но для съемок это идеальный вариант», – сказал Сергей Григорьев.

Только в надежные руки

Все машины сотрудники «Ленфильма», естественно, берегут как зеницу ока, поэтому редко доверяют управление кому-то другому.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

«Пускать актеров за ретроавто нельзя, иначе они и себя, и машину угробить могут. Благо, что большинство это понимает. В сценах, где лица водителя не видно, я или мои коллеги выступаем в роли дублеров. Если режиссер настаивает на том, что лицо артиста все-таки должно быть видно, то мы проводим подробный инструктаж. Я лично учил Виталия Соломина управлять специально созданным для сериала про Шерлока Холмса автомобилем. Я же давал мастер-класс Виктору Сухорукову, который в фильме «Брат» (18+) должен был управлять Lincoln Continental, а опыта вождения на тот момент у него было мало», – пояснил Сергей Григорьев.

Еще интереснее было на съемках сериала «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

«У нас был легковой автомобиль «Дукс» каких-то 1900-х годов выпуска. Для съемок сериала про Шерлока Холмса мы прицепили к нему кузов. Потом на нем должна была прокатиться Маргарита. Конечно, актриса Анна Ковальчук не могла самостоятельно управлять машиной, поэтому меня положили на пол, накрыли тряпочкой, но так, чтобы я мог нажимать на нужные педали. В один момент мы чуть режиссера не сбили, но все обошлось», – вспоминает Сергей Григорьев.

Благо несчастных случаев с машинами «Ленфильма» не случалось.

«Максимум – нам возвращали автомобиль с царапиной, но это для нас не проблема», – заверил Сергей Григорьев.

Мазагай Мазагаев/Алексей Афанасьев