«По мотивам реальной жизни»: «Ленфильм» готовится к премьере «Последней цены»
23 марта на XXII Международном фестивале кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске состоится российская премьера фильма «Последняя цена» (18+) киностудии «Ленфильм». Режиссер и сценарист фильма Наур Гармелия рассказал «Петербургскому дневнику», каково это – снимать истерн в Абхазии и работать в городах-призраках.
Все это было
«Последняя цена» – история русской семьи из полуразрушенного войной абхазского городка. Для того чтобы выжить, эти люди выращивают фундук. Семья надеется разбогатеть благодаря внезапной «ореховой лихорадке» и взлету цен, но в поселке появляется банда, ворующая орехи.
Наур Гармелия написал сценарий еще в 2017 году, опираясь на собственные воспоминания, ведь он прекрасно знает, как живут люди в Абхазии. В 2022 году сценарием заинтересовался «Ленфильм», в итоге киностудия получила финансирование на съемку картины от Министерства культуры РФ.
«Я до 20 лет жил в небольшом абхазском селе Гуп и только в 2011 году переехал в Петербург. Сказать, что фильм «Последняя цена» снят по мотивам какой-то реальной истории, нельзя. Сюжет я придумал сам, точнее, не придумал, а сложил, словно пазл, из многочисленных настоящих историй, которые я слышал и видел в своем детстве. У моих персонажей нет прототипов, однако все они – собирательные образы настоящих людей. Я бы сказал, что этот фильм снят по мотивам реальной жизни», – рассказал режиссер.
«Последняя цена» – многожанровая история, в которой есть место и юмору, и драме, и сложным трюковым сценам.
«Уже после первого прочтения сценарий меня впечатлил сложной жанровой структурой: социальная драма плавно врастает в напряженный триллер, а дальше все разрешается в лучших традициях истерна», – рассказал главный редактор «Ленфильма» Андрей Апостолов.
Для тех, кто забыл, истерн – это тот же вестерн, только его события происходят не на Диком Западе.
Когда профессионалов не хватает
Поскольку «Последняя цена» – история русской семьи, почти все главные роли отошли петербургским актерам.
«О том, кому можно предложить роли, я думал еще на этапе подготовки сценария. Прописывая главного героя, я вспоминал Василия Щипицына. На кастинге я лишь убедился в том, что это его герой, однако мы на всякий случай отсмотрели еще около 20 актеров и только после утвердили Василия», – рассказал Наур Гармелия.
Помимо этого в фильме появится актриса Юлия Шубарева, за спиной которой – фэнтезийная драма «Русский ковчег» (0+) Александра Сокурова, сериалы «Черный ворон» (16+), «Улицы разбитых фонарей» (16+) и множество других проектов. В «Последней цене» можно будет увидеть Алексея Белогорцева из сериала «Большой дом» (12+), а также абхазских актеров Рауля Ковэ и Даура Арухаа. Сложнее всего было искать именно местных артистов.
«В Абхазии банально меньше актеров, поэтому часть ролей получили люди, никак не связанные с киноиндустрией. Тем не менее они все меня приятно удивили, сыграв если не лучше, то уж точно не хуже профессиональных актеров», – рассказал режиссер.
Города-призраки
Последнюю цену целиком и полностью снимали в Абхазии, и это было непросто.
«Там нет никакой базы, поэтому нам пришлось все необходимое оборудование везти из Петербурга. Кроме того, довольно сложно было искать актеров для массовых сцен. Дело в том, что в 90-е чуть ли не половина жителей Абхазии уехала. Многие дома пустуют, нередки случаи, когда в огромном многоквартирном доме живет только одна семья», – рассказал Наур Гармелия.
Юлию Шубареву очень впечатлил город-призрак Джантуха.
«Это сказочно красивое и печальное место. Поднявшись на гору, мы увидели город, и он был совершенно пустым. Я невольно закрыла глаза и представила, как когда-то здесь кипела жизнь: из подъездов выходили люди, во дворах играли дети. Сейчас там живут пять или шесть семей, хотя условий там никаких уже нет: ни отопления, ни воды, ни школ рядом. Тем не менее люди настолько любят это место, что не могут его оставить и надеются на возрождение города. Вообще, Абхазия меня покорила, я влюбилась в эту страну», – рассказала актриса.
Как говорилось выше, в фильме много погонь и перестрелок, но сложнее всего команде далась сцена пожара.
«Мы нашли заброшенный аварийный дом, который было совсем не жалко сжечь, и выкупили его. Прежде чем приступать к съемкам, мы долго репетировали, в итоге сняли сцену за один дубль – это огромная удача! Рядом дежурили скорая помощь и пожарная машина, однако, к счастью, их услуги нам не понадобились», – вспоминает режиссер.
Пока «Последняя цена» готовится к турне по фестивалям, впрочем, до кинотеатров картина обязательно дойдет, это лишь вопрос времени.