Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Есть что посмотреть: топ действительно хороших российских фильмов ХХI века

По версии «Петербургского дневника»
Фото: кадр из фильма «Стиляги» (2008)

Российское кино принято ругать, особенно достается фильмам ХХI века: старшее поколение сравнивает их с советскими картинами, а молодое – с голливудскими, и результат в обоих случаях предсказуем. Однако корреспондент «Петербургского дневника» точно знает, что после 2000 года хорошие фильмы в нашей стране выходили, и в честь Дня российского кино вспомнила лишь некоторые из них. Если не верите, то просто посмотрите.

«Шапито-шоу» (18+)

Незаслуженно забытая музыкальная драматическая комедия, доказавшая, что артхаус – это для всех. Четыре новеллы «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество» рассказывают о вечных темах, однако настолько нетривиальным языком, что даже прописные истины звучат свежо и оригинально. Актеры Петр Мамонов и Степан Девонин выводят конфликт отцов и детей на новый уровень. Персонажи новеллы «Сотрудничество» рассуждают об эрзац-культуре и ее праве на существование. Герои актеров Веры Строковой и Алексея Подольского разбираются, что такое любовь и всегда ли те, кто не может друг без друга, испытывают именно это чувство. Еще в фильме есть шоумен Стас Барецкий, и он там как никогда кстати.

«Ночной продавец» (18+)

Удивительная история о том, как продавец круглосуточного магазина студент Даня однажды ночью попадает в очень сложную ситуацию, а утра ждет не меньше главного героя гоголевской повести «Вий».

Как-то ночью в магазин к Дане заходит сыщик, которого играет Андрей Краско, и рассказывает о том, что в округе орудует маньяк. Затем молодого человека отвлекает Ингеборга Дапкунайте в роли любвеобильной жены владельца магазина, а позже маньячный на вид герой Виктора Сухорукова. Если рассказать, чем заканчивается общение этих троих, то будет очевидный спойлер, так что поверьте на слово – там все очень нетривиально. Кто именно маньяк, напрямую создатели фильма не говорят, так что зритель может сам для себя ответить на этот вопрос.

Несмотря на сюжет, фильм гомерически смешной, а Ингеборга Дапкунайте и Виктор Сухоруков наверняка получили массу удовольствия от этой работы. А озвученная персонажем Андрея Краско бессмертная фраза: «Всем на все наплевать», – обрела новую жизнь и снова стала мемом.

«Стиляги» (18+)

Очень красивый мюзикл 2008 года о самой оригинальной советской субкультуре. Это история взросления комсомольца Мэлса Бирюкова, который открывает для себя мир стиляг и американской музыки, прослушивание которой некоторыми до сих пор приравнивается к измене Родине. У молодого человека начинаются проблемы, однако никакого ГУЛАГа.

Некоторые зрители поспешили обвинить режиссера в оскорблении советских граждан, которые не разделяли музыкальные вкусы стиляг, ведь в фильме на них сплошь серые во всех смыслах одежды. На это хочется призвать пересмотреть концовку, ведь главные герои фильма разочаровываются и в стилягах, и в США.

Режиссер Валерий Тодоровский собрал блистательную актерскую команду: Олег Янковский, Ирина Розанова, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Максим Матвеев, Оксана Акиньшина, Антон Шагин – всех и не перечислить. А еще в фильме просто великолепные каверы, чего только стоит песня «Скованные одной цепью» в исполнении участников партсобрания.

«Два дня» (18+)

Лучший фильм режиссера Дуни Смирновой и одна из лучших ролей Федора Бондарчука. Он играет высокопоставленного чиновника, который приезжает в провинциальный музей, по сути, чтобы закрыть его ради освобождения дорогостоящей земли. Однако там он встречает влюбленную в литературу Машу в исполнении Ксении Раппопорт, идет на риск, круто меняет планы, да и вообще всю свою жизнь. И нет, он не превращается в добродушного библиотекаря, который умеет довольствоваться малым, однако определенный рост личности наличествует.

Это мелодрама, но комедийная, так что многие аспекты провинциальной и московско-чиновничьей жизни показаны весьма иронично.

«Рассказы» (18+)

Это сборник из четырех на первый взгляд комедийных, но по сути грустных новелл о разных проблемах современного российского общества. В одной молодая пара сначала выбирает, как устроить свадьбу, а затем им предлагают подумать и о последующей жизни: определиться, кто и когда начнет изменять, и даже заранее подобрать варианты. В другой истории хорошо показан круговорот взяток в России вплоть до президента в исполнении Игоря Угольникова, хотя он, к слову, берет не деньгами.

Больше всего фильм обсуждали из-за последней истории, в которой персонаж Константина Юшкевича, осознав, как же глупа его любовница, произносит сакраментальную фразу: «О чем с тобой трахаться?» В роли любовницы, кстати, прекрасная Любовь Аксенова.

«Дурак» (18+)

Безжалостная сатира на современное общество. Впрочем, вряд ли наши предки не сталкивались с подобными проблемами. Главный герой фильма – сантехник Дмитрий Никитин – приезжает на вызов в общежитие и понимает, что простоит здание не больше суток, а там, на минуточку, проживают 800 человек. Он пытается достучаться до властей города, однако высокопоставленные лица приходят к выводу, что лучше оставить все как есть.

Однако эта история не про коррупцию и плохих чиновников. Это экзистенциальные размышления на тему спасения, о том, кто его достоин, и почему спасателей у нас во все времена считали дураками.

«Маша» (16+)

Оригинальная история про лихие 90-е, ведь все ужасы времен первичного накопления капитала показаны глазами 13-летней девочки. Маша – племянница Крестного, который, выражаясь блатным языком, «держит» весь город. Спортивные ребята из его качалки, которые ужасают всех горожан, любят и опекают девочку, они готовы убить всех, кто хотя бы косо на нее посмотрит, однако в итоге Маша становится очередной их жертвой. Правда узнает об этом только через десяток лет.

Режиссер фильма Анастасия Пальчикова признает, что в основе фильма ее реальная история, однако не уточняет, где правда, а где вымысел, ведь другие участники произошедшего еще живы.

«Холоп» (12+)

Полная справедливости история о том, как оригинально можно из зажравшегося мажора, в роли которого выступил наш сербский друг Милош Бикович, сделать человека. Главный герой фильма в одно не прекрасное для него утро просыпается не в роскошной квартире, а в хлеву, и все окружающие убеждают его, что он крепостной крестьянин, а на дворе середина ХIХ века. В перевоспитании участвуют Иван Охлобыстин и Александра Бортич.

«Даун хаус» (18+)

Этот шедевр давно обзавелся статусом культового и к просмотру просто обязателен. По сути, это крайне смелая и оригинальная экранизация романа «Идиот» Федора Достоевского с перенесением персонажей в ХХI век. Именно в ХХI, потому что действия фильма разворачиваются не в 90-е, как думает большинство зрителей, а в 2018 году, о чем лично рассказал режиссер «Даун Хауса» Роман Качанов.

Герои фильма разговаривают на уникальном русском языке, в котором что ни фраза, то мем: «Все бы им над русским человеком издеваться», «Я такая затейница», «Полное освобождение от депрессии в вечно зелёных единицах». Именно «Даун Хаус» подарил нам бессмертного сказочного д***. И да, после этого фильма Ивана Охлобыстина признали большим талантом.

«Квартет И»

В 1993 году выпускники эстрадного факультета ГИТИСа основали театр «Квартет И» и начали делать спектакли, которые пользовались успехом в среде как интеллигентных театралов, так и столичного бомонда. Спектакль «День радио» очень хвалил, например, сатирик Михаил Задорнов, причем не в интервью или на концертах, а в книгах. Представляете, как ему понравилось?

В 2007 году «Квартет И» превратил один из своих спектаклей в фильм «День выборов» (18+) и кинокритики заговорили о возвращении той самой сатиры, а рядовые зрители просто смеялись крайне актуальным шуткам. Песни «ВыборА», «Снежинка», «Учительница» и другие моментально ушли в народ, а фильм разлетелся на цитаты.

С тех пор «Квартет И» регулярно превращает свои спектакли в киношедевры разного калибра. Корреспондент «Петербургского дневника» особенно рекомендует первый, второй и последний на данный момент фильм из серии «О чем говорят мужчины» (18+), а также великолепную пародию на ужасы «Быстрее, чем кролики» (18+). «Громкая связь» (18+) обычно больше нравится тем, кто не смотрел оригинальный итальянский фильм «Идеальные незнакомцы» (18+), а «День радио» (18+) – тем, кто не видел одноименный спектакль. Обойти вниманием можно лишь «День выборов 2» (12+) и «Страну чудес» (12+), в которой «Квартет И» отвечал лишь за одну новеллу.

Виктор Шамиров

Многие узнали этого режиссера после премьеры фильма «Непосредственно Каха» (18+), точнее, после выхода полного ненависти обзора от блогера Евгения Баженова, более известного как BadComedian. Теперь зрителям сложно поверить, что когда-то Виктор Шамиров снимал тонкие интеллигентные картины, а ведь он это делал.

По мнению корреспондента «Петербургского дневника», который полностью разделяет негодование BadComedian, больше других внимание заслуживают две трагикомедии: «Упражнения в прекрасном» (18+) и «Со мною вот что происходит» (18+). Первая рассказывает о сложных отношениях актеров с искусством, а вторая – о поисках смысла жизни в предновогодней Москве. В обоих фильмах талантливый и убедительный Гоша Куценко.  

Отметим, в этот список не попали фильмы Алексея Балабанова, картины про Майора Грома, и самые первые «Елки», но только потому, что вы и так их помните. Кроме того, ранее «Петербургский дневник» составлял топ лучших новогодних фильмов, часть которого составляют прекрасные отечественные работы, например, «Серебряные коньки» и «Француз».

Закрыть