Красивый фильм в красивом городе: в Петербурге состоялась премьера фильма «Серебряные коньки»
В Санкт-Петербурге состоялась премьера фильма «Серебряные коньки». Событие откладывалось почти год, однако вчера съемочная группа, актеры и немногочисленные гости собрались в Александринском театре, чтобы, соблюдая все коронавирусные ограничения, посмотреть красивую сказку.
Действия фильма развиваются в Петербурге в канун нового 1900 года. Сын бедного фонарщика Матвей, которого играет Федор Федотов, влюбляется в дочь высокопоставленного сановника – Алису. Ее исполнила Софья Присс. Впрочем, любовной линией история не ограничивается.
Красивый город в красивое время
Режиссер Михаил Локшин подчеркнул, что роман «Серебряные коньки» Мэри Мэйпс Додж отношения к фильму не имеет.
«Мы лишь немного отталкиваемся от сюжета книги, но не повторяем его. Настоящим вдохновением стала картина, на которой были изображены замерзшие каналы в Голландии ХVII-ХVIII веков. Я осознал, что Петербург когда-то жил так же – многочисленные каналы зимой превращались в полноценные транспортные артерии, по которым можно было передвигаться на коньках и санках. И мы со сценаристом Романом Кантором стали думать в этом направлении. При этом сразу знали, что снимем историю любви на фоне классовых противоречий», – рассказал режиссер Михаил Локшин.
Съемки шли в Петербурге и Ленинградской области с конца января по май 2019 года.
«Нам повезло: тогда был снег, и часть сцен мы смогли снять на настоящих каналах. Однако для массовых эпизодов нам пришлось воссоздать в павильоне 130-метровый участок Мойки и Зимней канавки и заполнить его льдом. Это довольно сложная работа», – сообщил режиссер.
Создатели картины пытались учесть исторические детали и факты и даже ввели в сюжет ученого Дмитрия Менделеева, однако подчеркивают, что снимали художественное, а не документальное кино.
«Графика в нашем фильме есть, но лишь для того, чтобы приблизить зрителя к той реальности, показать красоту серебряного века нашей страны, создать романтическое настроение», – сообщил Михаил Локшин.
Отметим, Сергей Колтаков, сыгравший Менделеева, не дожил до премьеры трех месяцев – он скончался 7 сентября 2020 года.
Гуськов – за женщин
Большая часть действий фильма разворачивается на льду, и многие персонажи катаются на коньках не просто хорошо, а очень хорошо. Федор Федотов когда-то профессионально занимался хоккеем, однако для того, чтобы выполнить все трюки, прописанные в сценарии, молодому человеку пришлось тренироваться около трех месяцев. Другие актеры начинали практически с нуля.
Кирилл Зайцев, сыгравший соперника Матвея по амурным делам, необходимость освоить коньки воспринял как профессиональный вызов.
«У меня было несколько тренеров: по скольжению, по фигурному артистизму. Хоккейный тренер учил меня резко и эффектно тормозить», – вспоминает он.
Софья Присс призналась, что каталась на коньках только в детстве.
«Дополнительная сложность была в том, что работали мы не на современных коньках, а на исторических, а это гораздо сложнее. Нас тренировали олимпийские чемпионы, поэтому примерно через 10 занятий я вполне уверенно передвигалась по льду», – рассказала актриса.
Юрий Борисов, исполнивший роль обаятельного и политически подкованного карманника, заверил, что после съемок фильма на коньках он может делать вообще все, кроме сальто.
«Могу хоть в туалет сходить в процессе катания, хоть заснуть. На съемках лед под нами трещал, а люди – летали. Но мы все сдюжили, и надеюсь, что фильм удался. Я его сегодня в первый раз смотреть буду», – поделился актер.
«Серебряные коньки» – это не просто история любви. Многие проблемы того времени хорошо рифмуются с нашими.
«В фильме тендер на изготовление полицейских дубинок выигрывает зять чиновника, – рассказал актер Алексей Гуськов и хитро улыбнулся. – Именно поэтому персонажи обсуждают идеи марксизма. Они еще не знают, к чему это все может привести, все, чего они хотят, – справедливости».
В картине отражается и фемповестка в лучшем смысле этого слова. «Моя экранная дочь мечтает о высшем образовании, что тогда было немыслимо. Сегодня мы ушли далеко вперед, однако «женский вопрос» еще актуален. Лично я – за женщин и уверен, что в этой борьбе победят именно они», – добавил Алексей Гуськов.
Все, как мы любим
В карьере Софьи Присс и Федора Федотова это первый полнометражный фильм, и ходить по красным дорожкам они еще не привыкли. Для актрисы это был второй светский выход, первый состоялся на презентации «Серебряных коньков» в Москве. Девушка держалась уверенно и охотно позировала фотографам, однако было очевидно, что ей все это в новинку. На вопрос, обращалась ли она к помощи стилиста, Софья задумалась, как будто не знала, какой из ответов будет правильным. Однако все же произнесла: «Конечно», – и приподняла длинное вечернее платье, чтобы продемонстрировать грубоватые ботинки на плоской подошве. Выглядела она прекрасно.
Федор Федотов признался, что на премьере в Москве он нервничал больше. «Там на красной дорожке были люди, которых я раньше видел только по телевизору. Сегодня мне гораздо спокойнее. Рад, что презентация проходит в Александринском театре. Конечно, я больше люблю ТЮЗ (он работает в этом театре. – Ред.), но тут очень красиво и попадает в настроение нашего фильма», – сказал он.
Создатели и актеры фильма расстроены, что «Серебряные коньки» будут показывать в кинозалах, заполненных не больше, чем на четверть, однако признают, что лучше так, чем вообще никак.
Алексей Гуськов призвал во всем видеть плюсы. «Я уже выступал в театре перед залами, заполненными и на 50 процентов, и на 25 процентов, и понял, что сегодня туда ходят только настоящие ценители искусства. Я думаю, что с кино дела обстоят так же, поэтому нашу премьеру увидят самые заинтересованные зрители», – считает он.
Юрий Колокольников, сыгравший в фильме эпизодическую, но яркую роль, уверен, что сегодня в кино ходят либо уже переболевшие коронавирусом, либо те, кто сделал прививку, поэтому бояться нечего. «В этом фильме есть все, что мы любим: вера в чудо, любовь, смена эпох. Я всем рекомендую посмотреть эту зимнюю сказку», – сказал он.
В широкий прокат «Серебряные коньки» выйдут 10 декабря. Премьера в Александринском театре, как и ранее в Москве, закончилась аплодисментами.