Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Лихие 90-е глазами ребенка: в прокат выходит фильм «Маша»

Премьера в кинотеатрах стартует 1 апреля – в этот четверг

После фильмов «Брат» и «Жмурки», а также сериала «Бригада» сказать о «лихих 90-х», казалось бы, больше нечего, однако режиссеру Анастасии Пальчиковой удалось удивить публику. Фильм «Маша» – это история страшных времен глазами 13-летнего ребенка.

Маша – обычная девочка, которой нравятся яркие лосины и очки с цветными линзами. Она мечтает стать джазовой певицей и выйти замуж за старшеклассника Сережу. Ее очень любит дядя, которого все в городе знают как Крестного. Он живет по принципу «Либо ты, либо тебя», поэтому хорошо тренирует крепких юношей, чтобы они кулаками отстаивали удобную ему правду. Этих ребят боится весь город, но для Маши они лучшие друзья. Впрочем, по ходу фильма она по обрывкам фраз и случайным сценам понимает, что эти «друзья» запугивают и убивают, и в конце концов Маша сама стала их жертвой, однако узнает она об этом только через много лет…

В 2020 году на фестивале «Кинотавр» картина получила приз как лучший дебют. Анастасия Пальчикова впервые выступила как режиссер фильма, однако ранее успела написать сценарии для нескольких картин. Сценарий «Маши» тоже готовила она.

Это про меня

Анастасия Пальчикова не скрывает, что в основу фильма легли реальные факты из ее детства, однако не говорит, где настоящие воспоминания, а где – художественный вымысел.

«Я жила в Саратове и лихие 90-е видела собственными глазами. Например, я, как и все дети, знала, что если начинается перестрелка, то надо закатываться под машины. Я помню, как мальчик из нашего двора не успел спрятаться и словил шальную не предназначенную для него пулю. Прототипы некоторых персонажей моего фильма до сих пор живы, поэтому я не готова называть их имена. Моя мама пришла в ужас, прочитав сценарий, и умоляла меня не снимать это, однако в итоге она смогла воспринять фильм как художественное произведение в отрыве от реальных событий и «Маша» ей очень понравилась», – сообщила она.

Режиссер добавила, что в детстве не осознавала ужас происходящего. «Я просто не знала другой жизни, осознание пришло позже. Однако я точно знаю, что не все жили в 90-е «лихо», например мои московские друзья вспоминают это время как становление свободы слова. Значит, дело не во временах, а в людях. Сейчас я хожу к психологу и очень надеюсь, что это мой первый и последний фильм о 90-х», – сказала она.

Картина действительно выглядит как удачная попытка «закрыть гештальт», то есть проработать проблемы прошлого, чтобы они не мешали настоящему.

Интеллигентные боксеры и Полина, которая может все

Кастинг был очень долгим и сложным. «Пока мы искали актеров, которые сыграют боксеров, я поняла, что с мужиками у нас проблемы. К нам приходило множество спортивных и даже брутальных ребят, но все они как будто пахли капучино с корицей, то есть не создавали впечатления, что могут делать то, что персонажи фильма. В итоге часть ролей досталась реальным боксерам. Очень долго мы искали Крестного, но в какой-то момент, к счастью, появился Максим Суханов и просто фантастически проявил себя на пробах», – вспоминает Анастасия Пальчикова.

Александру Мизеву, который сыграл важного в жизни Маши боксера, было сложно побороть свою интеллигентность. «Сцену, где он дает пощечину актрисе Ольге Гулевич, мы сняли с дубля 13-го. Он просто не мог ударить ее как следует. Я понимала, что Оля не может вечно рыдать, изображая истерику, поэтому подошла к Саше и попросила меня ударить. Сначала он отказывался, потом дал мне легкую пощечину. Я потребовала ударить меня нормально, в итоге через какое-то время уговоров он дал мне такую пощечину, что в ушах зазвенело. И все, что я смогла сказать: «Нормально, теперь так же Олю в кадре», – вспоминает она со смехом.

Однако дольше всего искали актрису на роль главной героини. «Я прекрасно понимала, что если наша Маша будет неубедительной, то ничего не получится, поэтому мы пересмотрели огромное количество девочек. Лучшей оказалась петербургская актриса Полина Гухман. Мы утвердили ее за две недели до начала съемок», – рассказала Анастасия Пальчикова.

К началу проекта Полине Гухман было столько же лет, сколько ее экранной героине.

«Она невероятно талантливая, а на съемочной площадке ведет себя как настоящий профессионал, для которого нет ничего невозможного. В фильме есть сцена первого поцелуя Маши и Сережи, однако я сомневалась, стоит ли ее снимать. В итоге мы как-то разговаривали и я сказала: «Если у тебя не получится, то мы придумаем какую-то другую мизансцену». И тут у нее появился взгляд, выражающий: «В смысле у меня не получится? Я сейчас все сделаю!» И она сделала – сцену мы сняли с первого дубля. Мне кажется, это был первый поцелуй в ее жизни», – рассказала режиссер.

Сама Полина Гухман говорит, что на площадке ей пришлось нелегко. «До съемок фильма я толком не знала, что 90-е были таким тяжелым временем. Но Настя мне многое рассказала и объяснила, что в некоторых городах люди жили так, как персонажи фильма. Во время съемок были определенные сложности, но Настя мне во всем помогала, корректировала сценарий, в результате все получалось как надо», – рассказала она.

Быстрее всего нашлась актриса на роль повзрослевшей Маши. «Я не планировала, что у нас в фильме будет какая-то большая звезда, просто Аня Чиповская действительно оказалась лучшей: она прекрасная актриса, великолепно поет и похожа на Полину», – сообщила Анастасия Пальчикова.

Несмотря на то что Аня Чиповская находится в фильме около 10 минут, сыгранная именно ею сцена предопределила финал фильма. «Если честно, изначально я планировала совсем другой финал, однако когда мы отсняли выступление «взрослой Маши» на сцене, то я поняла, что фильм начал жить по своим правилам и конец должен быть другим. В итоге мы сняли два финала и выбрали тот, которого в моей реальной жизни не было», – рассказала Анастасия Пальчикова.

Корреспонденту «ПД» финал очень понравился. Одна из зрительниц предпоказа после окончания фильма сказала, обращаясь к Анастасии Пальчиковой: «Спасибо вам за этот финал от всех, кто пережил лихие 90-е».