Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Милош Бикович не верит в ложь во спасение: сербский актер презентовал спектакль на фестивале ТЮЗа

Вместе с ним в постановке были заняты артисты Белградского драматического театра

После спектакля, несмотря на горячий прием публики, артист выглядел усталым. Но от общения с прессой не отказался. Видимо, еще не знал, что у служебного входа ТЮЗа его ждет еще одно испытания – толпа поклонниц, жаждущая автографов и селфи со звездой.

Бикович не стал скрывать: этот спектакль дался ему непросто. Дело в том, что играть на сербском языке перед русским зрителем ему еще не приходилось. А здесь много текста, важны диалоги, и как воспримет публика сербскую речь, пусть и с субтитрами, предугадать заранее не мог. И потому волновался.

«У меня ощущения неоднозначные. Мне кажется, что при переводе некоторые нюансы все-таки теряются. Если перевод опоздал или выпущен заранее, зритель не получает того эффекта, на который рассчитывали авторы. Поэтому нам так важно было все учесть, чтобы каждое новое выступление стало более четким и точным», – сказал Милош.

Вторая сложность состояла в том, что пьеса написана в жанре водевиля. А создатели спектакля по мере разоблачения лжи сместили акценты от комедии положений к драме.

«Пьеса написана как водевиль. А мы под конец превращаем ее в трагикомедию, даже в драму. Играем другими средствами, более медленно. Потому что хотим копнуть немножко глубже, чтобы зритель почувствовал, какие пагубные последствия несет эта ложь», – сказал Бикович.

Спектакль «Ложь» поставил режиссер Никола Люца по произведению культового современного драматурга и режиссера Флориана Зеллера, пьесы которого занимают сегодня первые строчки в афишах театров всего мира.

Две молодые пары, ведущие между собой нескончаемый диалог, пытаются выяснить, кто кому изменил и кто кому при этом солгал. Грани постепенно стираются, и вот уже ложь кажется повседневным явлением, которое окружает нас каждую минуту, пусть мы даже этого и не замечаем.

«Зеллер написал этот спектакль так, как будто он ночевал у нас дома и слышал все разговоры, которые там ведутся. Он еще раз повторил правило, которому нас учат великие писатели, – чем искреннее, тем универсальнее», – объяснил артист.

Он считает, что в спектакле лгут все.

«Они все врут. В том-то и дело. Мой персонаж – жертва. Ему врут с самого начала, но в конце оказывается, что все не так, как кажется на первый взгляд», – интригует артист.

Над главным вопросом пьесы – может ли неправда спасти семейную жизнь и вообще нужна ли ложь во спасение, он задумывался не раз. И считает, что ложь во спасение – это не панацея, и он в нее не верит.

Сам Милош предпочитает играть в таких спектаклях, где рассказывается о том, что близко и понятно каждому человеку: «Главное, чтобы было не слишком заумно. Потому что, если заумно и скучно, это никому не нужно. Спектакль должен быть интересным».

Именно такими соображениями он руководствуется, принимая или отклоняя предложения режиссеров.

«Сейчас, например, я снимаюсь в «Холопе 2». Думаю, осенью будет еще один проект, потом еще один. У меня все расписано примерно на год», – отвечая на вопрос «Петербургского дневника», сказал артист.

По его словам, переключаться от игры в театре к игре в кино бывает порой сложно. Но говорить о трудностях того, чем занимаешься каждый день, неправильно, ведь это работа.

Он был бы не прочь сняться у таких режиссеров, как Андрей Кончаловский, Борис Хлебников и, конечно, Никита Михалков, Клим Шипенко, с которыми он уже работал раньше.

Сделать шаг от продюсирования к режиссуре, о чем говорил не раз, актер пока не успел, что при его востребованности не удивительно. Он не только играет в театре и кино, продюсирует, но еще и с 33 лет возглавляет Союз кинематографистов Сербии.

«Я не знаю, как долго это будет продолжаться. Но слава Богу, что это так», – говорит он.

Из русских писателей Милош отдает предпочтение Федору Достоевскому. И говорит, что почти все его произведения прочитал, правда, пока на сербском языке. А вот разговорным русским он владеет великолепно и говорит практически без акцента.

«Произведения Достоевского мне очень нравятся. Его персонажами являются представители разных мнений и разных систем ценностей. Они одновременно страстные и верующие. Реальные и являющиеся выражением его философии. Он великий гений», – уверен артист.

И на вопрос, кого бы он хотел сыграть у Достоевского, твердо отвечает: «Порфирия Петровича».

После петербургской премьеры «Ложь» отправится в мировое турне. В России эта постановка будет представлена в Москве, Ханты-Мансийске, Сургуте, Екатеринбурге и других городах.

«Как говорил Милош: «Я должен зрителям Петербурга, потому что в прошлом году они ждали спектакль «Ваал», который привезти не удалось», – отметила директор ТЮЗа имени А. А. Брянцева Светлана Лаврецова. – Премьеру «Лжи» белградский театр делал специально для нас. Это такая реабилитация перед публикой. Милош выполнил свое обещание. Он вообще очень любит Петербург».