Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Мечтаю снимать здесь»: студенты РГИСИ побывали на «Ленфильме»

Теперь мечтают вернуться сюда на работу
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

«Вау!» – именно это чаще всего произносили студенты Российского государственного института сценических искусств во время экскурсии по киностудии «Ленфильм». Будущие режиссеры с восторгом осмотрели павильоны, где снимались их любимые фильмы, узнали, как создается магия кино, а также встретились с актрисой, режиссером, заслуженной артисткой РСФСР Натальей Бондарчук. К концу экскурсии все они мечтали об одном – вернуться в «Ленфильм» уже на работу.

Киностудия продолжает серию мероприятий для представителей сторонних организаций. Туда уже приходили члены Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» и представители городского отделения Союза театральных деятелей РФ. Сотрудники «Ленфильма» провели экскурсию для студентов Государственного института кино и телевидения Санкт-Петербурга, теперь дошла очередь до РГИСИ.

Порядка 80 проектов в год

«Любой режиссер знает, что если одно и то же помещение появляется в фильме несколько раз, то гораздо выгоднее построить его в павильоне, а не арендовать на натуре. Просто в павильоне идеальная звукоизоляция, да и делать можно, что хочешь, а для съемок, например, в обычной жилой квартире придется побегать по инстанциям, а еще – договариваться с соседями, а это не просто», – обратился руководитель отдела общественных связей студии Артемий Аграфенин к студентам в первом павильоне.

После молодые люди прошлись по волчьему коридору и узнали, почему он так, собственно, называется.

«В СССР разнорабочих называли волками, потому что они были голодными до работы. Все желающие подзаработать собирались в этом коридоре с утра в надежде, что кинематографистам потребуется что-то покрасить или перенести. Сейчас в этом коридоре ранним утром собирается массовка, хотя иногда здесь можно встретить и коз, и баранов, и собак, в общем, всех, кого режиссер решил снять», – рассказал Артемий Аграфенин.

Во втором павильоне с огромным хромакеем студенты узнали, что такое коммерческая тайна.

«В год на «Ленфильме» снимается порядка 80 проектов, большая часть из которых, конечно, сторонние. То есть к нам приходят кинематографисты, арендуют павильон, технику, костюмы, реквизит и снимают. В процессе мы не имеем права раскрывать информацию о таких проектах, поэтому не можем рассказать, что здесь происходит сейчас. Зато можем сообщить, что здесь снимались все части трилогии про Майора Грома, фильм «Мастер и Маргарита» (18+), в котором Воланда сыграл немецкий актер Август Диль, сериал «Король и Шут» (18+) и многие, многие другие проекты», – рассказал Артемий Аграфенин.

Старая школа

Большое впечатление на студентов произвел четвертый, старейший павильон киностудии, где в конце ХIХ века располагалось известное увеселительное заведение – сад «Аквариум». Именно там состоялся первый кинопоказ в России, когда те самые братья Люмьер привезли свой фильм «Прибытие поезда».

«Сейчас в четвертом павильоне готовятся декорации к новогодним елкам по мотивам фильма «Снежная королева» режиссера Геннадия Казанского. Вы можете увидеть магию кино в действии, ведь прекрасный ледяной дворец сделан из картона, бумаги и фанеры. Декорации всегда строятся из простых материалов, которые легко переносить и утилизировать. При этом благодаря мастерству художников и грамотному постпродакшену зрители будут уверены, что на экране все настоящее», – заверил Артемий Аграфенин.

Студенты усомнились, что в век компьютерных технологий им стоит осваивать папье-маше, однако руководитель отдела общественных связей «Ленфильма» посоветовал не отвергать методы «старой школы».

«Вы все будете работать с ограниченным финансированием, а компьютерная графика – вещь дорогостоящая, так что вам придется постоянно думать, как реализовать свои задумки и вписаться в бюджет. Так что вам понадобится смекалка, смекалка и еще раз смекалка», – сказал он.

На выставке «Сказка за сказкой» (3+) студенты узнали, что на съемках фантастических проектов кинематографистам приходится проявлять просто чудеса креатива.

«У нас в экспозиции есть та самая якобы хрустальная туфелька, которую актриса Янина Жеймо носила в сказке «Золушка» (0+). На самом деле эта туфелька сделана из оргстекла, а сверкать ее словно хрусталь заставил оператор фильма. Для этого на пупырышки туфельки направлялся яркий свет прожектора, и получался нужный отблеск», – рассказал Артемий Аграфенин.

Руководитель отдела общественных связей студии добавил, что многие грандиозные сцены для экономии сил, средств и времени снимаются в павильонах.

«Например, для фильма «28 панфиловцев» (12+) в четвертом павильоне построили небольшое поле, по которому ездили уменьшенные макеты танков, а на экране они как настоящие – это и есть магия кино», – рассказал он.

Артемий Аграфенин добавил, что сегодня звуки и шумы крайне редко записываются на съемочной площадке.

«Режиссерам гораздо проще передать отснятый материал в наш цех шумового озвучания, и звукооформитель Сергей Фигнер крайне реалистично изобразит все нужные шаги и скрипы. В его руках любой предмет становится своеобразным музыкальным инструментом. Вы можете сами на выставке «Сказка за сказкой» попробовать изобразить стук лошадиных копыт половинками кокоса, а листвы – пленкой из старых аудиокассет», – предложил он, и студенты с удовольствием воспользовались возможностью.

В гараже «Ленфильма», где стоят четыре ретроавтомобиля и сани из фильма «Русский бунт» (16+), студенты узнали, что главные автосокровища студии находятся в центре реквизита под поселком Федоровское.

«Это наименее востребованные автомобили, поэтому мы и сделали их частью экспозиции, чтобы показывать во время экскурсий. Большая часть нашей коллекции, более 40 автомобилей, хранятся в специальном гараже, где их ремонтируют, подкрашивают и готовят к съемкам. Самые востребованные – это наиболее старые модели автомобилей, поэтому большая часть наших машин из первой половины ХХ века», – рассказал Артемий Аграфенин.

Ваше время

Ректор РГИСИ Наталья Пахомова рассказала студентам, что институт сыграл важную роль в истории «Ленфильма».

«Многие великие актеры и режиссеры, работавшие на этой киностудии, снявшие культовые фильмы и сериалы, были выпускниками нашего института. Так что для нас «Ленфильм» – родное место, поэтому я очень благодарна президенту России Владимиру Владимировичу Путину и губернатору Петербурга Александру Дмитриевичу Беглову за то, что эта киностудия снова перейдет городу», – сказала она.

Наталья Бондарчук также пожелала студентам, чтобы старейшая киностудия страны стала для них родной.

«Я попала на «Ленфильм» еще со своей мамочкой, актрисой Инной Макаровой, а потом уже сама пришла сниматься в «Звезде пленительного счастья» (0+). Кстати, я так рада, что мое платье из этого фильма сохранилось и его даже можно увидеть на небольшой выставке. Так что для меня эта студия – родной дом. Желаю и вам чувствовать себя здесь как дома», – сказала актриса и режиссер.

Сами студенты пока сомневаются, что когда-то смогут чувствовать себя на этой киностудии как дома.

«Я впервые на «Ленфильме», поэтому просто в шоке! Мне все нравится! Я даже сфотографировалась с Натальей Бондарчук – моя бабушка будет в восторге! Я учусь на режиссера, мечтаю снимать какой-нибудь постапокалипсис, научную фантастику. Конечно, мне бы очень хотелось работать на «Ленфильме», – рассказала студентка второго курса Полина Шевцова.

Второкурсник и будущий режиссер Герман Николаев сомневается, что когда-нибудь сможет снять фильм в этих стенах.

«На «Ленфильме» работают только большие кинорежиссеры, а я и мои однокурсники еще долго будем искать финансирование для первых проектов. Но я надеюсь, что мне хотя бы за время студенчества удастся поработать на каких-нибудь съемках в «Ленфильме». Моя мечта – снимать авторское кино. Я слышал про проект «Ленфильм-дебют», в рамках которого начинающие режиссеры могут снять свой первый полный метр, но я о таком пока и не мечтаю», – сказал он.

Артемий Аграфенин заверил студентов РГИСИ, что они с гарантией вернутся на «Ленфильм».

«Мимо нашей студии ни один петербургский кинематографист не проходит», – сказал он и подарил им надежду.