Владимир Бортко: «Мне бы хотелось, чтобы «Ленфильм» проснулся»
На фоне очередной смены руководства на «Ленфильме» петербургское киносообщество вновь задумалось о том, есть ли люди, способные возродить студию и вернуть ее в число передовых. Среди кандидатур некоторые собеседники «Петербургского дневника» на анонимных условиях называли режиссера Владимира Бортко. Как выяснилось, он и сам готов вернуться на «Ленфильм».
– В процессе подготовки материала про очередную смену генерального директора «Ленфильма» «Петербургский дневник» выяснил, что в нашем городе есть люди, которые считают, что в руководстве студии не хватает вас. Как вы к этому относитесь?
– Если эти «незнакомые» люди обратятся ко мне лично, я отнесусь к этому предложению со всей серьезностью, понимая, правда, что предложения этих людей суть их личные пожелания. Для того чтобы они обрели серьезность, нужно, чтобы этого захотели другие «незнакомые» люди, обладающие реальными возможностями. Должность директора «Ленфильма» связана с финансовыми интересами многих людей как в Петербурге, так и в столице нашей родины. И то, что, по вашим словам, за пять лет сменилось ПЯТЬ директоров «Ленфильма», – яркое свидетельство этому. Тем не менее я готов возглавить «Ленфильм» и точно знаю, что нужно делать для восстановления киностудии.
Для меня «Ленфильм» – это не просто киностудия или какое-то место; я оставил там почти 40 лет своей жизни. Я снимал там и «Блондинку за углом» (12+), и «Афганский излом» (18+), и «Собачье сердце» (12+), и даже те, где не стоит марка «Ленфильма», – «Бандитский Петербург» (18+), «Идиот» (16+), «Мастер и Маргарита» (18+) и «Тарас Бульба» (18+) – я всё равно снимал здесь, в павильонах «Ленфильма»…
– Что же надо делать для восстановления студии?
– Главное – восстановить стабильное кинопроизводство. Но сначала поговорим на отвлеченные темы. У меня складывается впечатление, что кому-то, а точнее, кому-то могли бы сказать люди, подписывающие бумагу о назначении очередного директора студии, что «Ленфильм», который снимает картины, просто не нужен. Для кого-то это просто дорогая территория в центре города, которая могла бы, с точки зрения нормального бизнесмена, приносить в тысячи раз больше денег, чем какое-то хилое кинопроизводство. Для того чтобы сводить концы с концами, старейшая киностудия страны превратилась в бизнес по сдаче в аренду павильонов, костюмов и реквизита. А – открою секрет – задумана она была совсем для другого.
Вот теперь попробуем ответить на ваш вопрос. Творчески «Ленфильм», как и «Мосфильм», впрочем, был когда-то разделен на три объединения с тремя художественными руководителями. Деньги, выделяемые Госкино на определенное количество картин, которое планировалось для «Ленфильма», попадали в конце концов в объединение, где худсовет и главный редактор в зависимости от жанра картины выделяли их на производство. Сняв около 20 фильмов, я ни разу не думал, где взять деньги на производство. Я думал, как снять хорошее кино.
Как это происходит сейчас? Не знаю, как у других, – буду говорить о себе… Вот, допустим, я написал сценарий. Я должен представить его в Фонд кино, через который доброе Российское государство выделяет 7,6 миллиарда рублей для поддержки всей кинематографии. Для того чтобы представить будущий фильм в Фонд кино, я должен отправить вместе с ним 10 процентов суммы, которую я прошу для будущего фильма, для демонстрации, так сказать, серьезности моих намерений. Но если я прошу 100 миллионов рублей, это значит, что я где-то должен взять 10 миллионов и отправить вместе со сценарием. В случае если мой проект отвергнут, они мне вернутся, но… Черт возьми… где мне взять эти деньги? В банке? А что в залог? А проценты? Многие закладывают квартиры… Не завидую.
Но вот ваш проект попал в фонд, а там их еще 200 или даже больше. И вот в фонде якобы большие специалисты читают выстраданное вами произведение и определяют его пригодность для постановки. Черт возьми, вы представляете, что значит прочесть 200 сценариев? Даже если эти люди высокопрофессиональны и не идиоты, то после прочтения этих сценариев немудрено стать идиотами!
Но и это еще не конец. Вы должны к запрашиваемой вами сумме найти еще где-либо как минимум половину этой суммы как демонстрацию веры в ваш проект серьезных людей и гарантию завершения сей эпопеи.
Я человек неконтактный и мало кого знаю, в особенности тех людей по банкам и углам, которые готовы дать деньги, будучи почти на 111 процентов уверенными, что обратно они их не получат, ведь наш кинематограф весь убыточен. Есть несколько фильмов, которые можно посчитать на пальцах одной руки, приносящие прибыль, а остальные 160 фильмов в год отечественной кинематографии приносят чистый убыток.
Но есть система мейджоров. Это продюсеры, доказавшие, что они могут делать кассовые фильмы. Вот они и получают в основном значительную государственную поддержку и сами думают, что на эти деньги снимать.
Вот, я не вижу причин не считать «Ленфильм» таким мейджором, и, более того, одним из самых значительных. «Ленфильм» должен получать деньги на производство пяти полнометражных фильмов в год.
Есть еще одна проблема. Государство желает воспитывать народ, в частности молодое поколение. Благородная задача, но деньги Фонд кино дает для получения прибыли. Тоже дело неплохое, но часто эти две задачи прямо противоположны.
– У «Ленфильма» действительно был простой в производстве фильмов, однако в этом году студия выпустила драму «Последняя цена» (18+), которая собрала множество наград. В этом году закончились съемки сказки «Ворожея», а также триллера «Монохром». Вскоре должен завершиться съемочный процесс драмы «Ганди молчал по субботам». Также у студии много документальных проектов.
– Я не слышал об этих проектах, но замечательно, что они есть. Я всем желаю успеха. Однако «Ленфильм» должен выпускать хотя бы пять-шесть фильмов в год, только тогда его можно будет назвать кинофабрикой. Пять-шесть фильмов – это достижимый результат.
– Все руководители «Ленфильма» пытались получить деньги на разные проекты, просто не всегда получалось.
– Зайдите на сайт «Википедии» и прочитайте, кто я такой. У меня достаточно регалий, чтобы говорить с властями, пусть и не на равных, но уж точно с ощущением собственной значимости. Я думаю, руководству «Ленфильма» не хватает как раз авторитета в глазах Фонда кино и других государственных структур.
– Вы согласны только на пост гендиректора студии? Не готовы, например, стать членом совета директоров «Ленфильма»?
– А что я буду там делать? Я не готов тратить время на заседания и разговоры. Я знаю, что надо делать, но воплотить это в жизнь смогу лишь на посту, который позволяет это сделать.
– В апреле 2022 года вы участвовали в выборах главы Союза кинематографистов Петербурга, но большинство членов организации поддержали действующего руководителя Сергея Снежкина. В 2026 году снова будут выборы главы петербургского союза. Вы планируете участвовать?
– Я с 1988 по 1990 год был главой этой организации, точнее, председателем правления Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР, однако ушел оттуда, чтобы снимать кино. Для меня «Ленфильм» и Союз кинематографистов Петербурга не могут существовать отдельно друг от друга. Что у нас в городе есть кинематографического, кроме «Ленфильма»? Да, есть какие-то киностудии, но «Ленфильм» – точно самая большая из них. Так что глава Союза кинематографистов должен заниматься развитием «Ленфильма», причем не меньше, чем это делает непосредственный руководитель на студии. Когда я выдвинул свою кандидатуру на пост главы союза в 2022 году, я хорошо понимал, на что иду. И очень хорошо понимал, что буду делать на этом посту. Но меня не выбрали. Ну, нет так нет. Еще раз говорю – готов помочь, если попросят.
– Последний ваш фильм – драма «О любви» (16+) – вышел в 2016 году. Почему вы после этого ничего не снимали?
– Я начал снимать художественный фильм о Донбассе «Убийство городов» по произведению замечательного писателя Александра Проханова. Мы даже провели первый съемочный день, однако после выяснилось, что денег больше не будет. Хотя это странно – при криках сверху: «Где кино про войну?» – рубить наш фильм… Всякие мысли лезут в голову.
– Одна из ваших самых известных работ – это сериал «Мастер и Маргарита» (18+). В этом году вышел одноименный фильм режиссера Михаила Локшина. Что вы думаете о нем?
– Я думаю, что он не имеет никакого отношения к произведению Михаила Булгакова. Люди, очевидно, хотели заработать денег, и, судя по всему, это у них получилось, ну и слава богу. Рад за них. Если рассматривать картину отдельно от книги, то фильм как фильм, пусть будет. Лично я не пожалел, что потратил на него свое время.
– Можете назвать последний российский фильм или сериал, которые вам искренне понравились?
– Нет, я предпочитаю читать книги. А еще у меня есть программа («Взгляд из Петербурга с Владимиром Бортко». – Ред.) на канале «Россия 24». Я 10 лет провел в Государственной думе РФ первым заместителем председателя комитета по культуре. Политика меня очень интересует. Особенно сейчас. Но тем не менее я бы хотел, чтобы «Ленфильм» проснулся. Как говорится, готов служить.