Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

В нужном цвете: «Ленфильм» показал, как «красит» и реставрирует картины

А также следит за светом и тенями
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Кино – это, в первую очередь, визуальный опыт. Зрителей частенько цепляет не только сюжет и актерская игра, но и «картинка», работа над которой не заканчивается на съемочной площадке. «Петербургский дневник» побывал в цехе цветокоррекции киностудии «Ленфильм» и выяснил, как смонтированный материал превращается в кино с большой буквы, а старые ленты начинают новую жизнь.

На контрасте

Цветокоррекция – один из важнейших этапов создания кино или сериалов, в ходе которого специалисты приводят картину к единому цветовому и световому знаменателю, что делает итоговый продукт не просто смотрибельным, но и более атмосферным.

«Цветокоррекция бывает технической и творческой. В рамках первой достаточно выровнять баланс белого и экспозицию видеоматериала. Если этого не сделать, то кадры, снятые для одной сцены в одной локации, на экране будут выглядеть так, будто их снимали в разное время. Даже очень далекие от киноиндустрии зрители могут это заметить, особенно если смотрят фильм на большом экране», – пояснил специалист цеха цветокоррекции «Ленфильма» Николай Буяк.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Возможности творческой цветокоррекции значительно шире.

«На этом этапе к работе над фильмом подключаются не просто цветокорректоры, а колористы. Они активно работают с режиссером, оператором и художниками-постановщиками, чтобы совместно выполнить поставленные задачи. Ведь в конечном итоге фильм должен выглядеть так, как задумал режиссер. Наши инструменты могут усилить атмосферу происходящего на экране, ведь разные цвета и контраст в комплексе со звуком создают разное настроение. Например, режиссер триллера «Монохром» специально просил стилизовать изображение так, будто фильм снят на некачественную пленку», – рассказал Николай Буяк.

Цветокорректоры могут с легкостью превратить пасмурный день в ясный или сразу в красивый закатный вечер. Более сложных метаморфоз они все же пытаются избегать.

«Из дня ночь мы сделаем, а вот наоборот – уже нет, наши инструменты нам этого не позволяют. Мы можем «исправить» предмет, который выбивается из цветовой схемы кадра. То есть если в фильме одно синее пятно, то мы с легкостью изменим оттенок. А если предметов с таким цветом много, то тут уже требуется помощь специалиста по компьютерной графике», – отметил Николай Буяк.

Пресс-секретарь «Ленфильма» Артемий Аграфенин рассказал, что актриса Дарья Ленда в фильме «Чужая жизнь» (18+) режиссера Виктора Татарского на самом деле была в голубом купальнике, а не в красном.

«Это был первый фильм, цветокоррекция которого шла уже в нашем отремонтированном цехе. Мы испытывали новое оборудование, чтобы оценить все его возможности, и решили перекрасить одну деталь. В итоге режиссер остался доволен, и зрители вместо голубого купальника увидели красный», – вспоминает он.

Николай Буяк заверил, что цветокорректор может и в одиночку поработать над фильмом, сериалом или даже параллельно над несколькими проектами.

«В среднем на цветокоррекцию художественного полуторачасового фильма уходит 13 смен по 8 часов работы. Современные камеры снимают, как правило, в логарифмическом изображении, в результате картинка выглядит не контрастной, однако сохраняет детали в тенях и ярких участках. С помощью инструментов цветокоррекции мы просто делаем «картинку» полноконтрастной. Это не какая-то сложная скрупулёзная работа в отличие от реставрации старых фильмов», – рассказал он.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Реставрация

Реставрация фильмов – еще одна важная задача цеха цветокоррекции. Без этих специалистов многие шедевры прошлого века стали бы лишь воспоминанием.

«Как бы бережно ни использовалась пленка, со временем на ней все равно появляются заломы и царапины. Кроме того, во времена СССР отдел технического контроля в случаях засветки отснятого негатива оставлял отметку в виде дырки», – сообщил Николай Буяк.

На реставрацию старого фильма требуется гораздо больше времени, чем на цветокоррекцию нового.

«Сначала происходит автоматическое удаление пыли и царапин. Далее реставраторы в ручном режиме проверяют каждый кадр и возвращают автоматически удаленные детали. Отверстия, оставленные специалистами отдела технического контроля, исправить чуть сложнее. Если кадр статичный, то мы можем скопировать недостающий кусок из соседнего кадра. Если в поврежденном кадре движение, то в ход идет ретушь. На реставрацию фильма у меня в среднем уходит около семи месяцев работы, но все опять же зависит от состояния пленки», – сообщил Николай Буяк.



Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В темной-темной комнате

Цех цветокоррекции просто так называется, по сути это небольшая комната с серыми стенами, компьютером и огромным экраном, куда проецируются видеоматериалы. Большую часть времени цветокорректоры и колористы работают в темном помещении.

«Чаще всего мы работаем только со светом от экрана. По регламенту каждые 40-60 минут необходимо делать перерыв, чтобы глаз точнее воспринимал цвета, контрасты и яркость. Лично мне достаточно выйти на улицу и посмотреть на серое петербургское небо, и глазам сразу становится легче», – рассказал Николай Буяк.

Напомним, ранее «Петербургский дневник» писал о том, как происходит шумовое озвучание фильмов, а также о работе Цеха подготовки съемок с многочисленным реквизитом, и Центра реквизита с коллекцией ретроавтомобилей.


Видео: Виталий Арсеньев, Алексей Студеникин/ «Петербургский дневник»