Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Там, где одевается кино: «Ленфильм» показал свои запасы раритетных костюмов и реквизита

Киностудия хранит множество артефактов родом из ХIХ века
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Цех подготовки съемок киностудии «Ленфильм», в котором хранятся костюмы и реквизит, – место интересное и загадочное, и простых смертных туда не пускают. Однако в рамках совместного проекта с «Ленфильмом» сотрудникам «Петербургского дневника» удалось попасть в святая святых студии и даже снять знакомые зрителям артефакты, включая блузу ХIХ века, которую надевала сама Софи Марсо.

Тесно, но красиво

Формирование коллекции началось даже не с первых дней работы киностудии, а раньше, когда на месте ныне действующего четвертого павильона располагалось знаменитое увеселительное заведение – театр «Аквариум».

«Как и в любом театре, там были костюмы, которые после перешли к студии. Сегодня у нас более 230 тысяч единиц костюмов и предметов реквизита. Только костюмы занимают 1,5 тысячи квадратных метров, и только потому, что мы укладываем вещи в три ряда. Разложив одежду в один слой, мы займем не менее 4,5 тысячи квадратных метров. Помимо костюмов, обуви и сопутствующих аксессуаров, у нас есть мебель, музыкальные инструменты, книги, игрушки, посуда и всевозможные предметы быта. У нас нет случайных вещей, а только те, которые нужны для съемок кино», – рассказала начальник цеха подготовки съемок «Ленфильма» Елизавета Пахомова.

Запасы «Ленфильма» настолько велики, что только на них можно собрать любой фильм «под ключ»: и сказочный, и исторический, и военный. Так, на съемках большого сказочного кино «Ворожея» используется исключительно реквизит студии.

«Наша коллекция регулярно пополняется. Во-первых, всегда что-то остается после съемок. Во-вторых, петербуржцы с удовольствием отдают нам ненужные посуду, часы, одежду, мебель 60-90-х годов, а иногда и настоящие раритеты военного и даже довоенного периода, за что мы очень благодарны. Чего греха таить, я, как и другие сотрудники «Ленфильма», иногда привожу в цех что-то интересное, что дома или на даче не прижилось», – рассказала Елизавета Пахомова.

Списывают что-либо сотрудники цеха крайне редко. «За последние пять лет мы не списали ни одного костюма, только несколько единиц мебели», – отметила Елизавета Пахомова.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Киногардероб

Костюмы занимают три этажа. На первом, самом тесном, настоящее женское царство с невероятным количеством платьев, юбок, пижам, блузок, пиджаков всех форм и фасонов. Огромный ячеистый шкаф до отказа забит разнообразными туфлями, босоножками, сапожками и прочей обувью. Среди всех этих вещей можно найти даже люксовые экземпляры, например сумочку Yves Saint Laurent, впрочем, сотрудники цеха не гарантируют, что это оригинал.

«Для съемок оригинал и не нужен. Если для режиссера важно, чтобы зритель узнал брендовую вещь на экране, то достаточно купить копию. Если нет даже копии, то наши мастера могут ее сшить – у нас есть швейный цех. А что? Мы же не на продажу это делаем, а ради искусства», – пояснила Елизавета Пахомова.

На втором этаже располагаются мужские костюмы на все случаи жизни – от исторических кафтанов эпохи Петра Великого до узнаваемых малиновых пиджаков из лихих 90-х. Третий этаж занимают военные костюмы, причем не только эпохи Второй мировой, там есть, например, гусарские доломаны и мушкетерские накидки.

Большая часть всех костюмов цеха родом из СССР, чуть меньше – из эпохи 90-х, а вот современных моделей практически нет.

«Мы храним только качественную одежду, которая сможет прослужить много лет. В 60-80-е делали просто вечные вещи, например из крепдешина, который даже моль не ест. В 90-е одежду для съемок активно возили из Европы и Турции, поэтому у нас много качественных экземпляров. А вот одежду с маркет-плейсов мы не храним, потому что по большей части она некачественная», – заверила Елизавета Пахомова.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Самые знаменитые костюмы «Ленфильма»

Изюминкой коллекции является домашняя белая блуза, сделанная примерно в 1910-1915-х годах из тончайшего белого хлопка. Она появлялась почти во всех фильмах по произведениям Льва Толстого и Антона Чехова. Ее надевала сама Софи Марсо для съемок фильма «Анна Каренина» (18+).

«После распада СССР, когда границы открылись, к нам начали приезжать иностранные кинематографисты – из-за курса валют снимать у нас им было дешевле, чем на Родине. Плюс к тому в мире немного настолько хороших киностудий прямо в историческом центре города. Примерно в 93-94 году к нам приехала съемочная группа во главе с режиссером Бернардом Роузом. Изначально команда планировала сшить и закупить новые костюмы, однако, увидев всю нашу красоту, они передумали, и Софи Марсо играла Анну Каренину в наших вещах, в том числе в этой блузе», – рассказала Елизавета Пахомова.

Самое эффектное платье во всем цехе – то, в котором актриса Маргарита Терехова играла графиню де Бельфлор в фильме «Собака на сене» (12+). Его сшили в начале 70-х, однако выглядит платье так, будто приехало из ателье вчера.

«Немногие знают, но красивая золоченая грудка на платье – это кокошник конца ХIХ века. Восстановить его не представлялось возможным, поэтому наши художники придумали такое решение. Кстати, это платье можно увидеть еще и в фильме «Благочестивая Марта» (12+)», – сообщила Елизавета Пахомова.

Большая часть женских костюмов «Ленфильма» подойдет женщинам 42-46-го размеров, однако далеко не каждая фитоняшка будет выглядеть во всем этом хорошо.

«Фигуры людей изменились. К нам часто приходят стройные красавицы, однако платья на них просто не садятся. Дело в том, что раньше люди занимались спортом для здоровья, а не для того, чтобы сформировать красивую фигуру, поэтому и выглядели несколько по-другому. Впрочем, на большие размеры спрос сегодня огромный, потому что очень много высоких и крупных артистов, поэтому мы рады, если после съемок нам достается такая одежда», – сказала Елизавета Пахомова.

Начальник цеха подготовки съемок отметила, что все артефакты «Ленфильма» востребованы, просто в разной степени.

«Конечно, костюмы – вещь уникальная, поэтому использовать их многократно сложно, так что у нас есть платья, которые не снимались по 20 лет. А вот среди реквизита подобное редкость, как правило, они на съемочную площадку попадают регулярно», – сказала она.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Прекрасный быт прошлого

Заставленные от пола до потолка реквизитом помещения производят не меньшее впечатление, чем гардеробы. Они похожи не на склады, а на фантастические порталы из романов Стивена Кинга, в которых время концентрируется в одной точке, поэтому дореволюционные артефакты спокойно соседствуют с тем, что до сих пор есть на кухнях рядовых россиян.

«Самая большая наша ценность – антикварный реквизит. У нас множество дореволюционной посуды, фарфора, чемоданов, шкатулок, ваз, церковной утвари и многого другого. Мы очень рады, что смогли сохранить прекрасный быт прошлого нашей страны. Корреспонденты «Петербургского дневника» – первые из журналистов, кто попал в эти стены», – заверила Елизавета Пахомова.

Некоторые артефакты могут серьезно озадачить современных людей. Например, не каждый опознает в изящном металлическом ящике, похожем на верх мусоропровода, место для хранения угля у камина.

В «Ленфильме» много мебели, произведенной в конце ХIХ-начале ХХ века, причем выглядит она настолько хорошо, что сможет украсить даже самое изысканное жилье.

«У нас есть диванчик, который можно увидеть в сериале про Шерлока Холмса, прямо в кабинете этого знаменитого сыщика. Этот же диванчик, но с другой обивкой появлялся в фильме «Поклонница» (16+)», – рассказала Елизавета Пахомова.

Руководство «Ленфильма» подчеркивает, что все съемочные группы обязаны вернуть взятые в аренду костюмы и реквизит.

«Конечно, на съемках всякое бывает, но если реквизит портится или вовсе уничтожается, то съемочная группа обязана нам предоставить аналогичный артефакт взамен. Мы заранее заключаем соответствующий договор. Часто, чтобы найти аналог, съемочные группы тратят намного больше, чем могли бы отдать нам. Если уничтожение костюма и реквизита – часть сценария, то наши артефакты вообще не участвуют. Для таких целей обычно специально создаются нужные предметы», – пояснила Елизавета Пахомова.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Душа «Ленфильма»

Интересное впечатление создает помещение цеха, в котором рядком выставлены гипсовые и металлические бюсты и статуи, особенно если зайти в помещение вечером.

«У нас принято, заходя в помещения цеха, здороваться, причем не только с бюстами, но и с костюмами. Многие наши сотрудники верят, что все актеры, надевавшие когда-то наши костюмы, оставили нам частичку своей души. Мне часто рассказывают, мол, мы долго не могли найти какую-то вещь, а потом она внезапно оказывалась на самом видном месте. Я-то знаю, что найти вещь, когда она нужна, бывает сложно, ее просто не замечаешь, однако другие ленфильмовцы полагают, что не все так просто в нашем королевстве», – рассказала она.