В Петербурге готовят механизм для сохранения рельефов и росписей советского периода
В Петербурге разрабатывают механизм для сохранения произведений монументального искусства советского периода – архитектурной керамики, рельефов, росписи.
По словам председателя Колпинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Андрея Юдина, в 1970-1980-е годы (момент расцвета монументального искусства) основным заказчиком работ выступало государство.
ИСТОРИЯ УТРАТЫ
Мозаики, росписи, плитка и витражи украшали как интерьеры, так и фасады различных зданий. С конца 80-х годов постепенно стали закрываться предприятия и комбинаты по производству мозаичной плитки, впоследствии их приватизировали частные компании. Советского государства, как основного интересанта, уже не было, новые же владельцы объектов в сохранении произведений искусства заинтересованы не были.
«Как правило, частным лицам не было абсолютно никакого дела до судьбы мозаики, витражей или росписи на их объекте. Архитектурное убранство зданий постепенно начинало разрушаться, нуждалось в реставрации, а это дорого», – рассказывает Андрей Юдин.
Вторая сторона вопроса – отсутствие информации об утерянных произведениях монументального искусства.
«Никто никогда не вел реестр объектов, на которых есть или когда-то была мозаика, плитка или росписи», – утверждает собеседник «Петербургского дневника».
ЖДАТЬ ДО ЗИМЫ
Многолетние обсуждения судьбы произведений монументального искусства ничем не заканчивались. Однако в этом году дело сдвинулось с мертвой точки. Инициативная группа в лице членов секции монументального искусства Санкт-Петербургского союза художников, Петербургского отделения ВООПИК, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), а также специалистов в области сохранения произведений монументального искусства провела несколько круглых столов.
«Мы подали заявку в Фонд президентских грантов. Зимой станет известно, вошли ли мы в список победителей. И если да, то в феврале 2025 года начнем работу. ВООПИК планирует провести инвентаризацию и каталогизацию произведений монументального искусства пока в двух районах: Выборгском и Калининском. Именно в них находится значительное количество произведений монументального искусства советского периода», – отмечает заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК Елена Резникова.
По ее словам, уже сейчас ведется подготовительная работа по определению местоположения произведений монументального искусства.
«Сейчас мы на этапе переписки с районными администрациями, учреждениями культуры и образования, бывшими и действующими предприятиями. Мозаики можно найти на фасадах и в интерьерах зданий школ, детских садов, поликлиник, проектных институтов, заводов, – рассказывает Елена Резникова. – Следующий этап – набор волонтеров на нашу образовательную программу в рамках гранта, который надеемся получить. Во время обучения участники познакомятся с различными техниками создания монументальных произведений, их видами, биографиями советских художников-монументалистов, посетят мастерские и выйдут на тестовые осмотры в сопровождении экспертов. Лекции будут читать члены Санкт-Петербургского союза художников».
После всего этого специалисты вместе с волонтерами отберут наиболее ценные объекты, соберут и систематизируют информацию об их авторстве, дате и истории создания.
«Вообще, чем больше мы отдаляемся от того времени, когда работали советские художники, тем острее ощущаем, что сюжеты, которые воплощали монументалисты (наивные, позитивные, рассказывающие о дружбе народов, продвигающие идеи мира, прославляющие самоотверженный труд и семейные ценности), – это то светлое и доброе, чего нам сегодня не хватает», – делится мнением Елена Резникова.
«ВАЖНЫЙ ШАГ»
Итогом работы в рамках гранта станет издание печатного каталога с описанием и подробной информацией о произведениях монументального искусства Выборгского и Калининского районов города, их авторах, сюжетах и местонахождении. Каталог будет доступен всем.
«Это важный шаг в истории сохранения произведений ленинградских художников-монументалистов, работы которых украшают фасады и интерьеры зданий не только в Петербурге и во всей России, но и на всем постсоветском пространстве. Важно, чтобы будущие поколения россиян могли увидеть и оценить высокий художественный уровень этих работ», – подчеркивает председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Андрей Базанов.
К слову, работа по популяризации направления уже ведется. В социальной сети «ВКонтакте» создан паблик «Ленинград Монументальный», который посвящен сохранению и популяризации монументального искусства советского периода.
«Наш паблик предполагает двустороннюю связь: мы выкладываем информацию о найденных объектах и просим людей, которые могут знать подробности, помочь их атрибутировать. Кроме того, мы дублируем информацию в наш одноименный Telegram-канал, где также проводим работу по популяризации направления», – делится подробностями Андрей Юдин.
Добавим, что в Петербурге уже есть успешные примеры сохранения мозаики. Так, губернатор города Александр Беглов поручил восстановить мозаичное панно, украшающее брандмауэр спортивной школы олимпийского резерва №1 в Ковенском переулке. За 50 лет художественное произведение утратило верхнюю часть изображения и нуждалось в очищении и восстановлении. К работам привлекли специалистов Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Панно восстановили.
ФАКТ:
Произведения монументального искусства советского периода украшают типовые жилые здания или индустриальные постройки, которые вряд ли скоро получат статус памятника, считают эксперты.