Светлана Письмиченко: «Я не знаю, почему стала любимой актрисой Балабанова»
Заслуженная артистка РФ Светлана Письмиченко, которую старшее поколение знает как девушку Данилы Багрова, а молодое – как голос Нюши из «Смешариков» (0+), празднует юбилей. Она более 40 лет в профессии и до сих пор активно снимается, озвучивает, работает в Театре имени Ленсовета и преподает. В честь юбилея Светлана Письмиченко рассказала, как стала любимой актрисой режиссера Алексея Балабанова, как выживала в 90-е, а главное – что планирует делать дальше.
– Как планируете праздновать день рождения?
– На работе. На Малой сцене нашего Театра имени Ленсовета будет спектакль-концерт «О любви немало песен сложено…» (12+).
Я почти всегда работаю в день рождения, но, когда дела заканчиваются, коллеги меня поздравляют, и не только они. Помню, в какой-то юбилей у меня были гастроли в Архангельске, я была очень занята, а мне кто-то настойчиво звонил. В свободный момент я сняла в трубку и услышала: «Здравствуйте, это Александр Дмитриевич вас беспокоит». Я спросила, мол, чего же вы хотите, Александр Дмитриевич. А он: «Я Беглов Александр Дмитриевич, хотел поздравить вас с днем рождения. Вы молодец».
– Кем вы мечтали стать в детстве?
– Моя мама была киномехаником, а отец, говоря современным языком, кинопрокатчиком. У нас дома постоянно стояли огромные ящики с пленками, бобины, специальная установка для просмотра фильмов.
Мы жили в маленьком селе Бурли в Казахстане, развлечений там было немного, поэтому я смотрела все фильмы, которые привозил отец. Иногда мы устраивали киносеансы для всех соседей. До сих пор помню, как мы закрывали окна, вешали белую простыню на стену и смотрели такие бестселлеры, как «Табор уходит в небо» (12+), «Кавказская пленница» (12+), «Бриллиантовая рука» (0+). Меня завораживала вся эта киноатмосфера, поэтому я, конечно, мечтала стать актрисой.
Родители не сразу поддержали мой выбор. Я была бойкой спортивной девочкой, закончила школу в 16 лет, но папа не отпускал одну в Ленинград. Год я проработала во Дворце культуры, вела разные кружки и только после уехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств. – Ред.). Я абсолютно не верила, что смогу поступить, даже обратные билеты домой покупала, но все же смогла, причем с первого раза. Попала на курс великого режиссера Игоря Владимирова, который открыл Алису Фрейндлих и Михаила Боярского. У него был курс в Театре имени Ленсовета, и я до сих пор в нем служу. Он стал мне вторым домом.
На первый экзаменационный тур я пришла с каким-то серьезным материалом, а после педагог и актер Анатолий Шведерский посоветовал выбрать что-нибудь попроще. На втором туре прочитала свою любимую басню «Голова и ноги» Дениса Давыдова, и Игорь Петрович прямо захохотал. Потом я узнала, что юмор для него очень важен, и если актер его рассмешил, то все хорошо. А еще он работал только с поющими студентами.
– Правда ли то, что своего будущего мужа вы встретили в 14 лет?
– Да, мне было 14, а ему – 18 лет. Он играл на гитаре в нашем местном ансамбле. Тогда были популярны The Beatles, и мне казалось, что он похож одновременно и на Пола Маккартни, и на Джорджа Харрисона. Отношения у нас сложились позже, после того как он вернулся из армии и переехал в Ленинград.
В начале 90-х я родила двух сыновей. Было тяжело – сначала прилавки магазинов были пустыми, а потом продукты появились, но по таким ценам, что моей зарплаты не хватало. В честь выписки из роддома подруги принесли мешок картошки, и я этому была безумно рада! Потом мы выживали за счет продуктовых посылок от моих родителей.
Помню, маленький сын плакал, и я пошла в продуктовый магазин в надежде найти хоть что-нибудь. Там была гигантская очередь, которая выходила далеко за пределы магазина. Я растолкала всех локтями со словами: «У меня ребенок дома голодный, дайте мне банку молока!»
Но мне ничего не дали – талонов не было. Я пошла к директору магазина и сказала, что если мне не дадут хоть что-нибудь, то я лягу на пол прямо в магазине и буду лежать. В итоге она сказала что-то типа: «Да дайте вы уже этой сумасшедшей пачку сухого молока».
– Вы впервые попали на телевидение, будучи студенткой, сыграли принцессу для детской программы «Сказка за сказкой». Было ощущение «вау»?
– Конечно, телевидение давало какое-то особенное ощущение – все-таки много камер, вокруг прекрасные артисты: Сережа Мигицко, Андрей Ургант, Аркаша Коваль, Андрюша Краско. Однако до телевидения у меня уже было достаточно ярких ролей в театре: я была Гердой, уже шли «Трехгрошовая опера» и спектакль «Левша». Я была известной в театральных кругах актрисой, ко мне поклонники из Москвы приезжали.
Я очень обрадовалась, когда Леша Балабанов утвердил меня в фильм «Замок» (12+) на роль Фриды. Это было в начале 90-х, тогда казалось, что большое кино осталось в прошлом. Конечно, какие-то фильмы выходили, но совершенно не того уровня. А тут фильм по мотивам романа Франца Кафки.
– Как вы познакомились с Алексеем Балабановым?
– На пробах в «Замок». Мне позвонили из «Ленфильма», сказали, что молодой интересный режиссер из Свердловска ищет актрису. Я не была уверена, что меня утвердят, но решила сходить. В итоге Леша посмотрел на меня, попросил пройтись, повернуть голову и сказал: «Будешь играть». Роль водителя трамвая Светы в фильме «Брат» (18+) он писал уже специально для меня. Я тогда легко к этому относилась и только через годы поняла, что подобное даже в мировом кинематографе – редкий случай. Это показатель невероятного доверия режиссера к актрисе.
– Как вам удалось стать любимой актрисой Алексея Балабанова?
– Трудно сказать. Когда я шла на пробы в «Замок», у меня уже был маленький ребенок, я была погружена в себя. Вероятно, Леша увидел нужный ему образ непрямолинейной женщины с какой-то тайной. Какое-то нарочитое актерство он не любил. Когда я приглашала его в театр, говорил: «Не пойду, вы там кривляетесь». Хотя как-то все-таки пришел с женой Надей и подарил мне цветы.
Леша ценил органику и естественность, поэтому запрещал актрисам пользоваться косметикой. Когда я буквально чуть-чуть подкрасила ресницы тушью, закричал: «Немедленно смыть всю краску!» Зато тщательно следил за моей прической на съемках «Замка». Гример Елена Козлова так старалась, что однажды уронила мне на спину раскаленные в печке щипцы. Я испугаться не успела, как мне сказали, что все это к удаче, в итоге я пошла работать, несмотря на серьезный ожог.
– До встречи с Алексеем Балабановым вы играли принцессу, Герду, то есть такие девчачьи роли. Он вам предлагал играть женщин трудной судьбы в разных вариациях. Вам легко дались такие перемены?
– Ну «Замок» все-таки мистический, совсем не бытовой фильм с очень интересными образами. Вспомните, какой прекрасный там Алексей Герман или Анвар Либабов.
А вот сценарий «Брата» меня удивил. Я во многом не понимала свою героиню, спрашивала у Леши, почему она водит трамвай, не смогла поступить в вуз, что ли? Он отвечал, что ей просто нравится водить трамвай. На мой вопрос, почему она остается с пьющим и бьющим ее мужем, Леша говорил, что русская женщина всегда выбирает слабого мужчину. Леша был человеком немногословным, и если на съемках «Замка» он хоть что-то объяснял, то на «Брате» просто говорил: «Ну ты же знаешь, как сыграть». Кстати, потом мы с Витей Сухоруковым придумывали «Брата 3», одним из персонажей которого мог стать ребенок Светы от Данилы Багрова.
Конечно, тогда мне хотелось сыграть современную девушку, которая вся такая про любовь и переживания. Я пробовалась в драму «Трудно первые сто лет» (12+), режиссер Виктор Аристов готов был меня утвердить, но я уехала на гастроли. Мобильных тогда не было, поэтому узнала я об этом только после возвращения в Петербург. Но на тот момент он уже утвердил другую актрису. В любом случае я очень рада, что Леша дал мне возможность сыграть таких женщин.
Я хорошо помню день смерти Леши, тогда мне почему-то очень захотелось зайти в церковь. Я зашла, купила свечку и почему-то подошла к тому месту, где ее можно поставить за упокой. И тут у меня начинает звонить телефон, смотрю – Андрей Ургант. Я сбросила, он снова звонит, я снова сбросила. И тогда он прислал мне смс: «Леша Балабанов умер». И я поставила свечу за упокой.
– Многие молодые люди знают вас в первую очередь как голос Нюши из сериала «Смешарики». Как вы туда попали?
– В 2003 году, я тогда много работала на радио, и замечательная радиорежиссер Галя Дмитренко предложила мне съездить на пробы, мол, там хорошие ребята какой-то интересный мультик запустить хотят. Я приехала, оказалось, что мультфильм делают совсем молодые люди, мы с ними подурачились: я одним голосом поговорила, другим, пока не нашла Нюшу. Конечно, я не думала, что это будет столь долгоиграющий проект. Мы с ребятами действительно превратились в большую семью, и я всегда рада работать со «Смешариками».
– Есть роль, о которой вы только мечтаете?
– Мне очень хотелось бы попасть в какую-нибудь глубокую психологическую историю. Немного надоели клиповые фильмы и сериалы, которые снимаются на скорость. Хочется чего-то более фундаментального, чтобы фильм исследовал внутренний мир обычного человека, ведь это очень интересно!
Я экстраверт, и мне необходимо менять род деятельности, поэтому я всю жизнь совмещаю кино, театр, радио и педагогику. 11 лет назад Константин Хабенский пригласил меня работать в студию творческого развития «Оперение» для школьников. Многие мои выпускники уже начали заполнять театры, а я стала президентом ассоциации «Оперение». У нас 12 городов и целая армия учеников.
И я все-таки играющий тренер, зритель может увидеть меня и в Островском, и в Шекспире. А в феврале в Театре Ленсовета состоится премьера спектакля «Ретро» (12+).