Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Работали бесплатно и в своем»: участники рассказали, как снимался фильм «Брат»

Быстро и дешево

25 лет назад вышел фильм «Брат» и в нашей стране появилось еще одно культовое кино. И критики, и зрители единогласно признали Алексея Балабанова гениальным режиссером, а артисты получили путевку в жизнь, но больше всех повезло Сергею Бодрову. Он стал не просто известным актером, он стал братом для всех зрителей. Сегодня невозможно поверить, что легенду Алексей Балабанов снял только для того, чтобы заработать деньги на действительно важное для него кино – «Про уродов и людей», однако так оно и было.

Коммерчески успешное кино

«После прочтения сценария к фильму «Про уродов и людей» у многих складывалось впечатление, что это какая-то порнография, поэтому Леша никак не мог найти деньги на съемки. В какой-то момент он просто сказал, мол, да черт с вами, и пропал в каких-то лесах-горах писать сценарий коммерчески успешного фильма, которым и стал «Брат», – рассказал «Петербургскому дневнику» актер Виктор Сухоруков.

Уже после выхода фильма супруга Алексея Балабанова, а также художница по костюмам «Брата» Надежда Васильева рассказывала, что сценарий режиссер писал на их даче. Там же он заочно утвердил несколько ролей. В частности, Светлана Письмиченко, сыгравшая водителя трамвая, и экранный старший брат Данилы Багрова Виктор Сухоруков получили роли без кастинга. А вот главного героя фильма Алексей Балабанов искал долго.

«У меня были пробы с несколькими артистами, но Леше никто не нравился. И тут он мне говорит, мол, сегодня приедет очень интересный актер, глядя на которого ты никогда не подумаешь, что он может делать то, что делает Данила Багров. В тот день я и познакомилась с Сергеем Бодровым, и он действительно так выглядел. Мне кажется, именно благодаря такому сочетанию главный герой получился столь сложным и объемным. За Данилой Багровым как будто была какая-то тайна, как и за Сережей», – вспоминает Светлана Письмиченко.

В режиме жесткой экономии

Снимать коммерчески успешное кино взялась студия СТВ, которую продюсер Сергей Сельянов и Алексей Балабанов создали еще в 1992 году.

Уже после премьеры продюсер неоднократно рассказывал, что надеялся найти инвесторов для «Брата», ведь Алексей Балабанов был уже достаточно известным в кинематографических кругах режиссером, а главные роли получили актеры, успевшие продемонстрировать талант в других картинах. Однако давать деньги на фильм про бандитов и музыку никто не хотел. В итоге съемки шли в режиме строжайшей экономии.

«Деньги были только на пленку, поэтому актеры снимались бесплатно и в собственных вещах. Я, например, приходила со своими свитерочками. Уже после выхода фильма мы получили какие-то деньги, размер своего гонорара я не помню, но он был весьма скромным. Я согласилась на роль, во-первых, потому что уже работала с Лешей, а во-вторых, в те годы создавалось гораздо меньше фильмов и сериалов, поэтому любое приглашение на съемки давало надежду на попадание в вечность», – вспоминает Светлана Письмиченко.

Знаменитый бежевый свитер крупной вязки Данилы Багрова Надежда Васильева купила на блошином рынке за 40 рублей. Косуху для тусовщицы Кэт, которую сыграла актриса Мария Милютина, передала рок-певица Анастасия Полева, появившаяся в фильме в роли самой себя. Сатиновые трусы, в которых появляется персонаж Виктора Сухорукова в конце фильма, сшила сестра актера за свой счет.

Вопрос с музыкой к фильму Алексей Балабанов решил кардинально и просто, обратившись к старому другу Вячеславу Бутусову. Из 13 треков, которые слышат зрители фильма, 11 исполняет группа «Наутилус Помпилиус». В качестве оплаты Алексей Балабанов снял для группы клип.

«Я очень рад, что мне позволили таким образом прикоснуться к легенде, стать к ней причастным. Я так и не успел поблагодарить за это Лешу и Сережу. Тогда казалось, что перед нами еще целая жизнь, однако мы ошибались», – сообщил лидер группы Вячеслав Бутусов.

В итоге всего на фильм было потрачено 10 тысяч долларов, что невероятно скромно даже по меркам отечественного кинематографа голодных 1990-х годов.

Учите буквы

«Брата» сняли всего за 31 день. По воспоминаниям участников процесса, Алексей Балабанов строго призывал актеров работать по сценарию.

«Леша скептически относился к любым импровизациям, чем грешил, например Витя Сухоруков. Леша призывал всех идти по букве сценария. Если написано: «Мне б таблетку б», – значит, так и надо произнести. Еще он часто повторял: «Учите буквы», – вспоминает Светлана Письмиченко.

К гриму актеры «Брата» прибегали только в крайних случаях.

«Леша – не сторонник серьезных видоизменений во внешности, даже следил за тем, чтобы артистки ресницы не красили. Полноценный грим на мне был только в сцене после того, как мою героиню изнасиловали», – рассказала Светлана Письмиченко.

Сергей Бодров с Алексеем Балабановым никогда не спорил, как, впрочем, и со всеми остальными. «Он был молчаливым, интеллигентным, скромным, вежливым молодым человеком, с ним было очень приятно работать», – вспоминает оператор фильма Сергей Астахов.

«Из-за того, что актера на главную роль искали очень долго, у нас с Сережей не было времени на репетиции вне съемочной площадки. Так что мы просто обсуждали с ним какие-то моменты из сценария перед съемками. Я была старше, уже работала в театре, поэтому, думаю, ему было интересно со мной общаться. К актерскому цеху он себя не причислял, потому что у него не было профильного образования. Он говорил, что ему просто нравится сниматься», – добавила Светлана Письмиченко.

Кстати, Сергей Бодров окончил с красным дипломом исторический факультет Московского государственного университета. И уже после выхода фильма «Брат» защитил диссертацию «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения».

Впрочем, на съемках не обошлось без происшествий. Актер Владимир Ермилов, сыгравший мужа Светы Павла Евграфовича, действительно получил ранение на съемочной площадке.

«Во время съемок, естественно, использовались холостые патроны. Обычно оружие забивают бумажными пыжами, а у нас были войлочные. Они достаточно твердые, а поскольку Владимир Ермилов и Сергей Бодров стояли довольно близко, актеру досталось. Кажется, он отделался синяками», – вспоминает Сергей Астахов.

Ради последней сцены, где дальнобойщик увозит Данилу Багрова в сторону Москвы, в кадр пришлось войти оператору картины.

«Выяснилось, что никто из актеров не умел водить такую большую грузовую машину, как КамАЗ, а работа каскадеров Алексея не устраивала. Ему нужна была такая русская рожа. А я человек деревенский и КамАЗ водил, поэтому меня и посадили за руль. Перед съемками я попросил повесить в кабину мою фотографию с дочерью, Алексей согласился», – рассказал он.

Брат всем

Успех пришел к «Брату» сразу после премьеры, которая состоялась 17 мая 1997 года на Каннском кинофестивале. Некоторые источники уверяют, что концовку фильма встретили бурные овации, которые не стихали почти 15 минут, однако «Петербургскому дневнику» подтвердить это не удалось. Однако в том, что фестивальной публике фильм «зашел», сомневаться не приходится, ведь «Брат» собрал множество наград. В частности, Сергей Бодров-младший получил Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и награду Чикагского международного кинофестиваля в номинации «Лучшая мужская роль». Премия «Золотой Овен» назвала его лучшим актером года. «Ника» назвала «Брат» фильмом года.

После выхода фильма в кинотеатрах и на российском телевидении стало понятно, что «Брат» понравился не только взыскательной высоколобой публике, но и массовому зрителю. С этого момента картина не покидает разнообразные списки лучших фильмов отечественного кинематографа по сей день.

«Я как будто стал братом сразу всем. Ко мне часто подходили люди, называли Данилой Багровым и на полном серьезе просили разобраться с какими-то бандитами», – рассказывал Сергей Бодров в интервью, которые можно посмотреть в документальном фильме «Нас других не будет» режиссера Петра Шепотинника.

Никто из причастных к созданию «Брата» не подозревал, что фильм станет культовым. Однако Алексей Балабанов даже после грандиозного успеха не считал картину чем-то выдающимся. Кстати, фильм «Про уродов и людей» он все-таки снял: эта великолепная картина собрала множество наград и восторженных отзывов критиков, однако по уровню народной любви до «Брата» ей очень далеко.

В 2000 году в прокат вышло продолжение культовой картины – «Брат-2». Это было уже взрослое большое кино с бюджетом в 1,5 миллиона долларов, которое стало даже более популярным, чем первая часть.

Разговоры шли и о съемке еще одного фильма. «Я предлагал Алексею Балабанову снять третьего «Брата», но он отказался, сказав, что не знает времени, в котором должно разворачиваться действие картины», – рассказал Виктор Сухоруков.