«Доверительный разговор с Бодровым и Балабановым»: в прокат вышел фильм «Нас других не будет»
На большие экраны 7 октября вышел фильм «Нас других не будет» режиссёра Петра Шепотинника. Документальные истории нечасто попадают в кинотеатры, однако в данном случае не показать было просто нельзя, ведь эта лента о двух без преувеличения выдающихся личностях: режиссере Алексее Балабанове и актере Сергее Бодрове-младшем. На специальный показ картины в киностудию «Ленфильм» приехали создатели и участники фильма, и просто те, кому посчастливилось быть знакомыми с легендами лично. Музыкант Вячеслав Бутусов, оператор фильмов «Брат» и «Брат 2» Сергей Астахов и другие признались, что безумно благодарны актёру и режиссёру за то, что они в корне изменили их жизни.
Все решила видеокассета
«Все началось с того, что я нашел VHS-кассету, на которой карандашом было написано: «Бодров». Я понятия не имел, что там, а посмотреть негде – видеомагнитофонов ни у кого уже не было, а если и были, то старые, которые могли повредить драгоценную пленку. В итоге мы как-то посмотрели эту кассету, и оказалось, что это интервью Леши и Сережи 20-летней давности. Мы решили, что таким образом они захотели с нами пообщаться», – рассказал Петр Шепотинник.
По задумке авторов, «Нас других не будет» должен был стать доверительным разговором. «Мы хотели познакомить зрителей с Лешей и Сережей так, как знакомились с ними сами. Когда-то мы с ними снимали, шутили, разговаривали, спорили и думали, как жить дальше. Поддерживать фильм на таком уровне было, наверное, самым сложным», – добавил режиссер.
Главной технической сложностью проекта было восстановление тех самых старых записей. «Это очень сложный и дорогостоящий процесс, однако компания CineLab сделала это бесплатно, за что мы ей очень благодарны», – добавил Петр Шепотинник.
На записях конца девяностых и начала нулевых счастливый и умный Бодров-младший рассказывает, как неожиданно для себя стал братом буквально всем, кто посмотрел этот фильм. Случайные люди называли его Данилой Багровым и на полном серьезе просили разобраться с преступниками.
Традиционно неразговорчивый Алексей Балабанов на тех самых пленках говорит, что ему не нужны и не важны награды и премии.
«Балабанов не любил отвечать на вопросы о кино. Всегда говорил: «Что ты меня спрашиваешь? Посмотри и сам реши!» В этом с ним было сложно», – вспоминает Петр Шепотинник.
Легенда, которую никто не ждал
Много времени в «Нас других не будет» уделяется не столько созданию «Брата» и «Брата 2», сколько представлению о том, что изменилось с их выходом. «Когда мы работали над первым фильмом, то не знали, что снимаем легенду», – сообщил на специальном показе в «Ленфильме» оператор дилогии Сергей Астахов.
Судя по словам Алексея Балабанова в фильме, в то, что «Брат» – легенда, он не верил даже после громогласного успеха. Не удивительно, ведь он начинал снимать «Брат», чтобы заработать деньги на другой фильм – «Про уродов и людей». Картина вышла в 1998 году, собрала множество наград на кинофестивалях, была обласкана критиками, однако по уровню народной любви до «Брата» ей очень далеко.
Как говорил сам Алексей Балабанов, «Брат» снимали дешево и быстро – всего за 31 день. Из-за мизерного бюджета в 10 тысяч долларов большинство актеров работали либо за символические деньги, либо вообще бесплатно. Светлана Письмиченко, сыгравшая водителя трамвая, снималась в собственной одежде. Кожаную «косуху» для тусовщицы Кэт, которую сыграла Мария Жукова, принесла певица Настя Полева, исполнившая в «Брате» саму себя. Ботинки для героини нашлись у дочери Сергея Астахова. Музыку для фильма, которая играет важнейшую роль, группа Nautilus Pompilius предоставила почти бесплатно – Балабанов снял клип.
«Я очень рад, что мне позволили таким образом прикоснуться к легенде, стать к ней причастным. Однако я так и не успел поблагодарить за это Лешу и Сережу. Тогда казалось, что перед нами еще целая жизнь, однако мы ошибались. Мое участие в фильме «Нас других не будет» – способ хотя бы сейчас выразить благодарность», – сообщил лидер группы Вячеслав Бутусов.
Кстати, фортепианную музыку для «Нас других не будет» писал именно Вячеслав Бутусов. И звучит она так же уместно, как и песни Nautilus Pompilius в «Брате».
Гении уходят слишком рано
Самая тяжелая для всех участников часть ленты связана с гибелью Сергея Бодрова-младшего в Кармадонском ущелье, где он как режиссер работал над фильмом «Связной». Кадры того, что было после схода гляциального селя, пробирают до мороза по коже.
«Сначала мы хотели пригласить семью Бодрова-младшего сняться в нашем фильме, однако стало понятно, что это просто лишнее. Мы направляли Светлане Бодровой свои материалы, она сказала, что фильм удался, но лично она принять участие в съемках просто не может. Мы не стали настаивать», – сообщила креативный продюсер проекта Ася Колодижнер.
Петр Шепотинник отметил, что в фильм попали не все документальные кадры. «Кажется, в 1994 году на фестивале «Кинотавр» стали ходить слухи про то, что с режиссером Сергеем Бодровым-старшим что-то случилось. Я брал у него интервью, и он, попивая чай из любимой кружки, со смехом говорил, мол, слышал, что про меня там наговорили? Сегодня эти слова звучат слишком мистически, как страшное предсказание, поэтому мы решили отказаться от этих кадров», – сказал он.
Режиссер уверен, что тот, кто делает кино про гениев, право на ошибку не имеет.
«Делать фильм про таких людей – это большая ответственность, надо держать тон, следить за интонацией и ни в чем, не дай бог, не сфальшивить, не приукрасить, сделать живым. Получилось у нас это или нет, решат зрители», – сказал Петр Шепотинник.