Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Надо уметь поднимать даже бронзовые веки»: Виктор Сухоруков представит свою авторскую программу в Петербурге

Это рассказ о реальных людях, которые сыграли важную роль в жизни артиста

18 июня в кинотеатре «Аврора» Виктор Сухоруков представит свою первую авторскую программу «Счастливые дни». Народный артист РФ рассказал «Петербургскому дневнику», что хочет напомнить о людях, которые «сочинили, соткали» Виктора Сухорукова таким, каким мы его знаем.

– «Счастливые дни» состоят исключительно из ваших воспоминаний или это некое художественное произведение, основанное на вашей биографии?

– Это художественное представление с сюжетом, кульминацией и финалом. Я не оговорился – именно представление. Сначала я хотел назвать это творческим вечером, но там не будет вопросов и ответов, потом – моноспектаклем, но это все-таки драматургия вымысла, а у меня ни одной запятой неправды нет, только факты и мои честные исповедальные размышления. Однако я не намерен просто стоять у микрофона, я буду разыгрывать сцены из собственной жизни, а также показывать важных для меня людей.

«Счастливые дни» сфантазировались случайно, после того как я посетил дом-музей заслуженного деятеля искусств Юлиана Семенова в Крыму. Там есть огромная стена с фотографиями уникальных людей человечества и их автографами. Рассматривая снимки, я понял, что через мою жизнь тоже прошло множество уникальных, волшебных, чудесных людей. Я залез в собственный архив и стал собирать свою стену с фотографиями людей, которые ломали мою линию жизни или исправляли заломы, воздействовали на меня, двигали вперед, совершали со мной открытия, а иногда и били по башке, в итоге сочинив, соткав Витю Сухорукова.

Главная идея моего представления в том, что все мы взрОщены разными людьми. Их не надо забывать, им надо быть благодарными.

– То есть вы изобрели какой-то новый жанр?

– Мне умные люди так и сказали, однако, насколько я понимаю, примерно так же работает писатель и режиссер Евгений Гришковец, хотя его представлений я не видел.

– Планируете приглашать на «Счастливые дни» людей, о которых будете рассказывать во время представления?

– Петербург – мой второй родной город, я здесь прожил полжизни и был всерьез озадачен вопросом, кого же пригласить. Но вскоре понял, что не хочу приглашать никого. Я боюсь, что люди, которых я не приглашу, на меня обидятся. А те, кто придет, могут обидеться на то, что про них я ничего не сказал. В общем, я решил, что буду играть эту историю так, какой она сочинилась изначально.

– Когда я прочитала название вашего представления «Счастливые дни», мне показалось, что вы хотите поговорить о чем-то прошедшем. Сразу вспоминается, что в прошлом году вы ушли из Театра имени Моссовета.

– Уход из театра был обдуманным решением. Я освободил свое время от какой-то «зряшности» и пустоты, бездарной деятельности в Моссовете. У меня появилось время, которое я смог посвятить самому себе, благодаря чему и появились «Счастливые дни». Я продолжаю жить, сочинять, фантазировать, планировать, мечтать и буду делать это еще очень и очень долго. К тому же в моей жизни есть и спектакли, и гастроли, и публика. В октябре будет 10 лет, как я играю спектакль «Старший сын» вместе со «Свободной сценой».

– Думаю, что люди, которые знают вас, обязательно угадают несколько фамилий, которые вы упомянете во время представления. А можете назвать несколько неожиданных фамилий?

– Я буду говорить о режиссерах. Когда-то Юрий Мамин, словно бог с неба, подал мне руку и пригласил в свой фильм «Бакенбарды», а потом Виталий Мельников, несмотря на то что я играл только бандитов и отморозков, рискнул и дал мне роль Павла Первого. Станислав Говорухин мне, низкорослому человеку, предложил мощнейшую роль генерал-майора директора завода по фамилии Дроздов по роману Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». И, естественно, у меня будет страница, посвященная Алексею Балабанову, который просто одарил меня. Свою любимую роль я сыграл в его фильме «Про уродов и людей».

Но, конечно, я буду говорить и о людях, которых широкая публика либо знать не знает, либо просто забыла. Но забывать их нельзя! Более конкретно рассказывать не хочу, иначе зрителям будет неинтересно.

– Скоро выходит фильм «Своя война. Шторм в пустыне» Алексея Чадова с вашим участием. Картина должна стать неким продолжением фильма «Война» Алексея Балабанова, где Чадов сыграл одну из главных ролей. Можете сказать, эта картина будет хорошей?

– У меня там совсем небольшая роль начальника спецназа. Изначально ее должен был сыграть талантливый артист Роман Мадянов, но он заболел. Тогда продюсер картины попросил помочь, и я помог. Очень надеюсь, что Лешу Чадова ждет успех. Он отнесся к этому сочинительству более чем серьезно. Работать с ним было одно удовольствие.

Я разборчив в выборе сценариев. У меня нет цели заработать деньги, поэтому, получив предложение, я прикидываю, смогу ли я быть в этой роли неожиданным, интересным, увлекательным, вытяну ли историю профессионально. Пытаюсь понять, будет ли мне интересен фильм именно как зрителю. Вопрос, а сколько здесь можно заработать, я никогда себе не задаю. Я очень часто снимался бесплатно или за какие-то крохи.

– Увидим ли мы когда-то вас в кресле режиссера? Когда-то вы предлагали сценарий к фильму «Брат-3». Может быть, именно вам стоит снять эту картину?

– Я режиссер самого себя и одиночества, а из этого ничего не сделать: ни кино, ни спектакля, ни циркового представления. Я действительно предлагал Балабанову снять третьего «Брата», но он отказался, сказав, что не знает времени, в котором должно разворачиваться действие картины.

К различным ремейкам, продолжениям культовых фильмов я отношусь отвратительно. Продолжать может только тот, кто начал. Снять «Брата-3» мог только Балабанов.

Первому фильму «Брат» исполняется в этом году 25 лет. Известно, что Алексей Балабанов решил снять этот фильм только ради того, чтобы заработать на картину «Про уродов и людей». Вы снимались в обоих фильмах, скажите, тогда было очевидно, что «Брат» станет тем, чем он стал?

– Нет, я и подумать не мог, что «Брат» проживет такую долгую жизнь, однако знал, что Алексей Балабанов – очень хороший режиссер, который плохих фильмов просто не снимает. Он действительно не мог найти средства на съемку фильма «Про уродов и людей» – после прочтения сценария у некоторых складывалось впечатление, что будет порнография. Тогда Леша обиделся, сказал, мол, фиг с вами, и скрылся в каких-то лесах-горах писать сценарий коммерчески успешного фильма. В итоге он в один присест и денег на авторское кино заработал, и культовый фильм снял, и подарил жизнь Сергею Бодрову, а также многим другим актерам.

Все актеры «Брата» получили очень скромные гонорары, многие играли в собственной одежде. Даже сатиновые трусы, в которых я появляюсь в конце фильма, мне шила моя сестра в Орехово-Зуево за свой счет.

В фильме «Про уродов и людей» я был уверен сразу, поэтому с удовольствием согласился играть своего тезку Виктора Ивановича. Там и сценарий – шедевр, и фильм – шедевр, и моя роль – шедевр, однако ни одного приза лично я за нее не получил.

– В своем представлении вы расскажете в том числе и о талантливых, но забытых людях. Вы в профессии больше 40 лет и остаетесь очень востребованным актером. В чем ваш секрет?

– У меня есть народное звание, три ордена на груди и памятник бронзовый на родине – в городе Орехово-Зуево. За все это я никому ничем не платил: ни с кем не дружил, ни с кем не пил, ни с кем не гулял. Я просто трудился. Талант не увидеть, не услышать, не потрогать, не понюхать, а вот труд – он заметен. Я пахарь, трудяга, люди знают, что если я взялся за работу, то сделаю ее на совесть. Получится ли в итоге фильм или спектакль, я не знаю, – это все-таки дело коллективное, но за себя я поручиться готов.

У нас же многие даже талантливые, одаренные, красивые, востребованные в определенный момент начинают думать: мол, я сейчас махну пальчиком, и все упадет к ногам. Это обманчивое впечатление, в нашем красивом творческом ремесле надо работать, доказывать даже тогда, когда тебя отольют из бронзы. Надо уметь поднимать даже бронзовые веки.