«Патриарх отечественного кинематографа»: артисты рассказали, каким был Виталий Мельников
21 марта после продолжительной болезни скончался один из самых известных и талантливых режиссеров отечественного кинематографа Виталий Мельников. Он всегда был больше чем просто режиссер, он был настоящим творцом киноискусства, а также одним из тех, кто создал тот самый «Ленфильм», которым гордился весь СССР. Со смертью Виталия Мельникова закрылась одна из самых ярких и талантливых страниц нашей киноистории, однако он оставил нам богатое наследие из фильмов, которые никогда не устареют.
1 мая Виталию Мельникову могло исполниться 94 года. Его семья не сообщает, чем конкретно болел режиссер, однако родные заверяют, что боролись за него до последнего.
«Мы делали все, но этого оказалось недостаточно», – рассказал его внук Артемий Аграфенин, который работает пресс-секретарем киностудии «Ленфильм».
Как стало известно «Петербургскому дневнику» режиссера похоронят в пятницу, 25 марта.
Большой и яркий талант
Виталий Мельников родился 1 мая 1928 года в селе Мазаново Амурской области. В 30-е годы его отца арестовали, поэтому они с матерью перебрались к родственникам в Сибирь.
«Именно там, будучи еще мальчиком, он влюбился в кино и начал мечтать о режиссуре. В годы войны Виталий Мельников попал в агитбригаду, которая по Иртышу на утлом суденышке странствовала по отдалённым деревням и поселкам. В сибирской глубинке не было электричества, поэтому 15-летний Виталий Мельников крутил педали динамомашины, чтобы показать кино», – рассказали на «Ленфильме».
После войны Виталий Мельников закончил Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК). Ему повезло учиться у настоящих мэтров советского кинематографа: у Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Практику он проходил у основателя телепрограммы «Клуб кинопутешествий» Владимира Шнейдерова.
После Виталий Мельников 10 лет проработал в Ленинградской студии научно-популярных фильмов и снял порядка полутора десятков документальных лент. Однако большая слава как режиссера ему пришла после того, как он начал работать на «Ленфильме».
«Он попал на киностудию в 1964 году, и всем сразу стало ясно, что перед нами большой и яркий талант. И все его последующие работы только подтверждали первое впечатление. Он на долгие годы стал сердцем «Ленфильма» и превратился в патриарха отечественного кино, ленинградской и петербургской школы кинематографа», – сообщил режиссер и киновед Александр Поздняков.
Первой работой Виталия Мельникова на «Ленфильме» стала короткометражка «Барбос в гостях у Бобика».
«Хорошо помню премьеру этого фильма в 1965 году, она имела сенсационный зрительский успех. Однако всесоюзная слава пришла к нему после выхода фильма «Начальник Чукотки» в 1966 году», – рассказал режиссер Дмитрий Светозаров.
Виталий Мельников работал в уникальном советском жанре, который можно описать как смех сквозь слезы.
«Его фильмы глубоко психологичны, а герои – живые и узнаваемые. Всем его картинам присуще то, что лично я называю интонацией, то есть легкий юмор, особенная ирония. Именно это делало его картины узнаваемыми и популярными. Я уверен, что они не устареют даже через 10-20 лет. Лично на меня наибольшее впечатление произвел фильм «Женитьба», там прекрасный актерский состав, и хорошо видна отличная работа режиссера, оператора и художника. Виталий Вячеславович был последним из великого поколения «Ленфильма» 60-70-х годов. С его смертью закрылась одна из самых ярких страниц истории отечественного кинематографа», – считает Дмитрий Светозаров.
«Виталий Вячеславович снимал о простых людях, их проблемах и характерах. Работая, он думал в первую очередь о зрителях, а не о собственном величии, именно поэтому его картины любимы миллионами людей», – считает Александр Поздняков.
Веселый режиссер и большой фантазер
По воспоминаниям кинематографистов, работать с Виталием Мельниковым было одно удовольствие, а такое говорят далеко не обо всех режиссерах.
«Виталий Вячеславович был настоящим профессионалом, однако всегда оставался очень мягким и доброжелательным человеком. Он уважительно относился к актерам, поэтому очень многие готовы были с ними работать. Достаточно открыть его фильмографию, там будет множество хорошо знакомых имен и фамилий: Виктор Сухоруков, Вера Глаголева, Олег Янковский, Нина Усатова, Михаил Боярский и многие другие», – рассказал Александр Поздняков.
Эти слова подтверждает и актер Андрей Ургант, который сыграл Кашурникова в фильме Виталия Мельникова «Последнее дело Вареного».
«Я совсем не люблю смотреть себя на экране, я все же человек театра, однако после фильма «Последнее дело Вареного» я смеялся от души. На съемочной площадке Виталий Вячеславович был мягким и тонким, я же – как всегда вздорным, потому что молодым был, и мозгов не было. Сейчас наоборот – мозги есть, а вот сил уже не хватает. Виталий Вячеславович – очень талантливый режиссер, и низкий поклон ему за все его фильмы», – сказал он.
Актриса и депутат Государственной думы РФ Елена Драпеко также с большой радостью вспоминает съемки «Последнего дела Вареного».
«С Виталием Вячеславовичем было очень легко работать. Он был большим фантазером и очень любил, когда фантазировали актеры. То есть на съемочной площадке можно было импровизировать, предлагать свои варианты. Я до сих пор с радостью вспоминаю время съемок «Последнего дела Вареного», в этом фильме сошлось все: прекрасный сценарий, хорошие актеры и главное – веселый и талантливый режиссер. Он прожил большую и хорошую жизнь, но мне все равно жаль, что его больше нет. В последний раз мы виделись на его 90-летнем юбилее в «Ленфильме», и тогда он был живым, энергичным, интересующимся жизнью человеком. Его смерть – огромная трагедия», – считает она.
За годы работы Виталий Мельников снял около 30 фильмов и получил множество наград, включая орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почёта, орден Трудового Красного Знамени и премию «Ника».