Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Дорогой артхаус»: Валерий Переверзев рассказал, как снимал голливудских актеров в «Брате 3»

Эрик Робертс и Костас Мэндилор работали ради искусства, а не денег
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Режиссер самой скандальной премьеры этого года – фильма «Брат 3» – Валерий Переверзев рассказал, зачем покусился на великое наследие Алексея Балабанова, как в проект попали голливудские актеры Эрик Робертс и Костас Мэндилор, а также в чем сила.

– Планируете показывать фильм «Брат 3» в кинотеатрах?

– Конечно, скоро мы начнем готовить полноценную озвучку для широкого проката, и в сентябре фильм выйдет в кинотеатрах, причем не только в российских. Мы уже подписали два контракта на дистрибуцию картины в Индии. У нас есть договоренности и по другим странам, например, нас очень любят в Африке. Русское искусство вообще очень востребовано в мире, даже сейчас, несмотря на сложную геополитическую ситуацию.

– В «Брате 3» задействовано сразу два голливудских актера: Эрик Робертс и Костас Мэндилор. Как они попали в проект?

– С Эриком Робертсом мы познакомились в 2015 году, когда он вручал мне приз за документальный фильм «Паноптикон: тюрьма на острове» на международной кинопремии остросюжетного кино «Капля», которая проходила в Москве. После мы пообщались, он посмотрел мои инсталляции и сказал, что любит сниматься именно у художников и было бы здорово нам вместе поработать. Вот я его и пригласил. Он очень высоко оценил сценарий «Брата 3» и сразу согласился на роль. Гонорар мы даже не обсуждали, он сказал: «Мне ничего не надо». Мы просто оплатили перелет и проживание в Тамбове.

С Костасом Мэндилором мы дружим много лет, даже не помню, при каких обстоятельствах познакомились. Он тоже давно говорил, что было бы неплохо поработать вместе. Когда я предложил ему роль, он просто попросил подгадать съемки к его приезду в Москву в 2021 году, и все получилось. Костас тоже отказался от гонорара и работал ради искусства.

– Вы снимали фильм не только в Москве, но и в Тамбове, причем туда ездил Эрик Робертс. Ему понравился город?

– Он был там всего четверо суток, и первый день выдался непростым. Для съемок мы с согласия администрации города и полиции перекрыли одну небольшую улицу на несколько часов. Но, как только мы начали работать, подъехала усыпанная стразами женщина в огромной шляпе, с какими-то нереальными брюлами по три карата в каждом ухе, и начала матом требовать, чтобы мы срочно убирались. Как позже выяснилось, она была владелицей одного из заведений на перекрытой улице. Мы пытались все мирно объяснить, но женщина орала, мы попросили помощи полиции, но она и стражей правопорядка матом посылала.

Эрик тоже пытался с ней поговорить и в какой-то момент поскользнулся, упал и даже выключился на несколько секунд. Я в ужасе смотрю на это и думаю: «Какой прекрасный первый рабочий день! Вот и сняли мы Эрика Робертса в Тамбове. Сейчас он очнется, пошлет меня с моим фильмом куда подальше и улетит в США». К счастью, Эрик быстро пришел в себя и даже согласился продолжить съемки. Единственное, эта ситуация его настолько шокировала, что он отказался гулять по Тамбову и в свободное время не покидал гостиницу.

Тем не менее Эрик не разочаровался в России. Более того, он сказал, что много лет вынашивал идею приключенческого фильма, и именно в Тамбове в его голове окончательно сложился пазл, и теперь он понимает, как снять картину с нашей командой. Мы на стадии переговоров и разработки сценария.

 Кого играет Эрик Робертс и Костас Мэндилор в вашем фильме?

– Эрик, условно говоря, играет полицейского. Мы покажем зрителям придуманный мир, в котором правоохранители называются совестью нации. Они носят фуражки с вышитым словом «Слышь», которое на тамбовском языке имеет множество значений. Вообще все персонажи нашего фильма говорят не на литературном русском языке, а по-тамбовски: текёт, пекёт и так далее. Многие люди в Тамбове действительно так разговаривают. У нас в фильме даже будет целый толковый словарь тамбовского языка.

Костас играет туриста, который заходит в цветочный магазин и западает на продавщицу. У них обоих небольшие, но характерные роли. Я всегда мечтал снять голливудских актеров.

– Как в проект попали близнецы-электроники Торсуевы?

– Мы с ними не просто дружим, мы уже родственники – Владимир крестный отец моей младшей дочери Василисы. По сценарию, один из близнецов – условно полицейский, а второй – преступник, а между ними женщина, которую, кстати, играет моя жена Юлия Переверзева. Для того, чтобы понять, кто из близнецов будет играть стража правопорядка, а кто – преступника, мы провели несколько проб и читок сценария. В итоге и мы, и они сами поняли, что Юра должен быть генералом, а Володя – преступником.

– С рэпером Птахой тоже дружите?

– Много лет, вот недавно были на дне рождения его дочери. Я очень доволен тем, как он сыграл свою роль. У нас уже есть небольшая фокус-группа, которая посмотрела фильм, и все девушки в один голос говорят: «Какой он красавчик! Какой брутал!» И главное – он сам тащится от своей работы. Говорит, мол я у тебя такой крутой, почему же я в жизни не такой? А потому что я – художник, я так его увидел и так его показал.

– У вас есть актеры, которые попали в фильм не по дружбе?

– Конечно, в марте 2021 года мы проводили всероссийский кастинг, потому что хотели дать шанс людям, которые не являются профессиональными актерами, но мечтают сняться в большом художественном фильме. К нам пришло 502 человека! Мы такого не ожидали, однако всех добросовестно отсмотрели и нашли свою героиню – Александру Вознесенскую. Эта простая тамбовчаночка три дня добросовестно отстояла в очереди под дождем и получила главную роль. Мы сделали это, потому что хотим показать, что так можно и так нужно.

– Сложно работать с непрофессионалами?

– Нет, я со всеми работал одинаково. Мне хотелось избежать театральности и наигранности, поэтому я намеренно обманывал актеров, например, объявлял технический перерыв и предлагал просто прорепетировать, однако оператор не выключал камеру. На репетициях актеры становились более раскованными, немного стебались над сценарием, иногда матерились, в итоге получалось именно то, что нужно. Именно эти сцены и вошли в фильм.

 Изначально фильм назывался «Тамбов», когда и почему вы решили сделать его «Братом 3»?

– Не совсем так, это сценарий назывался «Тамбов». «Братом 3» фильм стал с легкой руки нашего инвестора, имя которого мне не хотелось бы называть. Мы давно с ним дружим. После того, как мой короткометражный фильм «Варвара» получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и «Золотого Давида» на кинопремии в Италии, он спросил, почему я не сниму полный метр. Я ответил, что на это требуются деньги, минимум 60 миллионов рублей. Это без гонораров актерам и когда вообще всего по минимуму. Учтите, что цифру мы рассчитывали исходя из реалий 2020 года, сегодня этот показатель надо умножить минимум вдвое.
После я рассказал концепцию будущего фильма, и она ему очень понравилась. Инвестор сказал, что готов дать половину от требуемой суммы, но только при условии, если это будет что-то громкое, например, «Брат 3». Я согласился, потому что, имея половину нужной суммы, найти оставшиеся деньги гораздо проще.

Воодушевившись, я начал делать то, что не стоило, – рассказывать о своей идее и названии будущего фильма. Как-то мне позвонил некий персонаж и стал просить взять его в проект, говорил, что в теме, в деле и что мы всех порвем. А на следующий день он собрал пресс-конференцию и сообщил, что снимет «Брат 3», причем мою фамилию он не произнес ни разу.

– Это вы про шоумена Стаса Барецкого?

– Если честно, я не помню, как его зовут. Вероятно, он. В общем, после этого мне звонит мой инвестор и говорит, что не намерен влезать в какую-то фигню с фриками и не даст никаких денег. В общем, я остался без финансирования и похоронил идею.

Примерно через год я встретился в Москве с каким-то журналистом, чтобы дать интервью по поводу моего Музея истории телесных наказаний, и тут ему звонит тот самый персонаж. Узнав, что я рядом, он попросил журналиста передать мне трубку. Я не хотел говорить, но все же взял. Он извинялся, мол, прости, братан, так получилось. Я сказал, что из-за него остался без денег и «Брата 3» уже не будет. А на следующий день мне звонит тот самый инвестор и спрашивает, как у меня дела с фильмом, как будто он слышал тот разговор, хотя это невозможно. В общем, он предложил запустить все заново. Я ответил, что возьму деньги только после того, как получу удостоверение национального фильма в Министерстве культуры РФ и патент на использование названия в России и за рубежом. Также мне хотелось заранее вместе с юристами подготовить почву для защиты авторских прав. На все это у меня ушло примерно полгода, и после мы начали работать над фильмом.

– В итоге каков бюджет «Брата 3»?

– Не хочу говорить о деньгах, фильм мы сняли исключительно на частные средства, и он совсем не дешевый. Все привыкли, что артхаус – это нечто, снятое на тапок с минимальными вложениями, но мне такое не подходит. Снять дешево фильм, который можно будет показать в современных кинотеатрах по всему миру, который можно представить на международных кинофестивалях, нельзя. Я хочу, чтобы «Брата 3» посмотрел Бенисио Дель Торо (актер. – Ред.), который очень любит русский артхаус, Дэвид Линч (режиссер. – Ред.), Леонардо Ди Каприо (актер. – Ред.), российский бомонд. Такая картина не может стоить дешево, поэтому мы сняли дорогой артхаус. У меня до сих пор нет машины, потому что все свои деньги я вкладываю в искусство.

 Всех русскоговорящих людей название вашего фильма отсылает к культовой дилогии Алексея Балабанова. Не страшно прикасаться пусть не к святому, но очень важному для множества людей?

– Я не мыслю категориями страшно или не страшно. Я задаю себе вопрос: «Могу ли я взять за это ответственность?» И в данном случае – да, могу и беру. Я уверен, что вывезу фильм, я готов за него умереть. Кроме того, он никак не связан с фильмами Алексея Балабанова. Мы сняли совсем другое кино. В нашем фильме есть Иосиф Бродский, Анна Ахматова, великий русский андеграунд – все, чем дышит настоящее искусство.

– Лично для вас дилогия «Брат» и вообще творчество Алексея Балабанова много значит?

– Очень много режиссеров, которых я считаю великими, чье творчество мне очень близко. Это и Василий Шукшин, и Сергей Эйзенштейн, и Александр Сокуров. Ларс фон Триер мне очень нравится. Естественно, я смотрел оба «Брата», да и другие фильмы Алексея Балабанова, но сам делаю совсем другое кино. Не могу сказать, что эти фильмы для меня много значат и не считаю их культовыми.

– В чем сила?

– А на этот вопрос мы ответили в нашем тизере к «Брату 3».

Закрыть