Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Мои лучшие рабочие годы прошли в Цирке Чинизелли»: глава Росгосцирка рассказал, что будет с главным петербургским манежем

Цирк будет прирастать площадями
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Сергей Беляков – уникальный для циркового мира человек. Он в индустрии около 30 лет и за эти годы прошел огромный путь от уполномоченного по реализации билетов до главы самой большой в мире цирковой компании – Росгосцирка. Однако оборачиваясь назад, он уверенно заявляет, что его лучшие рабочие годы прошли именно в Цирке Чинизелли.

– Несмотря на то, что вы возглавляете крупнейшую в мире цирковую организацию, о вас известно очень мало. Как начался ваш цирковой путь?

– Страшно вспоминать! Кажется, около 30 лет назад родственник пригласил меня на работу в Читинскую областную филармонию уполномоченным по реализации билетов цирка. Я тогда жил в Донецке, мне было 20 лет, я очень хотел посмотреть страну, поэтому решил попробовать. Это был колоссальный опыт – филармония работала сразу с шестью цирковыми коллективами. Пока я там работал, хорошо познакомился с кочевой цирковой жизнью: нашу необъятную страну я объездил вдоль и поперек, даже на Камчатке был трижды.

После я сменил множество цирковых профессий и даже возглавлял три цирка: нижнетагильский, удмуртский и Цирк Чинизелли, который я считаю лучшим в мире.

– Вы когда-нибудь выходили на манеж в качестве артиста?

– Конечно, я около трех лет работал шпрехшталмейстером (конферансье. – Ред.) и выступал с шимпанзе Микки. Все началось с того, что меня попросили заменить сначала одного заболевшего сотрудника, потом – другого. Особенно мне нравилось выступать с Микки, я его хорошо знал, у нас были прекрасные отношения. Выступать мне настолько понравилось, что, когда дрессировщик выздоровел, я просил его дать мне возможность и дальше работать с Микки. На манеже невероятная атмосфера, особенно когда звучат аплодисменты, периодически я скучаю по этим эмоциям.

– Вы когда-то мечтали возглавить Цирк Чинизелли?

– Да я даже думать о таком не смел! Для любого представителя нашей индустрии этот цирк – лучшее, что может случиться в карьере. Я впервые оказался там около 20 лет назад в качестве зрителя. Я тогда приезжал в Петербург, чтобы помочь шапито в Автово, но, конечно, не мог упустить возможность посмотреть представление в Цирке Чинизелли. В итоге я влюбился в этот цирк еще больше.

Во главе Цирка Чинизелли я оказался только в 2016 году, когда министр культуры РФ Владимир Мединский принял решение присоединить его к Росгосцирку. На тот момент я был заместителем генерального директора этой компании, поэтому именно мне поручили руководить процессом. Это довольно кропотливая работа, кроме того, я жил в Москве, поэтому приходилось постоянно ездить в Петербург, и чтобы все успевать, я частенько оставался там на несколько дней. В итоге качество программ и количество зрителей выросло, а значит, у нас все получилось. Кстати, сегодня Цирк Чинизелли входит в тройку самых посещаемых цирков нашей страны.

Я проработал в Цирке Чинизелли около двух с половиной лет и, оборачиваясь, понимаю, что эта работа была самой лучшей в моей жизни. Я бы с удовольствием остался там, но появились новые вызовы. Сейчас я возглавляю крупнейшую в мире цирковую компанию, в которой работают тысячи человек. Цирк Чинизелли флагманский, поэтому мы много своего времени уделяем ему. Всегда тщательно разрабатываем программы, я лично отсматриваю номера всех артистов, чтобы на манеж выходили лучшие. Вот недавно мы запустили прекрасную новогоднюю программу «Загадай желание». Билеты на нее почти раскуплены.

– Ходят слухи, что по ночам по цирку ходят привидения членов семьи Гаэтано Чинизелли. Видели что-нибудь паранормальное?

– Привидений не видел, но как-то ночью встретил верблюда. Наверное, его забыли закрыть, поэтому он смог выйти из стойла. Я без лишних мыслей о привидениях просто проводил верблюда в вольер. Я умею обращаться с животными, секрет в том, что они любят ласку.

– Цирк Чинизелли изменился с того момента, когда вы вошли туда в первый раз?

– Конечно, в лучшую сторону! Я видел его до реставрации 2015 года. Здание выглядело гораздо хуже, да и перебои с электричеством не были редкостью. Благодаря поддержке Министерства культуры мы провели реставрацию и закупили самое современное оборудование, поэтому подобные проблемы остались в прошлом. Все это в том числе позволило нам в начале ноября этого года провести I международный цирковой фестиваль «Без границ» на столь высоком уровне. Там были гости из США, Европы, Азии, да со всего мира, и каждый был в огромном восторге. Многие очень просили дать возможность просто в тишине походить по такому красивому зданию после представления, чтобы почувствовать дух Гаэтано Чинизелли.

Кстати, мероприятие вызвало огромный международный резонанс. Мы решили его провести после того, как руководство Международного фестиваля в Монте-Карло сообщило, что не может пригласить российских артистов, хотя цирк всегда был вне политики. Если честно, то меня это задело, потому что у нас прекрасные артисты. В итоге мы в сжатые сроки организовали фестиваль, на который приехали артисты со всего мира со сложнейшими номерами, а в Монте-Карло на манеже одна политика: там в этом году будет половина артистов с Украины. Причем часть номеров мы бы никогда не выпустили на манеж только потому, что они откровенно слабые. На фестивале «Без границ» был украинский эквилибрист и заслуженно получил две награды.

Я уверен, что в Петербурге нужен еще один стационарный цирк. В Цирке Чинизелли постоянно аншлаги. Я очень надеюсь, что на моем веку таковой появится в Автово, где много лет работает шапито.

– Цирку Чинизелли еще есть куда развиваться?

– Конечно, у нас много планов. Мы намерены отремонтировать общежитие для артистов на Инженерной улице, 6, литера А. Все-таки артисты должны жить в хороших условиях.

Кроме того, мы в октябре получили в пользование историческую подстанцию на набережной реки Фонтанки, 3, литера А, которая работала во время Великой Отечественной войны. Это порядка трех тысяч квадратных метров, и сейчас мы собираем предложения о том, что там можно разместить. Мы, конечно, учтем мнения экспертов, однако, на мой взгляд, эти площади нужно развивать в трех направлениях.

Во-первых, туда можно перевести Музей циркового искусства, экспозиции которого сейчас расположены на всех этажах Цирка Чинизелли. Кроме того, экспозицию нужно сделать интерактивной, чтобы было интересно и детям, и взрослым. Во-вторых, там можно организовать детскую цирковую школу с манежем, где могли бы репетировать и артисты, выступающие в Цирке Чинизелли. А в-третьих, там нужно обязательно сохранить военную историю. Здание подстанции является объектом культурного наследия, также там остались некоторые механизмы военного времени. Все это нужно сохранить и организовать экспозицию.

Однако подчеркну, что все это пока лишь мое мнение. Если появятся более интересные предложения, то мы обязательно прислушаемся. Мы очень надеемся сами подготовить проект в ближайшие полгода, однако для того, чтобы провести реставрацию и реконструкцию, нам потребуется финансовая помощь Министерства культуры. Пока сложно сказать, сколько средств нужно, однако мы надеемся уложиться в 300 миллионов рублей.

Закрыть