«Лучше, чем в Монте-Карло»: в Петербурге прошел международный фестиваль «Без границ»
I международный цирковой фестиваль «Без границ», который проходил в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, удался. Это мнение разделяют как его участники, так и зрители. Почти 150 артистов из 20 стран вышли на манеж Большого Санкт-Петербургского государственного цирка, который часто называют именем его основателя Гаэтано Чинизелли, и доказали, что человеческие возможности гораздо шире, чем многим кажется.
Публикация сделана в рамках специального проекта «Петербургского дневника» к 145-летию Цирка Чинизелли.
Не место для политики
Министерство культуры РФ приняло решение организовать фестиваль «Без границ» после того, как в Монте-Карло отказались принимать российских артистов. Главной задачей было продемонстрировать, что России чужды предрассудки, поэтому наша страна готова предоставить площадку артистам из любых стран.
«Когда мы только начинали готовить фестиваль, то немного опасались, что не сможем набрать достаточное количество участников. В итоге нам поступило около сотни заявок со всего мира, и мы усилием воли выбрали 21 лучший номер. Также мы собрали интернациональное жюри», – рассказал генеральный директор Российской государственной цирковой компании Сергей Беляков.
География фестиваля действительно поражает. За четыре дня на манеж Цирка Чинизелли вышли артисты из Франции, Испании, Италии, Эфиопии, Вьетнама, Перу и многих других стран. За кулисами артисты признавались, что на родине их отговаривали от поездки в Петербург.
«В Испании многие уверены, что в России давно военное положение, а местное население очень недоброжелательно относится к иностранцам, особенно из Европы. В связи с этим многие отговаривали нас ехать на фестиваль. Но мы ко всему подходим с «холодной головой», поэтому никогда не верили этим слухам и, приехав в Петербург, поняли, что были правы. Мы не ожидали столь теплого приема, настолько дружественной атмосферы, которая царила на фестивале», – рассказала артистка Эстебалис Асперазу, которая вместе со своим партнером Хесусом Конейро продемонстрировала динамичный номер на стыке танцев, гимнастики и силовой акробатики. Ребята получили дипломы лауреатов фестиваля «Без границ» и специальный приз от Росгосцирка.
«Мы пока не успели как следует осмотреть Петербург, однако то, что увидели, нам очень понравилось. Понравилось настолько, что мы даже подумываем о переезде», – добавил Хесус Конейро.
Конечно, сложнее всего пришлось украинскому солоэквилибристу Эрнесту Пальчикову.
«Как только стало известно, что я решил участвовать в фестивале «Без границ», мне в месенджеры и по SMS начали ежедневно приходить проклятия и пожелания смерти. Мой дом в Киеве, и мне бы хотелось вернуться туда в ближайшее время, но мне угрожают конфискацией имущества, поэтому, боюсь, возвращаться будет некуда. Меня не очень волнуют все эти угрозы, потому что их пишут люди с промытыми западной пропагандой мозгами. Всю эту ситуацию я предсказывал лет 15 назад, мне еще тогда было очевидно, что Запад отдаст Украину на заклание, чтобы добраться до России. Я не верю в демократию, ее нигде нет, а если уж ходить под царем, то хотя бы под своим – славянским. Вообще я мечтаю о возрождении Киевской Руси, чтобы Россия и Украина снова были одним большим государством. Пусть только совсем западные регионы Украины, которые всегда рвались в Европу, останутся и станут буферной зоной, а мы все должны быть вместе», – рассказал артист.
Возможно, именно из-за такого бэкграунда номер Эрнеста Пальчикова выглядел не по-цирковому грустным. В результате жюри вручило ему вторую из четырех бронзовых стел, а также специальный приз Большого Московского цирка.
«Я очень рад, что и жюри, и зрители оценили мой номер по достоинству, я благодарен за две такие красивые тяжелые награды, но, по сути, мне сейчас некуда их поставить, ведь нет дома», – добавил артист.
Иностранные члены жюри также заявили, что политике нет места в цирке, поэтому они приехали поддержать фестиваль «Без границ».
«В мире какое-то сумасшествие! Некоторые театры увольняют российских артистов, где-то запрещают ставить великого Петра Чайковского, но Будапешт сказал всему этому: «Нет!» Цирк – это особое искусство, для которого не важны цвет кожи или вероисповедание. В будапештском цирке работают артисты и из России, и с Украины, и мы очень надеемся, что так будет всегда», – сказал государственный секретарь по культуре и министр по возрождению циркового искусства Венгрии Петер Фекете.
Член жюри фестиваля из США, историк цирка, писатель, основатель и директор компании CircOpedia Доминик Жандо отметил, что он не тот человек, на которого можно надавить, поэтому моментально согласился участвовать в фестивале.
«Я думал не больше десяти секунд по нескольким причинам. Во-первых, российский цирк – это лучший цирк в мире, и я не сомневался, что все будет организовано на высшем уровне. Я знал, что увижу лучших артистов, причем неважно из каких стран. Во-вторых, мы с другими членами жюри друзья, а из-за пандемии коронавируса не виделись несколько лет, поэтому очень друг другу рады», – рассказал он.
Это надо видеть
За четыре дня фестиваль посетило около семи тысяч человек, которые увидели 21 невероятный номер. Описать их невозможно, потому что подходящих слов нет ни в одном языке мира. По итогам фестиваля жюри выдало четыре бронзовых и четыре серебряных стелы, а также три золотые. Победители определялись по двум критериям: сложность номера и эстетика. Помимо этого, каждый из 14 членов жюри вручал специальный приз понравившимся артистам. Однако призов были достойны абсолютно все, кто вышел на манеж.
Первое золото получила группа акробатов на подкидных досках под руководством Анатолия Рубана из Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. Артисты с помощью качелей типа весы устроили невероятное театральное шоу, в процессе которого просто порхали над манежем и взлетали на плечи друг друга. Даже ходули им не мешали.
«Я очень счастлив! Мы хотели золото и добились своего, поэтому мне трудно сейчас что-то сказать, меня переполняют эмоции, это что-то невероятное!» – сказал один из акробатов группы Максим Баринов сразу после вручения награды.
Впрочем, не все прошло гладко. Во время последнего выхода на сцену один из артистов не смог правильно выполнить трюк и вывихнул плечо. Для зрителей все прошло почти незаметно, о травме рассказал ведущий фестиваля и генеральный директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный уже после того, как артисты сорвали аплодисменты. «Так бывает, это цирк», – сказал он.
Пара гимнастов на ремнях Егор и Лючия Сухоруковы также не оставили равнодушными ни жюри, ни зрителей. Вместо того чтобы просто показывать трюки, они кружили под куполом в каком-то невероятном танце, делая вид, что не нуждаются в поддержке даже ремня – как будто воздуха им вполне достаточно.
«Наш номер называется «Все еще люблю тебя». Мы давно его репетировали и решили сделать премьеру именно на фестивале «Без границ». Мы очень рады, что и жюри, и зрители его приняли и поняли», – сказала Лючия Сухорукова, получив вторую золотую стелу.
Третье золото взяли воздушные гимнасты на ремнях Марат и Диляра Бикмаевы из продюсерского центра «Королевский цирк Гии Эрадзе». Они показали невероятный номер под дождем. Пока с купола цирка лилась вода, ребята своими телами творили форменное волшебство. У зрителей слезы на глазах наворачивались от того, насколько это прекрасно.
«Идея выступать с дождем пришла нашему продюсеру Гии Эрадзе. Просто он как-то сказал, что ни одни воздушные гимнасты во всем мире не выступали под дождем, и мы начали пробовать. Изначально мы работали на полотнах, но у нас ничего не получалось – было слишком скользко, выполнить трюки было просто невозможно. Тогда нам на помощь пришел постановщик Евгений Шевцов, и мы вместе за одну ночь, точнее даже за пять часов, продумали номер, подобрав подходящие трюки. После мы просто полгода репетировали», – рассказала Диляра Бикмаева.
Артистка из Вьетнама Чу Тхи Хан произвела просто фурор умением держать баланс. Вероятно, у нее какие-то особые отношения с физикой и гравитацией, потому что не могут простые смертные летать под куполом в шпагате на полотнах, удерживая в зубах нож, на кончике которого стоит меч с хрустальными стаканами. По итогам соревнований девушка получила первую бронзу, а также приглашение участвовать в фестивале «Золотой слон» в Жироне.
Венгерская гимнастка Вивьен Новакович поразила публику своим удивительным танцем на канате. Девушка скользила по нему сверху вниз и обратно, на ходу навязывая петли, чтобы прямо в воздухе изобразить шпагат и другие гимнастические трюки. В итоге девушка получила специальный приз Цирка Никулина на Цветном бульваре.
Балет и жонглеры Королевского цирка Гии Эрадзе поражали не только трюками, но и невероятными костюмами, которые любой номер превращали в праздник. А уж когда они выкатили на манеж ретрокарусель, зрители окончательно поверили, что попали в сказку.
Полный список призеров можно посмотреть здесь.
Превзошли Монако
«Я не могу хвалить фестиваль, потому что люди скажут, что я восхваляю собственное болото. Но наши иностранные гости, не стесняясь, говорят, что мы превзошли всех. Они говорят, что всему миру надо равняться на нас, а не наоборот», – сказал Эдгард Запашный.
Отметим, за четыре дня фестиваль посетило около семи тысяч человек. В первый же день старта продаж было выкуплено шесть тысяч билетов.
«У нас получилось все, что мы запланировали, и даже больше. Иностранные члены жюри сказали, что фестиваль в Монте-Карло рядом с нашим даже не стоял», – добавила заслуженная артистка РФ и режиссер фестиваля Елена Петрикова.
Пока окончательно не решено, станет ли фестиваль «Без границ» ежегодным. «Это должно решить Министерство культуры РФ, потому что мы не сможем проводить такие масштабные мероприятия без поддержки властей. Талантливых артистов, готовых приехать и показать свое мастерство, еще очень много, поэтому я не сомневаюсь, что последующие фестивали будут не хуже первого», – добавила режиссер.
Также пока не решено, станет ли фестиваль именно петербургским или будет ездить по разным городам страны. Однако руководство Цирка Чинизелли уже выразило готовность проводить «Без границ» каждый год.
«Мы надеемся, что фестиваль станет традиционным и будет каждый год проходить во флагманском филиале Росгосцирка, то есть в нашем Чирке Чинизелли. Мы в ближайшее время обратимся в Министерство культуры РФ с просьбой помочь в организации второго фестиваля «Без границ» в следующем году. Мы хотим, чтобы Петербург стал своеобразной цирковой столицей России», – рассказала исполнительный директор Цирка Чинизелли Валерия Воронина.