Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Закулисные тайны и секреты дрессировщиков: «Петербургский дневник» побывал в Музее циркового искусства

Он находится в стенах Цирка Чинизелли
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, который часто называют именем основателя Гаэтано Чинизелли, знаменит на весь мир. Однако про то, что в его стенах работает первый в мире Музей циркового искусства, известно немногим. Между тем в коллекции музея более 135 тысяч артефактов. Посетители могут увидеть кепку клоуна Олега Попова, костюмы дрессировщиков Запашных и реквизит многих других артистов. Сотрудники музея расскажут, почему кенгуру боксирует, а также что делают пингвины и зубры на арене цирка.

Отметим, это первая статья в рамках специального проекта «Петербургского дневника» к 145-летию Цирка Чинизелли. Вскоре журналисты нашего издания расскажут много интересного не только о цирке, но и о его людях.

Есть что показать

8 августа 1928 года благодаря стараниям кадрового военного Василия Андреева в стенах Ленинградского цирка открылся Музей цирка и эстрады.

«Под музей выделили одну из гримерок – небольшое помещение со стулом, столом и кроватью. Экспозицией стала личная коллекция Василия Андреева, который очень любил цирковое и театральное искусство. Несмотря на скромные размеры, музей исправно принимал гостей, а экспозиция стала выездной – ее показывали в театрах, на заводах и предприятиях. Сегодня в коллекции нашего музея более 135 тысяч предметов, каждый из которых – подарок людей, так или иначе связанных с цирком», – рассказала специалист по работе с посетителями фондово-экспозиционного отдела Цирка Чинизелли Юлия Осипова.

Экспозиции музея частично занимают все три этажа здания на Фонтанке, однако большая часть предметов скрыта в 14 фондах музея, куда можно попасть только в рабоче-научных целях по предварительной договоренности.

«Там находится коллекции фотографий, плакатов, видео, костюмов, реквизита и библиотека. Какие-то из этих предметов мы демонстрируем гостям на временных экспозициях, а какие-то – только по запросу. К последним относится самый старый наш артефакт – книга XVII века на немецком языке, напечатанная красивым готическим шрифтом. Вообще у нас очень большой книжный фонд – около пяти тысяч томов на более чем 30 языках. Все они тем или иным образом связаны с цирком», – рассказала Юлия Осипова.

Одним из любимых экспонатов, по общему признанию сотрудников музея, является олимпийский мишка, но не тот, который улетел в небо в 1980 году.

«Во время советской Олимпиады при входе в наш цирк зрителей встречал ее знаменитый символ. В настоящее время олимпийский мишка находится в фондах музея», – рассказала Юлия Осипова.

Впрочем, самые интересные экспонаты находятся в свободном доступе.

Особый язык

Как рассказала заведующая Музеем циркового искусства Анна Зубкова, сегодня экскурсионным группам доступно семь разных экскурсий, но начинать рекомендуется с обзорной.

«Это возможность осмотреть сразу всю экспозицию музея, включая временные, погрузиться в историю не только нашего цирка, но и циркового искусства в целом: разобраться в жанрах, посмотреть на костюмы знаменитых артистов, узнать о закулисной жизни», – сообщила она.

В цирке свой особый язык, поэтому большинство терминов обычным людям непонятны. Например, в цирке говорят не «конферансье», а «шпрехшталмейстер», не «уборка манежа», а «заправка». В общем, без экскурсовода не разобраться.

«Мы рассказываем нашим экскурсантам о цирковых жанрах и о профессиях так, чтобы они понимали этот язык. Например, у нас есть витрина, посвященная работе униформистов. Это люди, которые помогают артистам с реквизитом на репетициях и во время выступлений, готовят манеж к представлению, отвечают за технику безопасности. От их работы зависят темп, ритм, общая четкость всего представления. Чаще всего они остаются незамеченными, однако без них не обходится ни одно представление. Исторически сложилось, что они работают в единообразной форме одежды, напоминающий ливрейный костюм. У нас можно посмотреть, как выглядели эти костюмы в середине прошлого века. На сегодняшний день униформисты работают в более удобных костюмах, но тем не менее традиция носить строгую форму сохранилась», – рассказала Анна Зубкова.

Узнаем артистов по одежке

Костюмы – самая яркая часть экспозиции. Здесь можно увидеть кепку клоуна Олега Попова и фетровую шапочку Михаила Румянцева, известного по образу Карандаша, костюмы дрессировщиков Вальтера и Эдгарда Запашных и наряды многих других артистов.

«Для циркового артиста костюм – это не столько одежда, сколько рабочий инструмент. В каждом жанре свои правила, например, эквилибристы и воздушные гимнасты обычно носят лаконичные обтягивающие костюмы из эластичных тканей, которые не сковывают движения. Дрессировщики надевают то, что не будет отвлекать животное от работы», – рассказала Анна Зубкова.

Дрессировщицы кошачьих хищников, как правило, выбирают короткие юбки, чтобы у их подопечных не появилось желание поиграть с подолом. Мужчины этой профессии выбирают строгие костюмы без подвижных, болтающихся элементов. Важную роль играет и цвет нарядов, чаще всего дрессировщики диких хищников выбирают красный и черный: если животное в процессе выполнения трюка прикусит хозяина до крови (а такое редко, но случается), то зрители этого просто не заметят.

Артисты, работающие с морскими животными, например, моржами, морскими котиками и львами, выбирают наряды из глянцевых легко моющихся тканей. Для иллюзионистов костюм – и вовсе полноценный реквизит, и это касается не только фокусников, умеющих доставать кроликов из шляпы.

«Трансформация – такой вид иллюзионного жанра, в котором артисты в считаные секунды меняют костюмы несколько раз за номер, не покидая манежа. Естественно, им нужна сшитая особым образом, легко снимающаяся одежда, которая будет выглядеть эффектно при каждой смене. Швеи, которые создают такие наряды, ценятся на вес золота. Секреты по пошиву подобных костюмов охраняются тщательнее любой военной тайны», – сообщила Анна Зубкова.

И зубры у ног моих сели

Экспозиция Музея циркового искусства прекрасно демонстрирует, какую важную роль для индустрии играют животные. Многие наверняка видели на арене цирка львов, тигров, собак, лошадей, а некоторые даже медведей со слонами. Как оказалось, артистами могут быть представители практически любых видов животных.

«К примеру, представители династии клоунов Майхровских работают с собаками, гусями и пингвинами. Кроме того, они «научили» боксировать кенгуру Бернарда, и в нашей экспозиции есть его перчатки. Артист Виталий Тихонов прославился дрессурой зубров. Ольга и Виктор Ломакины научили обезьянку Джуди кататься на коньках, которые также хранятся в нашем музее», – рассказала Анна Зубкова.

Заведующая музеем отметила, что дрессировка – это не всегда попытка заставить животное делать то, что ему несвойственно.

«Артисты годами наблюдают за животными, отмечая все, что они делают без всякого принуждения. Например, действия кенгуру в дикой природе действительно напоминают движения боксера. Майхровские просто обыграли эту особенность и поставили забавный номер. Это касается любых животных. Далеко не каждому тигру можно положить голову в пасть, а одному из тысячи. Какие-то тигры готовы прыгать в кольцо, ходить на задних лапах, а кого-то просто не заставить так себя вести. Артисты всегда учитывают эти особенности», – уверяет она.

Часть экспозиции посвящена истории самого Цирка на Фонтанке. «Мы рассказываем об основателе цирка Гаэтано Чинизелли и о том, почему он решил построить первый каменный цирк в Российской империи. Благодаря ему наш цирк в этом году празднует 145-летие», – добавила Зубкова.

На макетах зрительного зала хорошо видно, как цирк менялся с 1877 года. Его достраивали и частично перестраивали дважды, и в прошлый раз – в 2014 году. Работая над конструкцией и декоративным убранством, художники, архитекторы и скульпторы сделали все, чтобы цирк стал почти таким же, каким был при Гаэтано Чинизелли, и при этом соответствовал современным стандартам.