Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Настоящая джигитка: Галина Ященко рассказала, о том, как ей работается в самом мужском цирковом жанре

Пока ей все нравится
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

25-летняя Галина Ященко попала в цирк только полтора года назад, однако успела укротить канат, потанцевать в балете и оседлать жеребца. Артистка рассказала, как победить боязнь высоты и какого быть единственной джигиткой в брутальном мужском коллективе.

Сейчас Галина Ященко блистает в Большом Санкт-Петербургском государственном цирке, который часто называют именем его основателя Гаэтано Чинизелли, на нее можно посмотреть в программе «Вместе целая страна». Публикация сделана в рамках специального проекта «Петербургского дневника» к 145-летию Цирка Чинизелли.

- Как вы попали в такой стереотипно-мужской цирковой жанр?

- В цирк я попала только около полутора лет назад, причем сначала была канатоходкой. До манежа я работала менеджером по работе с клиентами в экологической фирме – закончила Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета. Я сидела в офисе и понимала, что это не мое. И, увидев в социальной сети объявление о том, что в коллектив «Канатоходцы Казани» под руководством Евгения Петрова требуется артистка, решила попробовать, и меня взяли. Я не сразу уволилась из офиса, тренировалась трижды в неделю после работы, и иногда от усталости засыпала прямо на манеже.

- Ходить по канату сложно, почему вы были уверены, что справитесь?

- Я с детства занималась спортивной гимнастикой: родители отдали меня туда, когда мне и четырех лет не было. Я была очень активным ребенком, все углы были моими, вот они и решили, что надо дать дочери возможность выпустить энергию более полезным способом.

В целом, физически я была готова к тренировкам на канате, однако очень боялась высоты, а работать мне предстояло на шести метрах. Как оказалось, самое сложное – сделать первый шаг. Все мое тело говорило: «Ты что, с ума сошла?» Меня просто тянуло обратно, но я как-то сделала три шага и поняла, что ходить назад еще сложнее, поэтому пришлось двигаться до конца. Я дошла, и у меня закружилась голова. Более-менее я перестала бояться высоты только когда начала работать в паре и «летать» над канатом, запрыгивая на плечи и головы партнеров. До сих пор помню свое первое выступление, это было в Казанском цирке. У меня был жуткий мандраж: тряслись и руки, и ноги, и даже щеки, поэтому на лице была натянутая улыбка. К счастью, все прошло хорошо.

- Если у вас все отлично получалось, почему вы решили сменить направление?

- Как-то на гастролях мне сказали, что в этой программе номера с канатом не будет, а мне не хотелось просто сидеть, сложа руки, целый месяц. Я просто пошла к Сергею Муратову (заслуженный артист Северной Осетии, у него есть своя труппа – Ред.) и спросила, не нужна ли им артистка. Он сказал, что нужна, и я стала джигиткой.

- Вы до этого сидели в седле на лошади?

- Нет, я вообще никак с этими животными не контактировала, однако интуитивно понимала, что этот жанр мне подходит больше. Канат – это постоянный баланс, во время выступлений я даже дышала через раз, чтобы все трюки получились. Джигитовка более активный жанр, он гораздо ближе к спорту. Теперь мне достаточно выехать на манеж на коне, что-то крикнуть, улыбнуться и у зрителей уже горят глаза. Еще мы танцуем очень заводные кавказские танцы, я их быстро освоила – когда мы гастролировали по Кавказу, многие думали, что я танцую с детства.

Отмечу, что не сразу отказалась от каната, какое-то время я выступала в обоих жанрах. Кстати параллельно я около полутора месяцев танцевала в Цирковом балете Дарьи Костюк, им требовалась девушка на замену.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

- Обычно артисты джигитовки прежде, чем выйти на арену, долгое время работают в конюшне и изучают лошадей. У вас был такой период?

- Так получилось, что на манеж в качестве джигитки я вышла уже через шесть дней после того, как Сергей Муратов взял меня в труппу. В тот день планировалось, что я выйду только потанцевать, однако за два номера до нашего выхода Сергей подошел и сказал: «А может, ты все-таки выйдешь на лошади и сделаешь какой-нибудь трюк?». У меня глаза были по пять копеек, но я согласилась. Тогда я еще толком не умела управлять конем, но сумела сделать половинку трюка «Терский женский», то есть легла на спину поперек коня и подняла одну ногу.

Кормят всех лошадей ребята по очереди, однако я чищу, седлаю и убираю за своим конем Апачи. Больше всего информации дает наблюдение, потому что у каждой лошадки свой характер и его надо учитывать. Пока я работала только на двух лошадях. Сначала мне дали Серого, по породе он смесь терца и кабардинца, а по масти, как нетрудно угадать, светло-серый. Он весьма вредненький товарищ: если чувствует, что наездник в чем-то не уверен, то начинает доминировать. Потом мне передали пего-гнидого англо-кабардинца Апачи. Он меньше и прекрасно бегает, мне удобно с ним работать, но товарищ он тоже весьма своенравный. Один раз он сбросил меня еще до того, как мы вышли на манеж, благо обошлось без переломов.

- А у вас были серьезные травмы?

- Серьезных не было, но были долго заживающие. Как-то я упала коленом на барьер, вылезла большая гематома, и нога неделю не сгибалась. Один раз я плохо взялась за седло и у меня пять месяцев болела кисть. Месяц назад меня укусил Апачи, и рука до сих пор болит. Он не специально, они с другим конем друг друга цепляли, а я неудачно руку подставила. При работе с лошадьми это нормально, один раз мне прикусил ноготь наш самый тактильный конь Хан. Тоже больно было, и ноготь почернел у основания. У меня, как и у большинства цирковых артистов, всегда что-то болит.

- Какие самые сложные трюки есть в вашем арсенале?

- Самый сложный, наверное, «Платочки». Я еду на коне и по кругу разбрасываю три платочка, а, когда лошадь идет на второй круг – уцепившись за стремя одной ногой, собираю их вниз головой, а затем возвращаюсь в седло. Еще я отрабатываю стойку на ногах, чтобы могла удержаться, даже если конь начнет двигаться чуть быстрее. Кстати, это считается мужским трюком.

- В джигитовки есть трюки для мужчин и отдельно для женщин?

- Да. Многие считают, что в джигитовке работают только мужчины, поэтому удивляются, когда узнают, чем я занимаюсь. Хотя, надо сказать, люди в целом удивляются, что для кого-то цирк – это работа. Даже в коллективе Сергея Муратова, я хоть единственная, но не первая девушка, так что ребята приняли меня очень дружелюбно. Мужские трюки показывать меня никто не заставляет, однако я сама рвусь – хочется сделать как можно больше.

- Комфортно всегда быть в мужском коллективе? У вас нет запрета на романтические отношения, которые могут помешать работе?

- Конкретно мне никто ничего не запрещает, однако, своих коллег по джигитовке я в этом смысле не воспринимаю, к тому же у многих ребят уже есть семьи. Мы много времени проводим вместе, но общаюсь я не только с ними, но и с другими артистами, которые гастролируют с нами. Вообще, я считаю, что мне очень повезло с коллективом: все ребята отзывчивые и всегда рады помочь.

Многие семьи появились на манеже. Честно говоря, я не представляю, как люди могут и жить, и работать вместе, особенно, если у них парный номер, однако есть множество счастливых примеров.

Сейчас я не состою в романтических отношениях, а моя семья – это родители и другие родственники.

- У вас есть цирковая мечта?

- Я давно купила себе трапецию, но все не хватает времени для того, чтобы применить ее по назначению. Я бы очень хотела освоить и этот жанр, чтобы у меня появился новый номер. Мне это интересно, плюс хочется проверить свои силы, пока мое тело не такое старое.

- Вы постоянно испытываете боль, скажите цирк этого стоит?

- Выступать – это кайф, реакция зрителей – это нечто! Например, в спорте никто не аплодирует, там у тебя только одна попытка, не получилось – на выход. В цирке же не получившийся трюк можно повторить, при этом люди тебя только больше начнут поддерживать. Как-то мы с партнером трижды не могли сделать трюк на канате, но зрители все равно хлопали!

Пока мне нравится работать в цирке. Конечно, родители переживают, что я всегда далеко, что вокруг меня одни мальчишки, плюс профессия травмоопасная, да и перспектив немного. С последним я отчасти согласна, ведь для артистов цирка очень важна физическая форма, когда-нибудь у меня будет болеть вообще все, и я не смогу выходить на манеж. Хотя есть случаи, когда люди прекрасно выступают даже в преклонном возрасте. Бывает, что люди в жизни хромают и только на манеже идут уверенной походкой. В любом случае, пока вне цирка я себя не вижу.

Петербургский дневник
Закрыть