Эксперт рассказал о вариантах строительства ВСМ от Петербурга до Москвы
Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста из Великого Новгорода про маршрут будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали от Петербурга до Москвы (ВСМ), отметил, что проект еще нужно оценить с экономической точки зрения.
«Нужно все хорошенько взвесить, продумать, проанализировать, как подобные проекты реализуются в других странах. До недавнего время все они были убыточными, даже в Китае, где огромное количество населения. Это экономика, ее надо считать», – сказал он.
С президентом России, что спешить с ВСМ не стоит, полностью согласен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
«Я двумя руками готов подписаться под высказыванием президента, что проект такого уровня нужно тщательно обдумывать, – сказал «Петербургскому дневнику» Михаил Блинкин. – Что такое ВСМ? Это железнодорожные линии на обособленных конструкциях, которые обеспечивают скорости 350 и больше километров в час. Принципиальное здесь – это обособленные конструкции. У нас даже «Сапсан» – это скоростное движение, он ездит ровно по тем же рельсам, по которым идут все остальные поезда – ночные, обычные, пригородные электрички. А здесь обособленные пути – дорогое удовольствие, мы строим новую, по сути, дорогу».
ВСМ между Москвой и Петербургом станет первой в России. И здесь, как считает эксперт, стране стоит определиться, по какой экономической модели возводить магистраль. Выбор, прежде всего, между европейским и китайским сценарием.
В Европе, по оценке Блинкина, сейчас 15 тысяч километров ВСМ и еще столько же строится. И все они, за исключением тоннеля под Ла Маншем, построены с расчетом на окупаемость за счет пассажиров.
«То есть у них такой-то тариф, на него согласно такое-то количество пассажиров. Умножают одно на другое, получают доход, который через какое-то время окупает стройку и эксплуатацию. Иными словами, расчет на готовность определенной части жителей платить за экономию времени», – объяснил эксперт.
В Китае, где 40 тысяч километров ВСМ и столько же строится, по словам Блинкина, – напротив: пассажиров, готовых экономить время в пути и платить за это, особо не учитывают. Строительство ВСМ в Поднебесной рассматривают средством ускорения роста национальной экономики: региональное развитие, спрос на материалы, металлоконструкции, вагоны, локомотивы.
«Надо понять, а мы в каких координатах живем? Рассчитывать, что у нас будет достаточный контингент пассажиров, которые будут платить экстра-тариф, чтобы доезжать за три часа из Москвы в Петербург? Такие расчеты делаются, но они очень спорные. Люди говорят, ну да, хорошо, но я и «Сапсаном» доеду, – рассказал эксперт. – То есть чисто европейской модели с тарифно-трафиковой окупаемостью у нас не получается».
Альтернатива – китайский вариант. Но тут, как рассказал Блинкин, точки зрения экспертов расходятся в деталях.
«Есть точка зрения, я ее поддерживаю, что нам во всех случаях нужно иметь собственный полигон ВСМ, хотя бы для того, чтобы дать импульс развития нашему машиностроению, транспортного строительства, в конце концов – студентов учить не на китайских или французских вариантах, а на наших отечественных, – продолжил эксперт. – Но поскольку точки зрения экспертов расходятся, то руководитель страны говорит совершенно резонную вещь: «Сначала придите к консенсусу, а потом доложите мне». Правильная позиция».
Есть и еще один вариант у России – отказ от ВСМ. Так, как напомнил Блинкин, поступают в богатых США.
Стоимость возведения ВСМ между двумя столицами Минтранс оценивал в в 1,39 триллиона рублей. Завершить проект планировали к 2027 году, но позже сроки решили пересмотреть.