Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Генпрокуратура просит Верховный суд РФ изменить приговор Глебу Грозовскому

Ведомство уже дважды пыталось скостить срок признанному виновным в педофилии священнику
Священник Глеб Грозовский, осужденный за педофилию Фото: «Петербургский дневник»

Заместитель генерального прокурора РФ Леонид Коржинек направил в Верховный суд РФ представление на вступивший в законную силу еще в апреле приговор священнику Глебу Грозовскому, признанному виновным в преступлениях сексуального характера в отношении трех несовершеннолетних девочек и получившему 14 лет колонии строгого режима.

Вчера вечером представление было зарегистрировано, о чем «Петербургскому дневнику» сообщили в Управлении по взаимодействию с общественностью и СМИ Верховного суда РФ.

Смена позиции 

Напомним, в прениях при рассмотрении скандального дела в Приозерском городском суде Ленинградской области гособвинитель запросил для подсудимого 15 лет лишения свободы. 

Однако в дальнейшем позиция прокуратуры вдруг резко изменилась и при рассмотрении в Ленинградском областном суде апелляционной жалобы защиты и осужденного клирика на приговор представитель надзорного ведомства попросил сократить назначенный осужденному срок до 8,5 года. Вмененная Грозовскому «педофильская» ч.4 ст.132 УК РФ при этом предусматривает наказание от 12 до 20 лет лишения свободы. Но судья Наталья Плечикова 14 апреля 2018 года вынесла определение, оставившее приговор суда первой инстанции без изменений.

Какого именно решения суда высшей инстанции намерена добиваться Генеральная прокуратура РФ, в Управлении по взаимодействию со СМИ последней «Петербургскому дневнику» по телефону сообщить не смогли, попросив направить письменный запрос. Наша редакция запрос направила, ждем.

Обращение матери 

Свое «представление» направила и сторона потерпевших, правда, в совсем другие инстанции. Мать одной из подвергшихся надругательству девочек, Виктория (имя по просьбе женщины изменено. – Ред.), обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также епископу Гатчинскому и Лужскому Митрофану с прошением о лишении Глеба Грозовского священного сана.

Напомним, что бывший настоятель храма Иоанна Воина, что в деревне Верево Гатчинского района, был отстранен от служения, но вопрос о дальнейших санкциях епархия собиралась рассматривать после вступления приговора в законную силу. В прошении женщина, ссылаясь на «Положение о церковном суде РПЦ», согласно п.2 ст.14 которого, «обстоятельства, установленные вступившими в законную силу приговорами государственных судов, не подлежат проверке и доказыванию», недоумевает, почему совершивший надругательство над ее дочерью по сей день не лишен сана, напоминая, что приговор вступил в силу еще полгода назад.

Также Виктория указывает, что осужденный клирик до сих пор не раскаялся, называл «заказчиками» уголовного дела уважаемых священнослужителей, а также втайне от собеседников делал аудиозаписи доверительных бесед со многими священниками «с целью в дальнейшем использовать эти записи в своих целях». Копия обращения имеется в распоряжении «Петербургского дневника».

Фото: «Петербургский дневник»

Ответ суда и церкви 

В ответе за подписью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимира Легойды говорится следующее: «По имеющейся информации, в настоящее время священником Глебом Грозовским подана кассационная жалоба, в связи с чем вопрос о лишении его священного сана будет рассмотрен церковным судом после завершения всех судебных разбирательств».

В Гатчинской епархии получение письма от матери одной из потерпевших «Петербургскому дневнику» подтвердили. Позиция по поводу решения вопроса о лишении Глеба Грозовского сана аналогична той, что изложена в письме за подписью Владимира Легойды.

«Церковное решение будет приниматься уже по итогу, как только у Грозовского и его адвоката будут исчерпаны средства для защиты, когда им будет отказано в удовлетворении жалоб либо, напротив, будет вынесено какое-то иное решение. На наш взгляд, правильнее такая позиция. Как только будет принято какое-то решение, мы обязательно разместим соответствующую информацию на нашем епархиальном сайте», – пояснили в пресс-службе Гатчинской епархии.

Как сообщили «ПД» в Ленинградском областном суде, 28 августа Фемида 47-го региона отказала в передаче кассационной жалобы защиты Грозовского и кассационного представления, поданного заместителем прокурора Ленобласти Магомедом Дибировым, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Адвокат, ссылаясь, в частности, на якобы допущенные «существенные нарушения уголовно-процессуального закона», просил отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный. Прокуратура настаивала на изменении решения судов первой и апепелляционной инстанций в части назначенного наказания. Однако изложенные в жалобе и представлении доводы суд счел несостоятельными.

Как, в свою очередь, сообщили в Верховном суде РФ, пока жалобы на это решение от защиты Грозовского, а равно и его самого, не регистрировались.

«У меня это в голове не укладывается!» 

Викторию позиция, изложенная в ответе на ее прошение, обескураживает. В беседе с корреспондентом «ПД» женщина не скрывала негодования.

«Если в основополагающих документах РПЦ прописано, что решения государственных судов для нее обязательны, то я не понимаю, какие могут быть ссылки на жалобы, если приговор вступил в законную силу еще полгода назад? Я считаю это попустительством, и мне очень больно это видеть. По моему мнению, то, что этот человек (в беседе женщина ни разу не упомянула имя и фамилию осужденного. – Ред.) продолжает оставаться священником, хоть и отстраненным от служения, очерняет церковь. Как мне дочери объяснить происходящее? Ведь ребенок был уверен: как только узнают о случившемся, этого человека обязательно накажут. А тут складывается впечатление, что церковь своими действиями его поддерживает. У меня просто в голове это не укладывается!» – поделилась своим мнением женщина.

Именно ее дочь, напомним, настояла на личном присутствии в Приозерском городском суде при рассмотрении уголовного дела Грозовского и дала показания против него, хотя многие сторонники последнего, а равно и представители ряда околоцерковных организаций позже утверждали, что потерпевшие в суде не выступали, в связи с чем обвиняли малолетних жертв сексуального насилия во лжи. Именно дочь, по словам Виктории, рассказав ей о случившемся, настояла на обращении в правоохранительные органы, несмотря на свои совсем юные годы.

«Я объяснила дочери все, с чем, возможно, придется столкнуться и спросила: «Ты готова будешь рассказать чужим людям о случившемся?» Она мне ответила: «Конечно! Ведь и другие дети могут пострадать». Она своей жаждой справедливости, правосудия и сподвигла меня идти с ней рука об руку до победного конца. Несмотря на всю грязь, которую на нас лили некоторые личности, нам попадались чуткие, надежные люди, помогавшие преодолеть все это. Следователь Александр Гаврилов нас всеми силами старался оберегать от всякой мерзопакостности, предупреждал, что лучше не читать, на какие ресурсы в Интернете лучше не заглядывать. Очень помогли нам и психологи социального приюта для детей «Транзит». Столько было человеческой поддержки! Благодаря ей мы не остались один на один со своей бедой», – рассказала женщина.

Мифы о педофилах 

Педагог по образованию, Виктория пояснила: ей на личном опыте пришлось убедиться, что вокруг педофилии ходит немало мифов.

«Первый состоит в том, что педофила очень легко посадить. Возможно, сами педофилы этот миф распространяют, что, мол, даже по голове ребенка погладить нельзя – сразу в камере окажешься. Ничего подобного! Довести педофила до суда очень непросто, потому что на весах – наивный ребенок и взрослый, у которого куда больше навыков убеждения и знаний, как половчее обмануть. Зачастую, понимая это, родители ребенка, пережившего надругательство, не отваживаются обращаться в правоохранительные органы. Также распространено мнение, что основная масса педофилов – это какие-то совершенно незнакомые ребенку лица, подходящие к ним на детских площадках, в транспорте или в школьных дворах. Однако наибольший процент педофилов находится в окружении ребенка, они приняты как авторитет взрослыми. Это может быть родственник, друг семьи, учитель, тренер или, как в нашем случае, священник. По этой причине педофила так непросто выявить», – поделилась мама девочки, пережившей сексуальное насилие.

Женщина призывает родителей чаще говорить со своими детьми, не терять с ними доверительных отношений. Она поясняет: педофилы из близкого окружения ребенка хорошо знают, как «договориться» с жертвой сохранить случившееся в тайне. И ребенок эту тайну будет хранить, если родители упустят кажущиеся мимолетными перемены в поведении чада.

«Будьте ответственными и не допускайте телесного контакта других людей с вашим ребенком. При первой встрече моей дочери с этим человеком в церкви он вдруг ее поцеловал. Казалось бы, батюшка приласкал ребенка, впору лишь умиляться. Безобидное проявление нежности и заботы! Но только сейчас понимаешь, что за эту «безобидность» можно жестоко поплатиться. Это ни в коей мере не означает, что нужно всех сторониться, но определенные границы между ребенком и посторонними людьми сохранять надо. Если же случилось неладное, не бойтесь сообщать об этом в правоохранительные органы. Это еще один миф, что о случившемся вся округа узнает. Если вы сами не распространите эту информацию, государство защиту до определенной степени гарантирует. Во всяком случае, в публичное пространство сведения о вас не выплеснутся, будьте уверены», – поделилась личным опытом Виктория.

По словам женщины, если в представлении, направленном заместителем генерального прокурора в Верховный суд РФ, содержится требование о снижении наказания человеку, совершившему надругательство над ее дочерью, а не об увеличении срока заключения, ее это не может не возмущать и заставляет подозревать существование неких третьих сил, стремящихся оказать влияние на суд.