Сыр, фарфор, духи, кино: рассказываем о промышленном туризме Петербурга

Словосочетание «промышленный туризм» до сих пор у многих вызывает недопонимание. Вместе с тем в Петербурге несколько десятков предприятий предлагают экскурсии, дегустации и мастер-классы, способные привлечь как петербуржцев, так и гостей города. Эксперты уверены, что у этого туристического сегмента огромный потенциал, причем интересен он будет не только гостям Петербурга, но и местным жителям.
Это интересно
Слово «промышленный» многих сбивает с толку, большинство людей представляют огромные заводы, где можно оглохнуть от звука бензопил, ослепнуть от сварки, нанюхаться краски или измазаться в мазуте. На самом деле гостей встречают наиболее интересные широкой публике производства. Кто не мечтал попасть на шоколадную фабрику, чтобы увидеть, как ароматная какао-масса превращается во всем знакомые десерты? Или как мастера создают ювелирные изделия, смешивают духи, а также превращают гайки, болты и стрелки в сложные машины и механизмы? Все это и есть промышленный туризм.
Предприятия, готовые показать собственное закулисье, работали в Петербурге в разные годы, однако целенаправленно город начал развивать промышленный туризм всего несколько лет назад и уже добился серьезных успехов. В 2022 году наш город стал участником всероссийской программы «Открытая промышленность». Уже в 2023 году Северная столица была признана городом, представившим лучшую в стране стратегию развития туристских маршрутов с включением промышленных предприятий.
«По данным на 4 апреля 2025 года, полученных от 42 туроператоров, в Петербурге создано 144 турпродукта, связанных с промышленным производством. По сравнению с 2023 годом этот показатель увеличился на 17 %. Ежегодно увеличивается и посещаемость промышленных туробъектов: за 2022 год предприятия – участники «Открытой промышленности» посетили около 77 тысяч человек, за 2023 год – около 87 тысяч, а за 2024 год уже 110 тысяч», – сообщили в пресс-службе Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.
Список промышленный предприятий, готовых принимать гостей, регулярно пополняется. Там есть производства на любой вкус – от хлебобулочных изделий до медицинского оборудования.
«В этом году к участию во всероссийской программе присоединились ООО «Телевизионно-технический центр» Пятый канал и открытая киностудия «Лендок». При участии представителей этих организаций и других членов региональной команды планируется создать новый турпродукт, который познакомит жителей и гостей Северной столицы с производством современных документальных и телевизионных фильмов», – добавили в пресс-службе Комитета по развитию туризма.
Отметим, что гостей принимают также и те предприятия, которых пока нет в списке Городского туристско-информационного бюро, это, например, музеи духов, сырное ателье, коньячные погреба, производства мороженого, кондитерские, киностудия «Ленфильм» и многое другое.
Спрос есть
Игроки туристической индустрии заверили «Петербургский дневник», что интерес к промышленным предприятиям уверенно растет уже несколько лет. Наибольшим спросом пользуются те площадки, на которых гости имеют возможность принять участие в процессе производства.
«Мастер-классы и дегустации – отличный драйвер для развития возвратного туризма. Такие места интересуют в первую очередь тех туристов, которые уже неоднократно были в Петербурге и видели классические достопримечательности, ну либо тех, кто приехал к нам на долгий срок», – рассказала генеральный директор компании «Велви Тур» Валерия Неверова.
Эксперт по туризму Ольга Классен не представляет современное путешествие без посещения промышленных площадок.
«Около пяти лет назад мы начали слышать один и тот же запрос: отвезите нас туда, где можно не просто послушать экскурсию, но и что-то сделать своими руками. Особенно это касается школьных групп. Сегодня туристам неинтересно просто прослушать историю развития, например шоколада, им хочется попробовать приготовить десерт самостоятельно. Желающих просто посмотреть на красивую посуду не так уж и много, а увидеть, как ее делают, а еще лучше попробовать самому, привлекает гораздо больше людей. Во всех наших турпродуктах есть какой-то мастер-класс или дегустация», – сказала она, отметив, что особенной популярностью пользуются кондитерские и шоколадные фабрики, а также производства мороженого.
Валерия Неверова добавила, что среди клиентов «Велви Тур» интерес к Монетному двору в Петропавловской крепости значительно вырос, как только они приоткрыли секреты производственного процесса.
«Там с прошлого лета, с момента открытия музейно-производственного комплекса, в режиме реального времени можно наблюдать, как за стеклом создаются памятные монеты и награды. Это хороший пример того, как, в общем-то, классическая точка притяжения может увеличить турпоток», – рассказала она.
Есть, что показать
Промышленные производства, вступившие на туристическую дорожку, всерьез борются за каждого гостя.
«Наш Музей истории пивоварения был основан в 1995 году к 200-летию завода «Бочкарев». Посетители могут не только познакомиться с экспозицией подлинных артефактов XVIII-XXI веков, но и пройти с экскурсией по действующему производству – узнать обо всех этапах создания алкогольных и безалкогольных напитков. Музей развивает партнерские программы – сотрудничает с Государственным Эрмитажем и входит в Союз музеев России. В этом году пивовары компании восстановили два рецепта дореволюционного бренда «Калинкинъ» и возобновили его производство. Для нас это стало еще одним шагом в сохранении традиций российского пивоварения», – рассказала менеджер по устойчивому развитию компании «Объединенные Пивоварни» Екатерина Веселкова.
Помимо этого, летом 2025 года пивовары запустили бесплатные экскурсии в карете. Все заранее зарегистрировавшиеся на сайте проекта могут в сопровождении экскурсовода прокатиться в копии императорской кареты по местам, связанным с историей пивоварения в Петербурге. Экскурсии проходят по выходным. Регистрация открывается каждую неделю по вторникам.
В пресс-службе Императорского фарфорового завода, который уже 20 лет принимает петербуржцев и гостей города, сообщили, что в сравнении с прошлым годом число посетителей у них выросло почти втрое.
«Логистика выстроена таким образом, чтобы гости могли увидеть весь производственный цикл. Помимо экскурсий, у нас проходят мастер-классы по росписи фарфора, а также творческие встречи с ведущими художниками завода, на которых они демонстрируют уникальные техники росписи наших изделий. Мы ежегодно фиксируем рост числа гостей. Например, за январь 2024 года к нам пришло 350 человек, а за первый месяц текущего года – 1000. Вскоре у нас появятся новые экскурсии, квесты для детей, лекции и даже кинопоказы. В обозримом будущем откроется интерактивный музей, посвященный истории предприятия, а также всем циклам производства», – сообщила пресс-служба завода.
Вице-президент по управлению цепочками поставок компании «Объединенные Пивоварни» Ксения Костыгова добавила, что компании не просто так тратят силы на развитие промышленного туризма.
«Это возможность наглядно показать общественности высокотехнологичность современных предприятий и развеять устаревшие стереотипы. Промышленный туризм усиливает доверие к производителю, повышает узнаваемость бренда и укрепляет связь с регионом», – считает она.
В Комитете по развитию туризма добавили, что открытым для гостей предприятиям легче найти новых сотрудников.
«Компании заинтересованы в развитии промышленного туризма, поскольку для них это эффективный инструмент стратегии подбора персонала. Многие предприятия делают акцент в своих экскурсиях на профориентации школьников и студентов. Благодаря таким экскурсиям на производство студенты смогут увидеть, как применить свои знания и таланты в жизни, а для старшеклассников это возможность определиться с будущей профессией», – добавили в пресс-службе.