Кино через музыку: Сергей Ильченко выпустил юбилейную программу «Восемь с половиной»
11 сентября, в 22:05, на радио «Петербург» вышел юбилейный 500-й выпуск программы «Восемь с половиной», в которой кинокритик Сергей Ильченко вот уже 21 год рассказывает про музыку, кино и музыку в кино. «Петербургский дневник» разобрался, чем отличается работа советских композиторов от нынешних и что такое саунд дизайн.
Музыка кино
Как рассказал Сергей Ильченко, он всегда хотел вести программу про кино по радио, однако пришлось серьезно подумать над форматом, ведь фильмы и даже передачи про них чаще смотрят, чем слушают.
«В 90-е я часто ездил на Берлинский кинофестиваль и помимо впечатлений всегда привозил оттуда CD-диски с музыкой из показанных фильмов. Мне пришла идея, что на радио про кино можно рассказать через музыку, потому что это важное составляющее для любого фильма или сериала, даже если речь идет не о мюзиклах. Вы представляете дилогию «Брат» (18+) без музыки? «Иронию судьбы» (6+) без «Вагончиков»? Без музыки Эннио Морриконе просто не было бы «Однажды в Америке» (18+) и еще нескольких десятков фильмов. Без мелодий Говарда Шора «Молчание ягнят» (18+) был бы совсем другим фильмом», – считает он.
На «Радио России» идею оценили, поэтому в августе 2003 года там вышла первая программа «Восемь с половиной».
«Я дал программе название своего любимого фильма, мне кажется, что комедийная драма «Восемь с половиной» (18+) Федерико Феллини – это символ вообще всего мирового кинематографа. Кроме того, там прекрасная музыка Нино Роты. Дабы обыграть название, в первых выпусках программы у меня было по 8,5 рубрики, то есть восемь полноценных, а последняя подразумевала общение со слушателями. Однако в 2003 году наладить обратную связь было не так просто, как сейчас, в общем, от этой идеи мы быстро отказались», – рассказал он.
Советский реванш
В первом выпуске программы прозвучала мелодия из новинки того года – «Терминатора-3» (18+), легендарный мотив из сериала «Семнадцать мгновений весны» (12+) и песня про зайцев в исполнении Юрия Никулина.
«Первый, как и все последующие выпуски, я делал, ориентируясь на то, что интересно лично мне, на какие-то знаковые даты и чьи-то юбилеи, но главное – на наличие материала. В начале нулевых я ставил музыку только с CD-дисков, которые доставал всеми возможными способами. Был у меня диск с песнями из «Бумера-2» (18+) или «Бриллиантовой руки» (6+) – я их и ставил. Ну а на нет и суда нет», – рассказал Сергей Ильченко.
Радиоведущий отметил, что сегодня проблем с музыкальным материалом нет, однако есть другая напасть – установка авторства.
«В Интернете далеко не всегда правильно указывают исполнителей и композиторов, а верить собственному слуху небезопасно, ведь с годами голоса артистов сильно меняются. Например, в известном спектакле «Человек из Ламанчи», который ставился в Театре Маяковского, легко услышать пение актера Евгения Леонова, но немногие на слух определят, что там поет еще и Александр Лазарев», – сказал он.
В программе «Восемь с половиной» множество самой разной музыки, однако большинство песен и мелодий все-таки родом из СССР.
«В современных российских фильмах очень мало оригинальной, да и просто качественно подобранной музыки, а если и есть, то это не больше, чем «звуковой дизайн». Современные композиторы занимаются фиксацией состояния, а не эмоциями, которые могли бы усилить то, что происходит на экране. Они просто создают фоновое настроение, причем пишут не больше того, чего требует материал: нужно заполнить тридцатисекундную паузу – значит, и мелодия будет длиться ровно это же время. Я не знаю композиторов, которые сегодня пишут музыку для кино на том же уровне, что и Исаак Шварц, Максим Дунаевский или Альфред Шнитке. Так что если хотите, то моя программа – это некий реванш советского кинематографа. Я искренне не хочу, чтобы люди забыли о шедеврах прошлого века», – пояснил он.
В программе «Восемь с половиной» можно услышать музыку из иностранных фильмов, но с годами все реже.
«Тут все просто: Запад все сильнее отдаляется от нас, иностранных новинок в наших кинотеатрах все меньше. В общем, я не вижу смысла рассказывать о том, что большинство людей никогда не посмотрит», – отметил Сергей Ильченко.
Фильмы становятся еще интереснее
В середине нулевых программа «Восемь с половиной» переехала на радио «Петербург», в эфире которого по сей день выходит во вторую и четвертую среду каждого месяца.
«Наша радиостанция работает не просто для развлечения слушателей, мы ведем просветительскую работу, рассказывая о разных культурологических аспектах. Кино – очень важная культурная составляющая, а Сергей Ильченко – настоящий мастодонт своего дела, который уже много лет делает глубокие интересные программы. Он не просто ставит музыку из популярных фильмов, а проводит полноценную исследовательскую работу, расставляя для слушателей ориентиры. После его эфиров смотреть фильмы становится еще интереснее. Мы надеемся, что программа «Восемь с половиной» будет еще очень много лет выходить в эфире нашего радио», – рассказал начальник управления радиовещания АО «ТРК Петербург» Юрий Радкевич.
Юбилейный пятисотый выпуск программы «Восемь с половиной», конечно, был особенным.
«Я включил в эту программу все мои любимые мелодии, которые уже звучали в предыдущих выпусках, например, из фильмов «А зори здесь тихие» (12+), «Горячий снег» (12+) и «Дети капитана Гранта» (12+). Слушатели смогли насладиться песней моряков из рок-оперы «Юнона и Авось» (0+). Я раскрыл несколько секретов, например, кому принадлежат женский и мужской голоса, которые объявляют рубрики в моей программе. Было много всего интересного», – пообещал Сергей Ильченко.