Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Никого не жалко»: 20 лет с «Бумером»

«Петербургский дневник» разбирается в феномене проекта
Фото: кадр из фильма «Бумер» (2003)

20 лет назад вышел криминальный боевик «Бумер». Фильмов про братков и лихие 90-е в нашей стране множество, однако дебют Петра Буслова не только не забылся и не затерялся, но и обрел статус знакового проекта для той эпохи. Даже спустя 20 лет многие помнят эту нетривиальную историю предательства и могут напеть тот самый рингтон.

Дать дрозда Гаю Ричи

Как рассказал режиссер Алексей Герман-младший, идея фильма «Бумер» пришла Петру Буслову еще во времена студенчества во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).  

«Мы учились во ВГИКе в одно время, но на разных курсах. Петя рассказывал – и даже давал мне почитать – некую историю про ребят на BMW, которые мчатся в русскую бесконечность. Я это очень хорошо запомнил, потому что в то время во ВГИКе была совсем другая энергия: большинство будущих режиссеров парили над землей и абсолютно не хотели говорить о реальности. У Пети же была потребность рассказать о поколении 90-х. Потом они познакомились с Сергеем Члиянцем, и фильм получился, чему я очень рад», – вспоминает он.   

Петр Буслов и Сергей Члиянц встретились на съемках фильма «Одиссея. Год 1989». Если первый только мечтал о большом кино, то за спиной у второго уже были проекты, в том числе ставшая хитом комедия «Мама, не горюй».

«Петя просто пришел ко мне с несколькими товарищами и сказал, что надо дать дрозда Гаю Ричи. Он, конечно, немного по-другому сказал, с матом, но смысл тот же. Ребятам очень хотелось плюнуть в вечность, да так, чтобы мало никому не показалось. Сценарий «Бумера» мне понравился, я давно ждал подобную историю, и мы начали работать, однако видели фильм совсем по-разному. Петя хотел снять однокадровую кислотную сине-красно-зеленую картину, я же считал, что нужно делать русский неореализм. Мы начали снимать так, как хочет Петя, затем остановились, подумали и начали работать более спокойно, чтобы рассказать историю, а не удивить мир. Но это не моя заслуга, Петька сам в процессе размышлений нашел правильный путь», – вспоминает Сергей Члиянц, ставший продюсером «Бумера».

Он добавил, что важную роль в создании фильма сыграл его оператор Даниил Гуревич.

«Будучи образованным талантливым французским евреем, он видел этих ребят с улицы (главных героев «Бумера». – Ред.) не как преступников, а как мифологических персонажей, поэтому и фильм получился таким глубоким. Многие парни в 90-х прошли такую же школу, как и персонажи «Бумера», особенно те, кто занимался спортом. Я это хорошо знаю, потому что занимался боксом и был знаком со многими представителями мира так называемой организованной преступности. Хотя в реальности она была совсем неорганизованной», – рассказал он.

В Интернете можно найти информацию о том, что актеров на главные роли «Бумера» искали несколько лет, однако, по словам Сергея Члиянца, как таковых проб даже не было.

«Андрей Мерзликин с Максимом Коноваловым были сразу, про двух других Петька думал, но недолго, быстро остановившись на Владимире Вдовиченкове и Сергее Горобченко. И это был очень точный выбор», – рассказал он.

Это мнение разделяют абсолютно все: как фанаты, так и хейтеры фильма. «Один из главных плюсов «Бумера», который и сделал фильм знаковым, – великолепная актерская игра. Речь, прежде всего, о титульной четверке. Каждый из актеров создал своего, непохожего на других, живого персонажа. Зритель верит в их бандитскую дружбу, поэтому концовка так впечатляет», – считает кинокритик, профессор кафедры тележурналистики Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Ильченко.

У каждого из исполнителей главных героев весьма богатая фильмография, однако для многих они до сих пор Рама, Кот, Ошпаренный и Килла.

«Бумер» вышел 20 лет назад, однако до сих пор живет какой-то своей жизнью. Фильм часто нравится молодым людям, которые не понимают, в какой стране и при каких обстоятельствах разворачиваются его действия. Да и слава богу, что не понимают! Для многих я до сих пор Димон из «Бумера», и я не вижу в этом ничего страшного», – рассказал Андрей Мерзликин.

Рингтон на миллион

Петр Буслов выбрал для своего фильма машину BMW не случайно – многие представители криминального мира эпохи конца 90-х выбирали автомобили именно этой марки.

«Мы пытались договориться с салоном BMW, чтобы они предоставили нам машину для съемок в обмен на упоминание в титрах, однако там сказали, что пытаются избавиться от имиджа бандитского авто, поэтому сотрудничать не готовы. Пришлось искать в других местах. Я не могу рассказать, кто в итоге дал нам BMW, но машина была из компании «ЮКОС». После съемок мы этот изрядно потрепанный автомобиль подарили человеку, который консультировал нас по криминальным вопросам. Кстати, салон BMW помог нам, когда мы снимали «Бумер. Фильм второй», они не только дали нам машину, но и сами ее обслуживали», – вспоминает Сергей Члиянц.

Одна из главных составляющих успеха фильма – его музыка. Незатейливая мелодия из пяти нот Сергея Шнурова, которая звучит из телефона главного героя, стала суперхитом сразу после премьеры. Этот рингтон прописался в мобильных телефонах многих зрителей, вытеснив оттуда главную тему из сериала «Бригада». Сергей Шнуров на скачиваниях этого рингтона заработал рекордную сумму в миллион долларов, а также собрал немало призов на кинофестивалях. А ведь изначально Петр Буслов хотел, чтобы музыкой к фильму занимался другой композитор.

«Я попросил у Сереги Шнурова одну песню «Мне бы в небо», собрал кусочек материала и показал Пете, ему понравилось, и только тогда они встретились. Я очень рад, что смог тогда уговорить Петьку», – рассказал Сергей Члиянц.

«Неизвестно, стала бы картина символом эпохи наравне с «Братом» и сериалом «Бригада» без рингтона, – говорит президент фонда «Новая культура» и музыкальный редактор Илья Сакмаров. – Что касается остальных композиций, вошедших в саундтрек «Бумера», хитами стали песни «Никого не жалко» того же Шнурова, «Под Луганском родился» группы «Ботаника», «Миллион долларов США» коллектива «Запрещенные барабанщики». А сам саундтрек был удостоен национальной кинопремии «Ника», причем вполне заслуженно».

Кстати, создатели фильма тоже заработали неплохо. При бюджете около 700 тысяч долларов «Бумер» принес почти 1,7 миллиона вечно зеленых бумажек.

«Не мы такие, жизнь такая»

После выхода фильм часто ругали за романтизацию криминального мира.

«После премьеры «Бумера» я написал рецензию «За бедного бандита замолвите слово», потому что авторы фильма показали преступников, но так, чтобы зрители увидели, что они тоже люди, и, волей не волей, начали им сочувствовать. Однако спустя 20 лет я понимаю, что фильм можно воспринять как портрет эпохи, как некую итоговую черту и, если хотите, как приговор поколению лихих 90-х», – рассказал Сергей Ильченко.

А вот актеру Андрею Мерзликину премьера запомнилась совсем по другой причине.

«После показа фильма в петербургском кинотеатре «Аврора» мы поехали в новый ресторан, и я впервые попробовал суши», – смеется он.

Впрочем, Сергей Члиянц уверяет, что никто не пытался влюбить зрителей в главных героев картины.

«Бумер» – это не фильм про бандитов, это фильм про парней, которых затянуло в блатной кювет. Главный герой хотел завязать с улицей, но не нашел выхода. 90-е годы можно сравнить с гражданской войной, когда люди встали друг против друга, а закон как дышло. Я не оправдываю парней, но, по сути, государство не оставило им выбора. Да и кого им противопоставить? Не продажных же ментов, у которых, по сути, тоже не было выбора. Это сейчас у полиции есть и зарплата, и социальные гарантии, тогда же только полосатая палка и кобура – все, выживай, как можешь. В общем, как говорится, не мы такие, жизнь такая», – сказал он.

Фильм второй

7 марта 2006 года в свет вышел «Бумер. Фильм второй», и случилось это по двум причинам. Во-первых, как говорилось выше, картина прекрасно выступила в прокате.

«Я до сих пор жалею, что согласился снимать продолжение «Бумера». Первый мы делали от души, второй – потому что хотелось заработать денег. Когда ребята меня уговаривали, то они так и говорили: «Дай возможность заработать». Потом я подумывал снять фильм «Бумер. Начало», но позже отказался от этой идеи», – рассказал Сергей Члиянц.

Надо сказать, что создатели фильма не прогадали, ведь при бюджете в пять миллионов долларов, новый «Бумер» принес 13.

Во-вторых, трагедия в Кармадонском ущелье. «Бумер. Фильм второй» посвящен памяти погибших членов съемочной группы картины «Связной». Актер и режиссер, тот самый «Брат» Сергей Бодров-младший посмотрел первый «Бумер» еще до официальной премьеры. Фильм настолько ему понравился, что он предложил нескольким членам съемочной группы поучаствовать в создании фильма «Связной». В результате ледник «Колка», сошедший 20 сентября 2002 года, унес жизни более ста человек, в том числе оператора Даниила Гуревича, директора Тимофея Носика, художника-гримёра Ольги Жуковой, осветителя Романа Денисова, ассистента оператора Романа Малышева и мастера по свету Андрея Новикова.