Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Ирина Шарапова: «Слушайте романсы – и сердце преисполнится любовью»

В Петербурге завершился первый международный фестиваль «Мир классического романса»
Фото: Дарья Иванова/ «Петербургский дневник»

Фестиваль организовали Благотворительный фонд Оксаны Федоровой и фонд «Камерата» Ирины Шараповой. Сегодня профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженная артистка РФ – гость редакции.

– Ирина Александровна, местом проведения первого фестиваля был выбран Петербург. Как вы считаете, почему? Какое место занимает романс в жизни горожан?

– Романс всегда был наиболее предпочтительной формой музицирования. Начиналось все с литературно-музыкальных салонов, которые прежде были почти в каждом доме. Там собирались люди абсолютно непрофессиональные. Они музицировали, танцевали, сочиняли стихи, пели. Самым доступным жанром для всех был именно романс, потому что спеть его мог практически каждый. На первый план здесь выступали не столько вокальные данные, сколько умение почувствовать душой музыку и ту историю, что заложена в стихах. Можно сказать, что это была энциклопедия души, которая попала в романс и получила соответствующую интонационную обработку.

– А как бы вы определили позицию романса в современной жизни?

– Я думаю, что романс и сегодня – это наиболее доступный для всех жанр. В нем может быть заключено и глубокое раздумье, и любовное чувство, и ирония... Но он в любом случае может противостоять бездумной и бессодержательной музыке, от которой не то что нет пользы, а есть большой вред. Искусству чувствования надо учить с детства. Если человек причастен прекрасному, ему больше доступно и он гораздо счастливее. Вот почему на нашем фестивале мы постарались представить самый широкий спектр романсов.

– А что бы вы ответили тем, кто считает, что романс устарел и в наши дни его практически не пишут. Это так?

– Совсем нет. Романс одно время действительно обвиняли в мелкотемье. Тем не менее он продолжал существовать. Именно в XX веке были написаны очень значимые произведения, звучащие и сегодня. Например, Сергей Прокофьев, который в ту пору был очень молод и музыкально хулиганист, обратился к творчеству Анны Ахматовой и написал шесть романсов на ее стихи. Это изумительный и тончайший цикл.

Вообще, программа наших концертов построена таким образом, чтобы каждый мог зацепиться своей эмоциональной памятью за что-то ему близкое и сказать: да, это я пережил.

– Можно привести пример сочинений, максимально приближенных к нам по времени создания?

– Конечно. Возьмем, к примеру, цикл «Военные письма» Валерия Гаврилина, юбилей которого мы отмечаем в этом году. Это сочинение было исполнено в Капелле Оксаной Федоровой и Виктором Коротичем в сопровождении Мариупольского симфонического оркестра, который Оксана Федорова встретила на донецкой земле и пригласила для участия в фестивале. Это была невероятная акция, горячо встреченная слушателями.

То, что Оксана нашла и привезла этот коллектив, совсем не удивительно. Она – человек необычайно творчески одаренный и чуткий. Я глубоко убеждена, что ее волшебная красота – это тоже дар, и он очень обязывает. Если человеку он дается, с ним дается и огромная ответственность за него.

Оксана Федорова реализует себя многогранно. Она с детства сочиняет стихи, поет, привносит свою творческую жилку в самые разнообразные области жизни. То, что она обратилась к жанру романса, мне кажется совершенно естественным. Тем более что это у нее очень хорошо получается. Выступления Мисс Вселенной мы могли слышать во всех концертах фестиваля, и особенно – на салоне в ее честь во дворце великого князя Владимира. Кстати, в том самом месте, где когда-то и устраивались литературно-музыкальные салоны.

– Какие концерты могли посетить гости фестиваля?

– Прежде всего могу назвать гала-концерт открытия, он состоялся в Гербовом зале Эрмитажа, где вся атмосфера подчеркивала торжественный и значимый характер нашей акции.

Очень тепло приняли концерт в Ротонде Мариинского дворца, посвященный судьбам великой поэзии в музыке. Важный концерт состоялся в Центре Елены Образцовой к юбилею великой певицы.

Концерт, посвященный Пушкину, прошел в усадьбе Державина.

Большой интерес вызвал концерт «Романс без границ», приуроченный к перекрестному Году культуры России и Китая, в Атриуме Главного штаба Эрмитажа. Специальным гостем стала замечательная китайская певица, профессор пекинской консерватории Чжао Юнхон (сопрано), а также контртенор, приглашенный солист Мариинского театра Иван Бородулин. Он исполнил в том числе и китайские романсы, это настоящая находка для нас.

Восторженный прием ожидал оба концерта в Малом зале Филармонии – «Прекрасное завтра романса», где звучали молодые голоса Мариинского и Большого театров, и «Кастальский ключ», посвященный композиторам – юбилярам года.

Гала-закрытие в Капелле, названное «Вершинный опыт», стало настоящей кульминацией. Здесь были представлены самые популярные, всенародно любимые шедевры русского романса.

– Фестиваль проводился впервые. Как отреагировали на это событие артисты?

– С огромным энтузиазмом! Артистический круг был крайне широк и разнообразен. Это и выдающиеся артисты, и яркая талантливая молодежь. И тот факт, что они выступали бок о бок, замечателен. А если приплюсовать сюда мастер-классы, то можно сказать, что получился живой творческий обмен.

В числе участников фестиваля были настоящие супермастера жанра, достаточно упомянуть народных артистов России Ольгу Кондину, Юрия Лаптева, Николая Копылова. С нами были неподражаемая Олеся Петрова, Гран-при последнего конкурса Чайковского Зинаида Царенко, замечательный московский баритон Владимир Байков, солисты Мариинского и Большого театров – Светлана Шилова, Агунда Кулаева, Екатерина Шиманович, Ирина Матаева, Сергей Романов, Виктор Коротич, Вячеслав Васильев и многие другие – загляните в афиши фестиваля!

Конечно, Мариинский и Большой просто переполнены певцами высочайшего уровня, и какая же там замечательная молодежь! Но и другие музыкальные театры внесли свою ярчайшую лепту. Послушайте великолепную Марию Литке, Полину Лаптеву, Александра Кузнецова (Михайловский театр), москвичей Полину Шамаеву и Дарью Терехову, солистов нашего Театра имени Шаляпина Анну Викулину и Иосифа Пилиева.

Это не значит, что вне театров нет прекрасных исполнителей. Незаурядно одаренный певец Михаил Гаврилов, совсем юная, чудесная Екатерина Иванова, обаятельный Альберт Жалилов, снискавший успех и в классическом репертуаре, и многие другие.

– Когда вы готовили фестиваль, какую задачу себе ставили, что хотели сказать?

– Наш фестиваль – не только музыкальное событие. Это еще и некий просветительский акт. Нам бы очень хотелось, чтобы он был принят и понят не только теми, кто является поклонником романса, но и широким кругом молодежи, которых мы хотим привлечь к классике через этот жанр.

Я с удовлетворением замечаю, что молодых лиц в зале становится все больше. Поэтому, когда я услышала от одного из журналистов вопрос о том, есть ли в фестивале что-то для молодежи, то очень удивилась. Я ответила ему, что именно молодым адресовано абсолютно все – от первого до последнего звука. Романс – это жизненная необходимость. Он нужен каждому человеку, мало того, он еще и доступен каждому. Именно на этом и зиждется идея нашего фестиваля.

– Как получилось, что романс так плотно вошел в вашу жизнь?

– Я окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и аспирантуру по специальности «камерный ансамбль». Вот уже 43 года преподаю концертмейстерский класс и считаю это важнейшим делом в своей жизни. Уверена, то, что я получила от своих педагогов, я непременно должна отдать.

Очень люблю всех своих учеников – и как личности, и как некое музыкальное явление. Они оправдывают эту веру и становятся успешными. За это время у меня накопилось примерно 370 учеников, которые работают сейчас по всему миру.

Так получилось, что я полностью исполнила предсказание своего педагога Елены Родионовны Радиной. Однажды она сказала мне: «Ирочка, если ты когда-нибудь уйдешь в область романса, то оттуда больше уже никогда не выйдешь. Там так интересно!» Ее слова сбылись, этот мир захватил меня целиком и полностью.

Не перестаю поражаться просто мистической силе всепроникновения романса. И, уже имея солидный профессиональный багаж, иногда не понимаю, как можно создать нечто подобное Шуберту и Чайковскому. Как среди мировой безмерности выдающейся музыки появляются эти островки абсолютно неизъяснимого.

Однажды спросила об этом в совершенстве владевшего всеми видами композиторской техники Сергея Слонимского. «А вот это и есть непознаваемая тайна», – ответил мастер.

Ранее Ирина Шарапова была гостем проекта «Культурный Петербург».