«План хороший»: МЭР рассказал, как будет развивать автотуризм в России
Министерство экономического развития России представило пилотный проект по созданию автомобильных туристических маршрутов, который охватит 18 регионов нашей страны. Опрошенные «Петербургским дневником» эксперты планы министерства одобрили, однако уверены, что можно и нужно сделать больше.
Это востребовано
Игроки туристической индустрии начали фиксировать рост интереса к автодорожным путешествиям после отмены в нашей стране режима самоизоляции из-за коронавируса. Поскольку большая часть стран еще была закрытой, граждане России начали активнее путешествовать по родине. Многочисленные санкции со стороны Запада из-за ситуации на Украине только активизировали этот процесс.
По данным Росстата, в прошлом году россияне совершили 26 миллионов турпоездок на автомобилях. Министерство экономического развития России прогнозирует, что к 2030 году число автопутешественников достигнет 50 миллионов.
По статистике Национального союза индустрии кемпингов и автотуризма, за 14 лет число владельцев домов на колесах выросло с нескольких сотен до почти 30 тысяч.
Старший менеджер операторского отдела туристической компании «Созвездие» Ольга Классен добавила, что автобусные туры стоят примерно столько же, сколько и железнодорожные, однако позволяют увидеть больше.
«Автобус дает уникальную возможность не просто добраться до места отдыха, но и увидеть много интересного в пути. Если раньше туристы довольствовались обзорными экскурсиями, то сегодня люди активно интересуются какими-то мастер-классами, местной кухней, а также какими-то уникальным достопримечательностями. Например, когда-то в село Дивеево в Нижегородской области ездили только паломники, а сейчас там есть возможность пожить в деревянных домиках, сходить в баню, попробовать местную кухню, поэтому подтянулись и путешественники», – рассказала она.
По данным «Созвездия», чаще всего люди хотят путешествовать в автобусе по Золотому кольцу, в Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург.
План Решетникова
Министр экономического развития России Максим Решетников на совещании с президентом Владимиром Путиным сообщил, что проект по развитию автотуризма будет реализован на базе четырех трасс федерального значения: М-4 «Дон» до Новороссийска, М-8 «Холмогоры» до Вологды, М-11 «Нева» до Санкт-Петербурга и М-12 «Восток» до Екатеринбурга.
«В течение ближайших трех лет необходимо привести все дороги по новым автомаршрутам в нормативное состояние, обеспечить устойчивую связь и Интернет, поддержать развитие туристической инфраструктуры. Регионам предстоит пристальное внимание уделить развитию навигации, своевременной уборке и надлежащему содержанию площадок для отдыха, санитарных зон, а также вопросам освещения и безопасности, – подчеркнул Максим Решетников. – Со своей стороны, мы поддержим создание кафе, торговых точек, модульных гостиниц и новых объектов показа в зоне туристических маршрутов».
В долгосрочной перспективе план предусматривает развитие сети многофункциональных зон дорожного сервиса, которые должны включать в себя заправку, кафе, магазин и другие объекты дорожного сервиса.
«Сейчас таких многофункциональных зон в нашей стране 440, еще примерно такое же количество предстоит построить в ближайшие три года. Помимо многофункциональных зон также необходимо обустраивать дороги площадками отдыха с санитарными модулями для обслуживания экскурсионных групп на автобусах», – добавил Максим Решетников.
Еще один важный этап реализации проекта – устранение дефицита туристических автобусов.
«Сегодня отрасль требует дополнительно около трех тысяч автобусов ежегодно. Необходимо в ближайшие месяцы разработать и утвердить отраслевые программы поддержки и включить туристические автобусы в программу льготного лизинга», – сказал Максим Решетников.
Также министр предложил ввести норму, по которой заселяться в гостиницы и другие места размещения можно будет не только по паспорту, но и по водительскому удостоверению.
Вместе веселее
Опрошенные эксперты план Минэкономразвития одобрили, однако уверены, что можно сделать больше.
«Конечно, если у нас во всех регионах России будут хорошие дороги, а по пути следования из одного города в другой достаточное количество мест размещения и точек общественного питания, а особенно уборных, то автотуризм будет развиваться активнее», – считает Ольга Классен.
Она подчеркнула, что большим группам путешественников не подходят обычные отели, кафе и рестораны.
«Мы набираем группы по 40-45 человек в автобус, и далеко не во всех городах есть гостиницы, способные принять сразу такое количество людей. Между городами таковых еще меньше. Не хватает и точек общественного питания, в которых бы группа могла поесть вместе», – рассказала старший менеджер операторского отдела «Созвездия».
Кроме того, Ольга Классен считает, что залог успеха – в информировании населения.
«Автодорожный туризм сегодня очень развит, особенно в летнее время. Но это, как правило, люди, которые уже путешествовали автобусом и знают, что это такое. Если бы все улучшения, о которых говорит Минэкономразвития, как-то рекламировались, то мы могли бы привлечь и новую для себя аудиторию», – полагает она.
Все свое ношу с собой
Эксперт Национального союза индустрии кемпингов и автотуризма Андрей Артюхов также оценил озвученный Минэкономразвития план, однако уверен, что там кое-чего не хватает.
«Можно построить сколько угодно дорог, они, кстати, и без специальных программ прекрасно строятся, а в некоторых туристических местах и достопримечательностях даже появляются парковки, но автотуристам очень не хватает именно современных кемпингов», – считает он.
Напомним, кемпинг – это специально оборудованная территория под открытым небом, где могут остановиться авто-, мото- и велопутешественники.
«В современных кемпингах должны быть выделены места площадью около 50-75 квадратных метров. У гостей кемпинга должна быть возможность разместиться в своей палатке или в доме на колесах, арендовать благоустроенные «природные гостиничные номера» с электричеством. В кемпинге должны быть санитарный модуль с душем и туалетом, детская площадка, кухня для приготовления и приема пищи, сервисная зона для караванеров и желательно – зарядка для электромобилей. И это по самым скромным требованиям. В идеале на территории кемпинга должны быть современные модульные домики для путешественников, которые не готовы ночевать в палатке», – уверен он.
По данным портала RV Land, сегодня в нашей стране всего 417 кемпингов и более 29 тысяч владельцев домов на колесах.
«Необходимо обратить внимание и на развитие сервисных зон для караванеров, междугородных и туристических автобусов. У этих категорий путешественников должна быть возможность слить капсулу биотуалета и грязную воду, а после набрать чистую воду для продолжения путешествия», – добавил Андрей Артюхов.