Яндекс.Метрика
  • Вера Сафронова

«План хороший»: МЭР рассказал, как будет развивать автотуризм в России

Эксперты идею одобрили, но ждут большего
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Министерство экономического развития России представило пилотный проект по созданию автомобильных туристических маршрутов, который охватит 18 регионов нашей страны. Опрошенные «Петербургским дневником» эксперты планы министерства одобрили, однако уверены, что можно и нужно сделать больше.

Это востребовано

Игроки туристической индустрии начали фиксировать рост интереса к автодорожным путешествиям после отмены в нашей стране режима самоизоляции из-за коронавируса. Поскольку большая часть стран еще была закрытой, граждане России начали активнее путешествовать по родине. Многочисленные санкции со стороны Запада из-за ситуации на Украине только активизировали этот процесс.

По данным Росстата, в прошлом году россияне совершили 26 миллионов турпоездок на автомобилях. Министерство экономического развития России прогнозирует, что к 2030 году число автопутешественников достигнет 50 миллионов.

По статистике Национального союза индустрии кемпингов и автотуризма, за 14 лет число владельцев домов на колесах выросло с нескольких сотен до почти 30 тысяч.

Старший менеджер операторского отдела туристической компании «Созвездие» Ольга Классен добавила, что автобусные туры стоят примерно столько же, сколько и железнодорожные, однако позволяют увидеть больше.

«Автобус дает уникальную возможность не просто добраться до места отдыха, но и увидеть много интересного в пути. Если раньше туристы довольствовались обзорными экскурсиями, то сегодня люди активно интересуются какими-то мастер-классами, местной кухней, а также какими-то уникальным достопримечательностями. Например, когда-то в село Дивеево в Нижегородской области ездили только паломники, а сейчас там есть возможность пожить в деревянных домиках, сходить в баню, попробовать местную кухню, поэтому подтянулись и путешественники», – рассказала она.

По данным «Созвездия», чаще всего люди хотят путешествовать в автобусе по Золотому кольцу, в Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург.

План Решетникова

Министр экономического развития России Максим Решетников на совещании с президентом Владимиром Путиным сообщил, что проект по развитию автотуризма будет реализован на базе четырех трасс федерального значения: М-4 «Дон» до Новороссийска, М-8 «Холмогоры» до Вологды, М-11 «Нева» до Санкт-Петербурга и М-12 «Восток» до Екатеринбурга.

«В течение ближайших трех лет необходимо привести все дороги по новым автомаршрутам в нормативное состояние, обеспечить устойчивую связь и Интернет, поддержать развитие туристической инфраструктуры. Регионам предстоит пристальное внимание уделить развитию навигации, своевременной уборке и надлежащему содержанию площадок для отдыха, санитарных зон, а также вопросам освещения и безопасности, – подчеркнул Максим Решетников. – Со своей стороны, мы поддержим создание кафе, торговых точек, модульных гостиниц и новых объектов показа в зоне туристических маршрутов».

В долгосрочной перспективе план предусматривает развитие сети многофункциональных зон дорожного сервиса, которые должны включать в себя заправку, кафе, магазин и другие объекты дорожного сервиса.

«Сейчас таких многофункциональных зон в нашей стране 440, еще примерно такое же количество предстоит построить в ближайшие три года. Помимо многофункциональных зон также необходимо обустраивать дороги площадками отдыха с санитарными модулями для обслуживания экскурсионных групп на автобусах», – добавил Максим Решетников.

Еще один важный этап реализации проекта – устранение дефицита туристических автобусов.

«Сегодня отрасль требует дополнительно около трех тысяч автобусов ежегодно. Необходимо в ближайшие месяцы разработать и утвердить отраслевые программы поддержки и включить туристические автобусы в программу льготного лизинга», – сказал Максим Решетников.

Также министр предложил ввести норму, по которой заселяться в гостиницы и другие места размещения можно будет не только по паспорту, но и по водительскому удостоверению.

Вместе веселее

Опрошенные эксперты план Минэкономразвития одобрили, однако уверены, что можно сделать больше.

«Конечно, если у нас во всех регионах России будут хорошие дороги, а по пути следования из одного города в другой достаточное количество мест размещения и точек общественного питания, а особенно уборных, то автотуризм будет развиваться активнее», – считает Ольга Классен.

Она подчеркнула, что большим группам путешественников не подходят обычные отели, кафе и рестораны.

«Мы набираем группы по 40-45 человек в автобус, и далеко не во всех городах есть гостиницы, способные принять сразу такое количество людей. Между городами таковых еще меньше. Не хватает и точек общественного питания, в которых бы группа могла поесть вместе», – рассказала старший менеджер операторского отдела «Созвездия».

Кроме того, Ольга Классен считает, что залог успеха – в информировании населения.

«Автодорожный туризм сегодня очень развит, особенно в летнее время. Но это, как правило, люди, которые уже путешествовали автобусом и знают, что это такое. Если бы все улучшения, о которых говорит Минэкономразвития, как-то рекламировались, то мы могли бы привлечь и новую для себя аудиторию», – полагает она.

Все свое ношу с собой

Эксперт Национального союза индустрии кемпингов и автотуризма Андрей Артюхов также оценил озвученный Минэкономразвития план, однако уверен, что там кое-чего не хватает.

«Можно построить сколько угодно дорог, они, кстати, и без специальных программ прекрасно строятся, а в некоторых туристических местах и достопримечательностях даже появляются парковки, но автотуристам очень не хватает именно современных кемпингов», – считает он.

Напомним, кемпинг – это специально оборудованная территория под открытым небом, где могут остановиться авто-, мото- и велопутешественники.

«В современных кемпингах должны быть выделены места площадью около 50-75 квадратных метров. У гостей кемпинга должна быть возможность разместиться в своей палатке или в доме на колесах, арендовать благоустроенные «природные гостиничные номера» с электричеством. В кемпинге должны быть санитарный модуль с душем и туалетом, детская площадка, кухня для приготовления и приема пищи, сервисная зона для караванеров и желательно – зарядка для электромобилей. И это по самым скромным требованиям. В идеале на территории кемпинга должны быть современные модульные домики для путешественников, которые не готовы ночевать в палатке», – уверен он.

По данным портала RV Land, сегодня в нашей стране всего 417 кемпингов и более 29 тысяч владельцев домов на колесах.

«Необходимо обратить внимание и на развитие сервисных зон для караванеров, междугородных и туристических автобусов. У этих категорий путешественников должна быть возможность слить капсулу биотуалета и грязную воду, а после набрать чистую воду для продолжения путешествия», – добавил Андрей Артюхов.