Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Все свое вожу с собой: в России растет интерес к автодомам

Вместе с активизацией внутреннего туризма

По данным сервиса «Авито», этой весной россияне стали активнее интересоваться жильем на колесах. В апреле объявления о продаже кемперов и караванов просматривались на 2,2 процента чаще, чем в марте. Причем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области покупательский интерес к этим товарам за прошлый месяц вырос сразу на 10,8 процента. «Петербургский дневник» выяснил, почему россияне заинтересовались домами на колесах, а также стоит ли покупать эти не самые дешевые объекты.

Расставляем точки над i

Для начала стоит определиться в понятиях. Глобально жилье на колесах можно разделить на две категории: автодом или, как его часто называют, кемпер с собственным мотором, а также караван, то есть прицеп, который самостоятельно передвигаться не может. Уровень комфорта и «обжитости» у обеих категорий может быть самым разным, а вот по ценам чаще лидируют все же кемперы.

Автодома бывают интегрированными, когда кабина водителя соединена с жилым помещением, и полуинтегрированными, когда для того, чтобы попасть на переднее сидение, необходимо выйти на улицу. Также есть большие альковные кемперы, которые отличаются наличием специального модуля над кабиной водителя. Там может располагаться дополнительное спальное место или необходимое оборудование. К кемперам также относят жилые минивэны или кастенвагены. Такие автодома рассчитаны на непродолжительные путешествия, потому что туалета и душа в них нет.

Вариантов прицепов гораздо больше: от простой «палатки», когда у каравана нет твердых стен, до дач, вагонов и трейлеров, которые чаще используются как полноценное жилье, а не просто средство для путешествий.

Помимо этого, по российским дорогам передвигается множество автодомов или караванов, которые раньше были совершенно другим видом транспорта.
«Сейчас очень много людей, которые готовы самостоятельно переоборудовать микроавтобусы в комфортные автодома. Поскольку большая часть работ делается руками, особых финансовых вложений не требуется. Кроме того, в последние годы выросло количество маленьких ателье, которые занимаются переоборудованием профессионально. Услуга очень популярна, а стоимость зависит от цен на оборудование, которое требуется заказчику. Можно купить обычный холодильник, а можно профессиональный караванерский по цене примерно 800 долларов. Зато в итоге человек получает кемпер со всем нужным именно ему оборудованием», – пояснил глава Лиги караванеров Андрей Артюхов.

Рост интереса к мобильному жилью эксперты связывают с приближением сезона отпусков, а также с расширением внутреннего туризма, которое началось еще из-за пандемии коронавируса.

Кстати о ценах

Караваны, как правило, дешевле кемперов. Самый доступный вариант – прицеп-палатка, цены на которую стартуют от 100 тысяч рублей, а если с рук, то и от 50 тысяч. Цены на новые прицепы-капли стартуют от 585 тысяч рублей.

«Новый автодом можно купить в среднем за 70-120 тысяч евро в зависимости от модификации», – сказал Андрей Артюхов.

«На вторичном рынке стоимость автодомов разных типов может значительно отличаться, однако средняя цена кемпера с пробегом в России в апреле 2022 года составила 695 тысяч рублей, а в Петербурге и Ленобласти – 173,2 тысячи рублей», – добавили в «Авито Авто».

Впрочем, отметил Андрей Артюхов, в связи со сложной геополитической ситуацией купить новый кемпер или караван уже проблематично, ведь чаще всего их привозили из Европы.

«Конечно, автодома, караваны и запчасти к ним делают в Турции, Китае и многих других странах, которые не ввели санкции против России, однако рынок должен перестроиться, а на это требуется время. Производство кемперов и караванов можно наладить и в России, у нас уже есть такие компании, однако работают они не как конвейер, а под заказ», – пояснил глава Лиги караванеров.

В эксплуатации кемперы и караваны не так уж и дороги.

«Если машина дизельная, то расход топлива будет среднестатистическим, а вот если бензиновая, то увеличится в разы. Немногие решаются путешествовать в холодное время года, однако с отоплением в кемперах и караванах никаких проблем нет – пять литров газа можно купить рублей за 500. Этого хватит примерно на неделю при условии, что на улице будет ниже пяти градусов. Помимо этого, я, например, каждую весну делаю профессиональную чистку салона примерно за 10 тысяч рублей, но это необязательно. Главная статья расходов после покупки кемпера или каравана – его хранение. Стоянки и автокемпинги у нас не бесплатные», – рассказал директор «Агентства развития инфраструктуры. Туризм», обладатель трех караванов и путешественник со стажем Александр Капитонов.

К слову о кемпингах, то есть о профессиональных площадках для всех, кто путешествует самостоятельно. В нашей стране таковых недостаточно, однако власти делают все, чтобы изменить ситуацию.

«В хороших кемпингах есть электричество, теплые душевые и туалеты, кухни, место, где можно слить нечистоты и грязную воду, скопившуюся у путешественников, и многое другое. В хороших кемпингах в аренду сдается не парковочное место, а большой участок земли от 50 квадратных метров, поэтому туристы друг другу не мешают. В России есть такие кемпинги, но не больше 200-250 штук, чего для нашей страны, конечно, недостаточно», – сказал Андрей Артюхов.

Напомним, 21 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении четырех миллиардов рублей на организацию профессиональных кемпингов и автокемпингов в 19 регионах страны: на Алтае, в Бурятии, Дагестане, Калмыкии, Карелии, Крыму, Севастополе, Северной Осетии, Татарстане, Удмуртии, а также в Камчатском, Краснодарском, Приморском краях и в Иркутской, Кемеровской, Мурманской, Тверской, Тульской, Ярославской областях.

Грамотный выбор

На первый взгляд, функционально караваны и кемперы не отличаются, ведь и первые и вторые, по сути, жилье на колесах, однако разница все-таки есть.

«Автодома больше подходят для активных путешествий, когда, например, хочется объехать сразу несколько городов, в каждом из которых вы планируете пробыть не больше трех-пяти дней. На караване же удобнее добраться в какое-то определенное место отдыха, например, к морю, отцепить его от машины и спокойно жить месяц. По сути, у вас будет и временное жилье, и машина, на которой вы сможете объехать ближайшие окрестности или банально добраться до магазина. Каждые три дня отцеплять и зацеплять караван обратно, мягко говоря, не очень удобно, как и ездить в громоздком автодоме за хлебом», – пояснил Андрей Артюхов.

Александр Капитонов рекомендует перед покупкой каравана или кемпера взять их в аренду, чтобы оценить, насколько это удобно.

«Подобный способ отдыха подходит далеко не всем. Я на своем караване объездил пол-России и Европы, однако знаю людей, которые пожалели о покупке. Человек должен лично сесть за руль, провести несколько дней на колесах, чтобы разобраться в ощущениях, а также определиться с уровнем комфорта, который ему нужен. Далеко не всем нужна, например, плита, ведь можно купить готовую еду», – пояснил он.

Андрей Артюхов советует покупать караван или кемпер только заядлым путешественникам со свободным графиком работы. «Покупать автодом людям, которые могут покидать место жительство только на одну неделю в году, бессмысленно», – уверен он.

Планируя путешествие в автодоме или караване, стоит помнить, что вам самостоятельно придется следить за наполненностью биотуалета и запасами воды. Нужно рассчитывать маршрут так, чтобы на пути были либо кемпинги, либо хотя бы заправки.

«Стоит приобрести дополнительный аккумулятор, который позволит автодому пару дней существовать автономно без сторонних источников тепла и света», – рекомендует Андрей Артюхов.