Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Железнодорожный туризм – это выгодно: эксперты рассказали, куда петербуржцы могут отправиться на поезде

И в каких условиях
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Еще лет 10 назад идея путешествовать на поезде звучала очень странно, однако сегодня железнодорожные круизы – доступная, востребованная и активно развивающаяся туристическая ниша. За 2023 год только Октябрьская железная дорога обслужила более 412 тысяч туристов. Эксперты уверены, что это не предел: пока есть закрытые иностранные направления, а в ряд российских регионов не долететь на самолете – железнодорожный туризм будет расти и крепнуть.

С Дедом Морозом даже летом

Сегодня РЖД предлагают более 50 железнодорожных туристических маршрутов по всей стране, а Октябрьская железная дорога работает с 23, часть из которых круглогодичные, а другая – сезонные, как правило, летние. Однако далеко не все эти маршруты стартуют в Петербурге, впрочем, у нас есть интересные варианты.

До 2 сентября каждую среду из Петербурга будет выезжать поезд Деда Мороза, чтобы через Карелию вывезти пассажиров за полярный круг в Мурманск, откуда можно отправиться к берегу Баренцева моря в популярный поселок Териберка и понаблюдать за северным сиянием.

Весной и летом северного сияния не видно, но маршрут не перестает быть интересным, ведь во время остановок можно погулять по историческим улицам Петрозаводска и Сортавалы, а также насладиться северной природой, которая прекрасна в любое время года.

Впрочем, поезд Деда Мороза – место само по себе интересное. Там есть вагон «Сказочная деревня» для квестов и игр, вагон-лавка с сувенирами мастеров Русского Севера, вагон с кукольным театром и, разумеется, резиденция Деда Мороза. Для пассажиров есть купейные и СВ-вагоны с душевыми кабинами. Стоимость трехдневной поездки стартует от 37,5 тысячи рублей. В эту сумму входит и транспорт, и еда, и экскурсии.

Из Сортавалы за отдельную плату можно отправиться в горный парк Рускеала с мраморным каньоном. Добраться туда можно на красивейшем ретропоезде «Рускеальский экспресс», который стилизован под составы конца XIX – начала XX веков. В составе ретропоезда купейные вагоны, вагон-ресторан и фотокупе, оборудованное интерактивной системой для моментальной фотографии. В каждом купе – большой стол, уютные диваны и пуфики. 

Продажа таких железнодорожных туров начинается за 45 дней до даты выезда.

Чуть ближе

РЖД предлагают и более близкие к Петербургу маршруты. Можно приобрести абонемент «Экскурсионный Новгород», в стоимость которого входит переезд в скоростном электропоезде «Ласточка» из Петербурга в Великий Новгород и обратно, а также двухчасовая пешеходная экскурсия «Два сердца города». Пусть вас не смущает слово «абонемент», по факту – это одноразовая электронная карта с билетом на поезд и экскурсию.

Продолжительность поездки меньше суток, цена вопроса – 1410 рублей. Приобрести абонемент можно в кассе Московского вокзала в день поездки, предварительно билеты не продаются.

По выходным на той же «Ласточке» можно съездить в Выборг. Для этого в кассе надо купить не только билет на поезд, но и на автобусную экскурсию по всем главным достопримечательностям Выборга, включая музей-заповедник «Парк Монрепо». Все вместе обойдется в 800 рублей.

«Расписание движения автобуса согласовано с отправлением и прибытием пригородных электропоездов «Ласточка». Экскурсионное сопровождение формируется в последнем вагоне по выходным дням. В пути пассажиры могут послушать интересные истории о местах, расположенных по маршруту следования поезда», – уточнили в РЖД.

Ближе к лету РЖД планируют порадовать нас мультимодальными маршрутами на острова Валаам, Кижи, в государственный музей-заповедник «Петергоф», крепость Орешек и деревню Взвад. Во время этих поездок будет задействован не только железнодорожный, но и автобусный, а также водный транспорт по необходимости.

Конкурентоспособные предложения

Туристические агентства также предлагают железнодорожные круизы и поездки с комбинированным транспортом. Игроки индустрии рассказали, что интерес к таким туристическим продуктам значительно возрос во время пандемии коронавируса, когда многие привычные направления отдыха были закрыты и россияне начали активно путешествовать по стране.

«Далеко не во всех интересных с точки зрения туризма городах России есть аэропорты, а вот вокзалы – почти везде. Кроме того, иногда путешествовать на поезде гораздо удобнее, чем на самолете или автобусе. В частности, у нас очень востребованы железнодорожные круизы из Петербурга по Золотому кольцу России, в Москву, Ярославль, по Беларуси и в другие города. Люди не хотят терять время на перелет и подготовку к нему, гораздо проще просто сесть в поезд – и вот путешествие уже началось», – рассказала старший менеджер операторского отдела туристической компании «Созвездие» Ольга Классен.

Кроме того, добавила эксперт, железнодорожные туры востребованы в те направления, куда сегодня просто не долететь. «Небо над Краснодаром, Геленджиком, Анапой и еще несколькими городами закрыто», – сказала она.

Кроме того, железнодорожные туры банально дешевле, причем иногда не только авиа-, но даже автобусных поездок.

«Железнодорожный круиз из Петербурга в Москву на поезде дешевле автобусного, если выбирать не «Сапсан», а «Ласточку», которая едет всего на два часа дольше. Вместо сидячих мест там купе, поэтому путешественники могут поспать и отдохнуть. При ночном переезде это особенно важно. И уж тем более поезд дешевле, чем авиаперелет, поэтому люди часто выбирают железные дороги даже для более дальних направлений, например, из Петербурга в Казань или Самару. Хотя желающих ехать на поезде на Алтай или к Байкалу все-таки мало – люди не хотят терять столько времени на дорогу», – рассказала Ольга Классен.

Руководитель отдела морских и железнодорожных круизов компании «Бон Тур» Ольга Пушкарева отметила, что во время туров поезд выполняет роль не только транспортного средства, но и места размещения.

«Путешественникам не надо тратить деньги на гостиницу. Плюс в стоимость железнодорожных круизов часто входит экскурсионная программа и еда. Например, четырехдневный тур по Карелии на поезде будет стоить около 40 тысяч рублей на человека, а на автобусе – от 25 до 35 тысяч, однако туристам придется тратиться на проживание и еду. В итоге автобусный тур выйдет дороже», – пояснила она.

Отметим, цены на трех- или четырехдневные железнодорожные круизы из Петербурга почти в любых направлениях стартуют от 12 тысяч рублей. Дальше цена зависит от направления, выбранного класса купе, а также от времени покупки – «горящие» путевки или туры во время раннего бронирования, естественно, стоят дешевле.

Поезд – это комфортно

Развитию железнодорожного туризма способствует и улучшение поездов.

«Туристические поезда значительно комфортнее тех, которые люди помнят с советских времен. Это современные составы с хорошим оснащением. В вагонах есть не только биотуалеты, но и душ, уютные купе. В туристических поездах всегда красивые вагоны-рестораны с вполне доступными ценами в меню. Кроме того, надо понимать, что туристические поезда идут по экскурсионному маршруту, не останавливаясь на всех станциях, поэтому случайных пассажиров там нет», – сказала Ольга Пушкарева.

Добавим, что организаторы железнодорожных круизов в большинстве случаев не будут возражать, если вы присоединитесь к группе не на первой точке маршрута или покинете поезд раньше времени.