Милиция блокадного Ленинграда: на «Ленфильме» стартовали съемки фильма
Киностудия «Ленфильм» начала съемки художественно-документального фильма «Вести незримый бой» о трудовых буднях советской милиции в блокадном Ленинграде. По старой актерской традиции, съемочная группа разбила тарелку с названием проекта и фамилиями причастных и приступила к делу – съемке сцены реального убийства почти 82-летней давности.
Два топора
«Не верю», – со всей серьезностью говорил режиссер фильма Андрей Егоров статисту Роману Данилову, который должен был изобразить реального преступника Горецкого. Молодой человек брал в руки деревянный топор и целился в голову коллеге Максиму Бритвенкову, который притворялся, опять же, реальным инженером Розенблатом. Впрочем, страшная сцена удара не войдет в фильм, зрители увидят лишь тень орудия убийства и голову жертвы.
«Нам подготовили деревянный топор, чтобы никто из артистов не пострадал, однако на всякий случай есть и настоящий. Если я не удовлетворюсь тем, как в кадре будет выглядеть удар деревянным молотком, то придется воспользоваться обычным», – пояснил Андрей Егоров.
Трагическая сцена разворачивается в коммунальной квартире Горецкого, которую построили в четвертом павильоне «Ленфильма» специально для съемок.
«В этой локации мы совместили две квартиры: Горецкого и Розенблата, то есть преступника и жертвы. Подробного описания их квартир не осталось, поэтому мы создали два жилых помещения, характерных для того времени. Вся мебель, книги, кровати и прочее – реквизит «Ленфильма», ну и немного нам помогали другие студии. Важной деталью этой локации стали обои, так как именно в них Горецкий завернул тело жертвы и именно по ним его разоблачила милиция. У нас не точно такие же обои, но похожие», – рассказала художник-постановщик проекта Анастасия Кожина.
В основе – правда
Андрей Егоров сообщил, что команда фильма работает в жанре киножурналистики, поэтому в основу фильма легли реальные факты.
«Мы используем подлинные документы, привлекаем экспертов, а главное – дадим слово самим блокадникам, которые смогли пережить самую страшную в истории нашего года зиму 1941-1942 годов. В документальный фильм можно вместить гораздо больше информации и фактов, чем в игровой. Кроме того, каким бы гениальным художественный фильм ни был, там все равно есть место ненастоящему и наигранному, что прекрасно видят историки и очевидцы тех событий», – сказал режиссер.
Автор сценария фильма «Вести незримый бой» Анатолий Аграфенин подчеркнул, что работа милиции – не самая известная, но очень важная в истории блокады страница.
«У нас до сих пор нет какого-то большого фильма о том, как стражи правопорядка работали в блокаду, эта тема редко обсуждается на большой аудитории, при этом милиционеры занимались буквально всем. Они тушили пожары, рассредоточивали людей при бомбежках, следили за порядком в очередях, боролись с диверсантами и делали многое другое», – рассказал он.
До войны, продолжил сценарист, уровень преступности в Ленинграде был близок к нулю, однако после 22 июня 1941 года бандитизм расцвел пышным цветом.
«Две трети ленинградских милиционеров ушли на фронт, причем одними из первых, ведь они прекрасно умели обращаться с оружием. Однако уже 10 июля 1941 года пришел приказ не отпускать милиционеров на фронт, чтобы они защищали город. В итоге они остались на казарменном положении и работали круглосуточно», – сообщил Анатолий Аграфенин.
Преступления особого порядка
Андрей Егоров добавил, что команда фильма «Вести незримый бой» затронет специфические блокадные преступления, однако основой повествования они не станут.
«Мы будем рассказывать о случаях, когда люди в блокаду откровенно жировали. У некоторых даже в те голодные времена было все за счет преступной деятельности: спекуляций, подделок продовольственных карточек и так далее. Также мы расскажем о преступлениях особой категории – каннибализме. В процессе подготовки к съемкам я с удивлением узнал, что большой процент тех, кто этим занимался, – молодые женщины, у которых на руках были маленькие дети. Страшно представить, что творила с простыми людьми эта страшная ситуация. Но такие преступления не носили массовый характер, это были единичные случаи, поэтому мы не будем педалировать эту тему», – подчеркнул он.
За документальностью проекта будет следить историк и писатель Евгений Лукин. Он отметил, что каннибализм в блокаду не всегда сопровождался убийствами. «Часто люди, находясь в безвыходном положении обращались к трупам, которые из-за мороза долго оставались свежими», – сообщил он.
Также историк призвал забыть про мифы о ромовых бабах, которыми якобы питались чиновники.
«Руководители города питались лучше, чем рядовые граждане, но на них была огромная ответственность и серьезные задачи. Ходят легенды о меню смольнинской столовой, однако можно обратиться, например, к воспоминаниями сына партийного секретаря Кузнецова о жидком супе. Как кормили милиционеров, я не знаю, однако об этом можно судить по косвенным признакам. Например, начальник управления НКВД Петр Николаевич Кубаткин отмечал отличившихся милиционеров следующим образом: он приглашал их в кабинет, отрезал кусок колбасы и заставлял съедать прямо там. Многие милиционеры, конечно, хотели поделиться едой с семьей, однако Петру Николаевичу было важно здоровье именно своих сотрудников. Многие милиционеры умирали не от действий преступников, а от голода», – рассказал он.
Актер Владимир Литвинов, от чьего лица и будет вестись повествование фильма, отметил, что больше всего его поразили не какие-то жуткие сцены, а подвиги милиционеров.
«У нас будет сцена, когда милиционер ловит преступника и забирает у него украденные продуктовые карточки, а затем возвращает их законным владельцам. Не себе оставляет – голодному и холодному, а возвращает тем, кому они принадлежат», – отметил он.
Андрей Егоров сообщил, что съемки фильма должны закончиться к лету. «Этот фильм, как и наши предыдущие работы о блокаде, мы передадим на телевидение, а также отправим на кинофестивали. Более точная информация появится после того, как фильм будет готов», – отметил он.