Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Приравнены к хлебу»: в Петербурге завершились съемки фильма о блокадных газетчиках

Фильм расскажет о подвиге ленинградских журналистов
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

На киностудии «Ленфильм» завершились съемки документального фильма «Приравнены к хлебу» о буднях ленинградских газетчиков во время блокады Ленинграда. Авторы проекта обещают показать еще одну важную станицу в истории блокады города, а также напомнить о подвиге журналистов-газетчиков, многие из которых незаслуженно забыты.

Несмотря ни на что

Как рассказал сценарист, а также ведущий фильма Анатолий Аграфенин, подготовка к съемкам шла два года.

«Так сложилось, что, говоря о работе журналистов во время блокады Ленинграда, многие подразумевают именно радийщиков. Они, безусловно, сыграли важную роль, однако надо помнить, что ХХ век был расцветом печатных СМИ. Утро очень многих людей действительно начиналось с газеты, и война только обострила интерес к печатным СМИ – ленинградцы следили за новостями. При этом о работе газетчиков почти никому не известно. Мы хотим рассказать о том, что приходилось преодолевать журналистам во время блокады. Наш фильм будет состоять из трогательных, героических и удивительных историй реальных людей», – рассказал он.

Несмотря на нехватку бумаги, электроэнергии и людей газеты исправно выходили каждый день даже в самые тяжелые месяцы блокады. Власти прекрасно понимали значимость газет, поэтому по важности выпуск печатных СМИ был приравнен к выпечке хлеба и производству оружия для фронта. Именно поэтому фильм и получил название «Приравнены к хлебу».

«За все время войны газета «Ленинградская правда» не вышла только один раз – 25 января 1942 года. Номер был полностью подготовлен, однако из-за нехватки электричества его не смогли напечатать. «Ленинградская правда» была одной из самых массовых газет города: до войны она выходила ежедневно тиражом 420 тысяч экземпляров. Во время блокады тираж сократился в среднем до 320 тысяч газет, однако из-за нехватки бумаги было принято решение уменьшить количество полос с четырех до двух. Впрочем, в Ленинграде выходили и другие газеты: «Смена», «На страже Родины» и так далее», – рассказал Анатолий Аграфенин.

Для того чтобы обеспечить выпуск газет, журналистам приходилось работать в тяжелейших условиях. Больше всего работу усложняло почти полное отсутствие действующего транспорта, поэтому газетчикам приходилось пешком преодолевать огромные расстояния.

«Спасаясь от обстрелов, редакция «Ленинградской правды» переехала на склад бумаги Типографии имени Володарского, где помимо этой газеты печатались хлебные карточки. Надо понимать, что склад бумаги – это холодное помещение без окон, не рассчитанное на проживание людей. Газетчики пытались как-то обустроить себе быт, принесли кое-какую утварь, однако еще долго спали на рулонах бумаги», – рассказал автор сценария.

Впрочем, даже в самое суровое время ленинградцы оставались ленинградцами.

«Когда власти разрешили ставить буржуйки в квартирах, такая появилась и в редакции газеты «На страже Родины», которая располагалась на Невском проспекте, 2. Естественно, трубы журналисты вывели в окно. Вскоре им поступило письмо от главного архитектора города с просьбой не портить исторический облик здания, и трубы исчезли», – рассказал Анатолий Аграфенин.

Существенно осложнилось и распространение газет. «Зимой 1941/1942 почта не работала. Количество киосков значительно сократилось, однако есть сведения, что в одном из киосков на углу Невского проспекта и улицы Гоголя – сейчас это Малая Морская – за январь-февраль 1942 года было продано 100 тысяч газет. Помимо этого часть номеров уходила напрямую на фронт, на различные заводы, кроме того, газеты вывешивали на стендах», – сказал автор сценария.

Конечно, серьезно не хватало людей, ведь многие журналисты ушли на фронт или умерли. В газетах часто были объявления о поиске новых кадров.

«В процессе подготовки к фильму мы узнали множество невероятных историй. Например, Михаил Иванович Бартенев отливал стереотипы, с которых печатались газеты. Устав от голода и холода, он оставил своему сменщику записку, в которой сообщил, что пошел умирать домой. Он вернулся в свою квартиру, надел чистую одежду и, собственно, лег умирать, но тут в квартиру пришли его коллеги, сообщили, что его сменщик умер, поэтому он должен немедленно вернуться на работу. И он вернулся», – рассказал Анатолий Аграфенин.

Новости военного времени

Создатели фильма подчеркивают, что у них нет задачи до мелочей воссоздать редакции газет, работавших в блокаду.

«Главное, что мы хотим, – это воссоздать атмосферу того времени, поэтому у нас очень много аутентичных вещей. Часть реквизита нам предоставил «Ленфильм», а что-то принес Анатолий Аграфенин из личной коллекции. Зрители смогут увидеть печатную машинку, дисковый телефон, настольную лампу, примус и чайник того времени. Кроме того, мы покажем уникальную коллекцию блокадных фотографий», – сообщила художник-постановщик фильма Анастасия Кожина.

Режиссер-постановщик проекта Ирина Новикова добавила, что зрители увидят и сами газеты.

«Мы провели целую исследовательскую работу и много времени провели в архивах. Сейчас отпечатанные в то время газеты буквально рассыпаются в руках, поэтому нам очень хочется показать их зрителям, пока это возможно», – рассказала она.

Команда «Приравненных к хлебу» даже распечатала один из выпусков «Ленинградской правды», из которого хорошо видно, что люди пытались жить, несмотря на окруженный врагами город.

«В газетах публиковались не только военные сводки, но также анонсы театральных премьер, статистика о количестве пошитых пар обуви и множество других бытовых вещей», – сообщил Анатолий Аграфенин.

Точная дата выхода фильма пока неизвестна, однако создатели фильма надеются закончить работу к концу этого года.

Напомним, над созданием фильма работает творческий коллектив студии «КиноМельница» и «Ленфильма» при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Санкт-Петербурга.

Закрыть