Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Спасибо Балабанову за эту фильму»: Сергей Маковецкий рассказал о съемках картины «Про уродов и людей»

Артист считает картину самой стильной в своей фильмографии
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Я впервые с 1998 года посмотрел фильм «Про уродов и людей» режиссера Алексея Балабанова и вспомнил, какое же хорошее кино мы сделали. Это сказал народный артист РФ Сергей Маковецкий на показе фильма «Про уродов и людей» в кинотеатре «Аврора», который прошел в рамках ретроспективы фильмов режиссера Алексея Балабанова. Артист с большим удовольствием вспомнил, как создавался образ Иоганна, первого режиссера фильмов для взрослых.

Все началось со старых фото

Картина «Про уродов и людей» рассказывает о зарождении первых эротических фильмов в нашей стране, но это не документальная история. Иоганн, которого играет Сергей Маковецкий, содержит ателье, в котором снимаются сначала эротические фотографии, а потом и фильмы. Распространять все это ему помогает Виктор Иванович, которого играет народный артист России Виктор Сухоруков. Именно Виктор Иванович находит в Петербурге сиамских близнецов, которых не просто снимают, но и заставляют петь на публику. Именно этих персонажей называют уродами. Публике все это, кстати, нравится.

«Смешно вспоминать, но нас обвиняли в том, что мы сняли порно. Ну какое же это порно? Там все красиво и деликатно. Фильм гораздо глубже, там множество ярких незаумных образов», – подчеркнул Сергей Маковецкий.

Картина стилизована под немое кино. Так, в некоторых эпизодах отсутствует музыкальное сопровождение, но слышен характерный для первых фильмов треск. Кроме того, действия разделены поясняющим происходящее текстом. При этом фильм не черно-белый, он снят в сепии.

«Я спросил Надежду Васильеву (художник по костюмам фильма и супруга Алексея Балабанова – Ред.), как Леша придумал все это. Она рассказала, что все началось с эротического музея в Гамбурге, где были представлены первые эротические фотографии ХIХ века. Это очень красивые старинные фотографии, на которых были прекрасные полуобнаженные женщины, над которыми кто-то заносил плетку. И вот это Леша смог трансформировать в образ Иоганна и маленьких уродцев. Персонажи этого фильма как будто ожившие изображения тех фотографий», – рассказал Сергей Маковецкий.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Понять Иоганна

Актер опроверг слухи о том, что после первого прочтения сценарий фильма «Про уродов и людей» ему не понравился.

«Алексей Октябринович передал мне сразу два сценария: «Трофим» из киноальманаха «Прибытие поезда» и «Про уродов и людей». Первый я понял сразу, а второй мне очень понравился, но я не до конца разобрался с образом Иоганна. Тогда Леша сказал: «Постепенно поймем». Потом я почувствовал Иоганна кишками, но словами объяснить не мог. Хотя для актера это и не нужно», – вспоминает он.

Именно Сергей Маковецкий настоял на том, что у Иоганна должны быть темные глаза. У самого актера глаза зеленые.

«Я просто почувствовал это! Однако Леша сказал, что я сошел с ума, и мои глаза его полностью устраивают. Тогда я уговорил его дойти до ближайшей к киностудии «Ленфильм» оптике и попросил цветные линзы. Мне дали единственные имеющиеся темные линзы, но там были такие диоптрии, что я перестал что-либо видеть вокруг и кричал: «Леша, где ты?», а он был напротив меня. Но в итоге он сказал: «А в этом что-то есть. Умница». И для работы мне сделали уже хорошие темные линзы. Потом некоторые говорили, что им было страшно, когда Иоганн смотрел с экрана. Даже моя подружка испугалась и сказала: «Я не думала, что ты такой». И переключила фильм», – вспоминает он.

При этом Алексей Балабанов строго запрещал актерам пугать зрителей.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

«Он часто говорил мне: «Не пугай, просто реагируй не сразу. Например, здоровайся через паузу. Улыбайся не сразу, а растягивай улыбку в течение минуты. В итоге я не пугал, но людям действительно становилось страшно», – рассказал Сергей Маковецкий.

При этом артист призывает отказаться от поиска глубинных смыслов. «У Тарковского все время спрашивали, мол, вот у вас молоко льется, что это значит? А он отвечал: «Да просто молоко пролилось». Не ищите потаенные смыслы. Откройте душу и воспринимайте фильм эмоционально. Кино либо захватывает, либо оставляет равнодушным. Иоганн не черт и не дьявол, он первый режиссер, у которого украли работу», – сказал Сергей Маковецкий.

Дьявол в деталях

Алексей Балабанов всегда был очень внимателен к деталям во время работы, но на съемках «Про уродов и людей» он особенно строго следил за всем, что попадало в кадр.

«В фильме есть сцена, когда Иоганн держит букет лилий. Мы не успели отснять это сразу, и к следующему утру цветы завяли. Реквизиторы приготовили другой букет, очень красивый, но Балабанов сказал: «Мне нужны только лилии. Без лилий снимать не буду». Я не знаю, какой ботанический сад взломал в то утро Сергей Сельянов (продюсер – Ред.), но он принес ему эти лилии, и мы все сняли. Тогда я не понимал, какая разница, но, посмотрев фильм, осознал, что там могли быть только лилии: маленький баркасик, дым из трубы, черная вода и Иоганн с белым букетом в руках. Каждый раз при просмотре фильма я чувствую сладкий шлейф этих лилий», – рассказал Сергей Маковецкий.

Важную роль в фильме играет образ паровоза. «У нас было много маленьких паровозиков. Перед съемкой Леша подходил и сдвигал их на какой-нибудь миллиметр, нам казалось, что ничего не изменилось, но он один знал, как правильно. Я очень благодарен Леше за эту фильму», – сказал артист.

Сергей Маковецкий уверен, что благодаря настойчивости Алексея Балобанова фильм «Про уродов и людей» и получился таким стильным.

«Там нет ни одного лишнего персонажа, Балабанову не нужна была массовка. Там мало диалогов, и каждое слово на своем месте. И какой там пугающе-торжественно-красивый Петербург, большой город над человеком», – сказал артист.

Сергей Маковецкий вспоминает, что зрителям фильм понравился сразу, а вот критики были весьма суровы, поэтому когда «Про уродов и людей» получил Нику в номинации «Лучший фильм 1998 года», он удивился. Отметим, на этой же церемонии Алексей Балабанов получил Нику в номинации «Лучшая режиссёрская работа». Сергей Маковецкий получил награду как лучший актер только на международном фестивале «Неделя фантастического кино» в Малаге. Виктор Сухоруков за свою работу не получил ни одной награды, хоть и считает ее лучшей во всей своей карьере.