Разумное потребление: учимся покупать одежду и косметику без вреда для экологии
Экономим деньги и здоровье
ХХI век подарил жителям очень многих стран то, о чем только мечтали наши предки, – невероятное изобилие текстильных и косметических товаров. Благодаря трудолюбию китайцев даже представители среднего класса могут менять одежду хоть каждый день. А няшные кореянки рассказали всему миру о восьмиступенчатой системе ухода за кожей, которую стоит соблюдать не только стареющим дамам, но и людям всех полов и возрастов. Казалось бы, вот оно счастье, однако беда пришла, откуда не ждали, – неумеренное потребление ежегодно наносит сокрушительный удар по экологии. В День экологического образования «Петербургский дневник» выяснил, что каждый человек может сделать для сохранения окружающего мира, причем без каких-либо усилий.
Модный приговор
Для того чтобы понять, как именно производство одежды вредит экологии, надо разобраться в правилах работы производителей масс-маркета.
«Чем больше партия, тем ниже стоимость каждой произведенной единицы. Соответственно, для того, чтобы продукт был дешевым, его необходимо производить не столько, сколько его действительно нужно, а потоком. Кроме того, современный шопинг устроен так, что люди хотят приехать в один большой торговый центр и купить там все сразу, поэтому производителям надо следить, чтобы их товары были представлены в каждой из таких торговых точек, причем во всех цветах и размерах. Теперь оцените, какое количество товаров должен произвести бренд, который работает сразу в нескольких странах мира», – рассказал дизайнер, основатель петербургского модного дома House of Leo Леонид Алексеев.
Чем масштабнее производство, тем выше негативное влияние на окружающую среду. По данным организации «Всемирный экономический форум», текстильная промышленность входит в список восьми отраслей, на которые приходится до 50 процентов вредных выбросов в атмосферу. По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), фабрики по изготовлению одежды и обуви ежегодно выбрасывают более двух миллиардов тонн углекислого газа, усиливая проблему глобального потепления.
Кроме того, производители используют природные ресурсы. Например, для производства одной хлопковой футболки требуется до трех тысяч литров воды, которых человеку бы хватило на три года жизни. Плюс к этому часто для окрашивания тканей применяются едкие химикаты, которые также в конечном итоге попадают в окружающую среду.
«Порядка 70-80 процентов произведенных товаров не найдут своего покупателя. Если, например, чайник можно продать и через пять лет после его фактического производства, то на рынке одежды важную роль играет фактор моды. Если вещь перестает быть актуальной, а это происходит довольно быстро, то продать ее практически невозможно. Невостребованные вещи попадают либо на свалку, либо в переработку», – пояснил Леонид Алексеев.
Переработка – дело хорошее, однако дорогостоящее и хлопотное, поэтому далеко не все производители готовы этим заниматься, предпочитая просто сжигать даже новые вещи тоннами. Например, ретейл-гигант H&M неоднократно оказывался в центре подобных скандалов. В 2017 году датские СМИ выяснили, что компания как минимум с 2013 года сжигала новую одежду. Производитель уверял, что в ликвидацию попадают только некачественные вещи, однако журналисты выяснили, что никакой опасности для человека отправленная в топку одежда не представляла. В 2020 году экоблогер Елена Володина провела расследование и выяснила, что одежда, которую H&M обещал отправить из России на переработку в Германию, продавалась на Avito кульками.
Количество отходов увеличивают и сами потребители. Ретейлеры-гиганты могут позволить себе предлагать новые коллекции одежды не четыре раза в год, как премиальные бренды, а каждый месяц, породив так называемую фаст-моду.
«Когда-то для того, чтобы купить пальто, людям приходилось копить несколько месяцев. Сегодня очень многие могут позволить себе новую верхнюю одежду каждый месяц, естественно, ее ценность снизилась, поэтому и расставаться с вещами просто», – отметил Леонид Алексеев.
Разумное потребление
Изменить сложившуюся ситуацию и отсрочить экологическую катастрофу могут только сами покупатели одежды. Именно поэтому в середине нулевых начала распространяться философия разумного потребления. Последние годы уверенно растет популярность секонд-хендов, причем ходят туда теперь не только мало зарабатывающие граждане, но и актеры, блогеры и прочие инфлюэнсеры.
«Если когда-то достаток ассоциировался в первую очередь с изобилием, то сейчас ситуация меняется. Все больше современных покупателей по всему миру задумываются о негативных последствиях любого перепроизводства. Вещи перестали быть символом счастья, а их изобилие уже ассоциируется с чем-то дешевым», – сказал Леонид Алексеев.
Арт-критик, куратор и основатель агентства naked carp Саша Карпова уверяет, что покупать одежду на один раз уже немодно, гораздо лучше составлять гардероб из одежды, которая прослужит годы.
«Лучше инвестировать в одну, но качественную вещь, которая станет твоей визитной карточкой, например, оригинальный пиджак, чем покупать каждый месяц безликие свитшоты. В идеале необходимо иметь базу из качественных вещей и каждый сезон обновлять ее актуальной новинкой, которая превратит любой комплект в ультрамодный. Для меня гардероб – это музей эмоций. Я открываю дверцы шкафа, и меня захлёстывают воспоминания: в этом платье я была на первом свидании со своим мужем, в этом пиджаке брала интервью у художника Микеланджело Пистолетто, в этом костюме бродила по садам Джардини во время Биеннале в Венеции, а в этом пальто веселилась на съемке с Сергеем Шнуровым. В такой «музей» могут попасть только те вещи, которые смогут прожить с вами годы», – сказала она.
Саша Карпова советует в первую очередь потратить деньги на качественные туфли и сумку, а также пиджак, «в котором можно пойти и на собеседование, и на светский раут».
Леонид Алексеев призывает перестать заказывать вещи по Интернету из китайских магазинов. «В масс-маркете можно найти качественные вещи, однако не через экран компьютера или телефона. Лучше пойти в магазин, оценить ткань на ощупь, проверить качество швов и примерить понравившуюся вещь», – сказал он.
И блеск, и вред
Экологи считают, что микропластик – это бич нашего времени. Речь идет не о каком-то особом виде пластмассы, а о крошечных (менее пяти миллиметров) фрагментах любого пластика, которые проходят любые фильтры напрямую в водоемы и почвы, а оттуда в организмы животных. В этом году ученые Амстердамского свободного университета в Нидерландах проверили кровь 20 доноров, и в 17 образцах был обнаружен микропластик. Их коллеги из британского Университета Халла и больницы Касл-Хилл нашли микропластик в человеческих легких. Ученые пока не могут однозначно ответить, как именно микропластик влияет на здоровье человека, однако призывают ограничить его использование.
«Помимо того, что микропластик загрязняет окружающую среду, некоторые его виды классифицированы как токсичные вещества, которые могут влиять на эндокринную систему, вызывать аллергию и другие заболевания. Их использование уже запрещено в США, Канаде и Великобритании, то же планирует сделать и Евросоюз», – рассказала заведующая отделением дерматовенерологии и косметологии международного медицинского центра «СОГАЗ», кандидат медицинских наук Майя Парфёнова.
Микропластик появляется в ходе разложения крупных пластиковых предметов (например, бутылок или пакетов), при износе автомобильных шин, некоторых видов дорожного покрытия и краски. Кроме того, большой вклад в распространение микропластика вносят производители косметики.
Глиттер и другие сияющие частицы, которые по сути своей микропластик, сегодня можно встретить не только в декоративной, но и в уходовой косметике, например, в масле и кремах для тела, гелях для душа, бомбочках для ванны и так далее. Никакой полезной функции у «сияшек» нет, производители просто хотят сделать товар более привлекательным для покупателей. Впрочем, микропластик далеко не всегда виден: незаметные глазу частицы часто добавляют в скрабы, пилинги и зубные пасты для усиления очищающего эффекта.
Отказаться от использования пластиковых бутылок, автомобильных шин и прочего – шаг сложный и дорогостоящий, однако перестать покупать хотя бы уходовую косметику с микропластиком в составе можно уже сегодня. К тому же многие производители используют экологичные аналоги.
«Я всегда рекомендую своим пациентам внимательно изучать составы косметических средств перед покупкой. Самые распространенные ингредиенты, означающие наличие пластиковых микрочастиц – это полиэтилен (PE) и полипропилен (PP). Также стоит обратить внимание на наличие в составе продукта следующих веществ: нейлон, полимолочная кислота (PA), полиметилметакрилат (PMMA) и полиэтилентерефталат (PET). Естественными аналогами микропластика в составе средств-эксфолиантов являются овсяные хлопья, молотая скорлупа ореха, сахар и соль», – добавила Майя Парфёнова.