Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Маркетинговый ход, Netflix и бородатый Козловский: Алексей Герман-младший рассказал, как снимал «Довлатова»

Все проще, чем казалось зрителям

Сергей Довлатов является одним из самых любимых, публикуемых и читаемых советских писателей, однако фильмов о нем почти не снимают. Вероятно, поэтому картина «Довлатов» 2018 года вызвала огромный интерес, как в России, так и за рубежом. Фильм получил «Серебряного медведя» и приз независимого жюри газеты Berliner Morgenpost на Берлинском кинофестивале, а также «Золотого орла» и «Нику». А главное – всего лишь за 11 дней проката стал самым кассовым фестивальным фильмом за всю постсоветскую историю.

Режиссер Алексей Герман-младший рассказал «Петербургскому дневнику», почему отдал главную роль сербу, как уговорил Данилу Козловского нарядиться в хиппи, а также снимет ли он фильмы про Иосифа Бродского и Анатолия Собчака.

Антибайопик

– Ваш фильм мало соприкасается с реальной жизнью Сергея Довлатова, почему так?

– Дочь Сергея Довлатова Екатерина, кажется, в 2009-2010 году через продюсера Артема Васильева предложила экранизировать папу. Я тогда был занят другими съемками, но начал перечитывать Довлатова и осознал, что просто не представляю, как можно экранизировать его жизнь. Многие воспринимают его книги почти документальными, однако, по-моему, это некое социальное фэнтези. Лирический герой произведений Довлатова очень мало совпадает с реальным человеком. Из крайне работоспособного глубокого сложного человека Сергей Донатович превратился в некого хипстера, стал более уютным, необязательным, алкоголическим. В жизни же он много работал, постоянно совершенствовал стилистику, у него было очень много сомнений и мучений.

Осознав все это, я подумал, почему бы не снять такую же выдуманную биографию, какой-нибудь антибайопик, поэтому фильм «Довлатов» не имеет никакого отношения к реальной жизни, конечно, некоторые совпадения есть, но история выдуманная. Она могла бы произойти, но не произошла.

– В интервью вы рассказывали, что старались максимально воссоздать историческую обстановку 70-х годов, вы даже искали те самые крышечки от кефира. Зачем это все, если снимаете антибайопик?

– Мы действительно потратили очень много сил и времени на создание декораций. В фильме нет ни одного дома, по цвету отличающегося от того, какими они были в 70-х. Таким образом, мы пытались рассказать выдуманную историю так, как будто она настоящая. Не все поняли замысел, поэтому мы получили несколько «красочных» отзывов от тех, кто ждал документальных точностей.

Когда был Козловский был маленький

– Как долго вы подбирали актеров на главные роли и почему Довлатова сыграл сербский актер Милан Марич?

– Честно говоря, мы немного драматизировали поиски актеров и специально до последнего скрывали, кто сыграет главную роль. Это было правильно с точки зрения медиапродвижения, особенно с учетом того, что на рекламу бюджета у нас почти не было, хотя нам очень помогли Первый канал и «Яндекс». Актеров на главные роли мы нашли, кажется, месяцев за пять.

На роль Довлатова пробовалось множество актеров. Из российских ближе всех оказался Иван Ургант, однако он работает на Первом канале, у него очень плотный график и снимать его было бы сложно. После мы начали активно искать Довлатова за границей: в Израиле, Германии, Армении, Болгарии и многих других странах. Актриса сербского происхождения Даниэла Стоянович, супруга композитора нашего фильма Андрея Суротдинова, подсказала нам несколько хороших актеров из Сербии. Одного мы пригласили на пробы, но он сломал ногу и не смог прилететь, а Милан Марич смог. После первых же проб стало ясно, что он идеальный Довлатов. Они кстати внешне похожи, поэтому Милану Маричу надо было изменить только прическу, какого-то сложного грима не требовалось.

Артура Бесчастного на не менее важную роль Иосифа Бродского предложил генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.

– Для фестивального фильма в «Довлатове» как-то много суперизвестных растиражированных актеров, которые, несмотря на бесспорный талант, несколько «приелись» зрителям. Не переживали о том, что они могут сделать картину несколько попсовой?

– Я выбираю актеров не по известности, а по энергетике. С Данилой Козловским мы познакомились, когда он снимался в сериалах и был абсолютно неизвестным актером. Я помню юного застенчивого Даню в прыщах, когда перед каждым дублем он целовал кольцо, подаренное ему девушкой. Кажется, тогда он собирался прожить с ней жизнь. Не буду называть ее фамилию, это не наше дело. Свою первую «взрослую» роль он сыграл в моем фильме «Гарпастум», и я уверен в нем как в актере. Если вы спрашиваете про Светлану Ходченкову, то могу сказать, что она просто очень хорошая актриса.

Подчеркну, что никого уговаривать мне не пришлось, все актеры быстро соглашались работать.

– Легко было уговорить Данилу Козловского надеть одежду хиппи, которую носит его персонаж Давид?

– Легко. Проблема была в том, что он снимался параллельно в каком-то другом проекте, ради которого отрастил бороду. В итоге он был согласен на все, но только не бриться. Мы искали ему такой американизированный образ, который не диссонировал бы с бородой, изучали американскую моду 70-х. В итоге, на мой взгляд, вышло прекрасно, и борода даже придавала Давиду характер.

– Вы очень часто снимаете Чулпан Хаматову, почему в этой картине не нашлось для нее роли?

– Я хотел, чтобы она сыграла жену нашего Довлатова, но мы просто не сошлись по графикам.

Да хоть про Собчака

– В вашем фильме очень много деятелей культуры, однако помимо Довлатова лучше всего прорисован Иосиф Бродский. Вообще создается впечатление, что это заявка на какой-то другой фильм, где главным персонажем будет уже Бродский.

– Бродский и Довлатов – это уже некая петербургская мифологема, кроме того их судьбы схожи: оба эмигрировали, оба рано умерли и были несчастными людьми. Но при этом они абсолютно разные люди.

Кроме того, Иосиф Бродский был очень важен для международного проката, ведь его за границей знают гораздо лучше, чем Сергея Довлатова. И мы не прогадали – нашим фильмом заинтересовался стриминговый сервис Netflix. Зарубежный прокат принес нам очень хорошую прибыль, однако точных цифр назвать не могу – коммерческая тайна.

Я бы с удовольствием снял не только фильм про Иосифа Бродского, но и целую серию картин, чтобы получилась эдакая панорама петербургской и ленинградской жизни. Я бы нашел проводников каждой из эпох и через них рассказал бы историю нашего города. Проводниками могли бы стать Федор Достоевский, Александр Блок, Анна Ахматова, Иосиф Бродский, хотя совсем необязательно замыкаться на литературе, мне было бы интересно поработать над фильмом про первого и единственного мэра Петербурга Анатолия Собчака. Это было бы круто, однако я не думаю, что в России есть на все это деньги. Плюс, например, для фильма про Собчака мне нужно изучить его семью, пообщаться с родственниками, а я не думаю, что они к этому готовы. Но подчеркну, что все это просто мысли вслух, а не какие-то реальные планы.

– Но фильм про Ахматову вы же планируете снять?

– Да, потому что фильм о ней можно снять локально в Комарово, именно там, на даче, она провела свои последние годы. Но я пока только думаю над этим, потому что сейчас все силы и время занимает проект «Воздух».

Удачный маркетинговый ход

– Почему прокат фильма шел всего 11 дней, а изначально планировался вообще четыре дня?

– Потому что никто не верил, что фильм может привлечь так много людей. Даже после того, как проектом заинтересовался Netflix, были сомнения. В итоге мы получили гораздо меньше залов, чем нам надо было.

– Многие уверены, что это был маркетинговый трюк: вы искусственно создали дефицит, чтобы привлечь как можно больше людей.

– Лично я ничего не создавал, все вопросы к продюсерам. Но да, получив мало залов, мы решили устроить эдакие гастроли нашего фильма. Никого же не удивляет, когда театр приезжает в какой-нибудь город всего на неделю, дает несколько спектаклей и уезжает. Надо сказать, идея сработала.

– Сеть кинотеатров «Москино» снова покажет ваш фильм в честь дня рождения Сергея Довлатова. Почему в Петербурге фильм больше не показывали? И это при том, что у нас с 2016 года проходит целый фестиваль, посвященный писателю, – «День Д».

– Повторный показ в столице – это идея и инициатива «Москино»: мне просто предложили, и я согласился. В Петербурге мне никто ничего не предлагал.

Ко «Дню Д» я отношусь спокойно. Идея, безусловно, хорошая, но, на мой взгляд, недоработанная. Жаль, что организаторы не договорились с домом Довлатова, видимо, команда Льва Лурье не нашла слов, которые убедили бы жителей дома, а они, в свою очередь, не захотели услышать. Я думаю, что со временем все станет лучше, ведь фестиваль только в начале своей истории.