«Мы будем отговаривать клиентов от вертолетных экскурсий на Камчатке»: туркомпании рассказали, как работают с полуостровом
На Камчатке рухнул вертолет. На борту находились 13 туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, а также три члена экипажа. Восемь человек удалось спасти, они получают необходимую медицинскую помощь. Остальные оказались на глубине 137 метров в Курильском озере – одном из самых популярных туристических мест Камчатского края. «Петербургский дневник» выяснил, как отдохнуть на Камчатке и насколько опасен этот отдых.
Без посредников никак
Туристический потенциал Камчатки трудно переоценить, однако спрос на такой отдых точно никогда не будет массовым. «Зимой туда ездят, чтобы кататься на лыжах и сноубордах, летом там хорошие рыбалка и серфинг. Там невероятно богатая, красивая природа: горы, гейзеры, вулкан. Однако путешествие не из дешевых, поэтому конкретно в нашей компании большого спроса на Камчатку никогда не было», – рассказала руководитель отдела въездного и внутреннего туризма компании «Звезды путешествий» Алеся Попова.
Она отметила, что на данный момент тур на девять дней и восемь ночей с перелетом из Москвы стартует от 185 тысяч рублей. «За эти же деньги можно слетать на Мальдивы», – добавила эксперт.
В компании «Бон Тур» рассказали, что без учета перелета цены на путевки на Камчатку начинаются от 90 тысяч рублей. «Перелет из Петербурга в Петропавловск-Камчатский и обратно на одного человека с багажом в прошлом году стоил около 35 тысяч рублей. В этом же году мы дешевле 74 тысяч рублей цен еще не видели. Сложив все, мы получаем стоимость поездки в Исландию. Тем не менее у нас всегда был спрос на Камчатку, а после начала пандемии он дополнительно подрос», – рассказала руководитель направления «Кавказ и Дальний Восток» компании «Бон Тур» Ольга Классен.
Она отметила, что в путевку за 90 тысяч не входят дорогостоящие «летные» развлечения. «Среди туристов наибольшей популярностью пользуются вертолетные экскурсии в Долину гейзеров и на то самое Курильское озеро. Я не знаю, сколько заплатили за полет пассажиры затонувшего вертолета, но, по нашим данным, цена может варьироваться от 46 до 50 тысяч рублей на человека», – сообщила Ольга Классен.
Как выяснилось, туристические компании, которые продают путевки на Камчатку, в большинстве своем не сами составляют экскурсионную программу, а ищут посредников.
«Мы работаем следующим образом: к нам обращаются туристы, а мы – в компании, которые находятся непосредственно на Камчатке. Мы контролируем перелет людей, подбираем гостиницы, а на месте людей уже встречают посредники, они же занимаются организацией экскурсий, в том числе вертолетных. Это происходит потому, что из Москвы или Петербурга невозможно решить некоторые вопросы, мы банально не можем оценить погодные условия и сказать, можно сегодня провести вертолетную экскурсию или нет», – рассказала Алеся Попова.
Эксперт отметила, что перенос экскурсий для Камчатки – обычное явление. «Многое зависит от погодных условий – естественно, что в ураган вертолеты летать не должны, поэтому при необходимости экскурсии просто переносят на другой день. Мы проговариваем это со своими клиентами, чтобы они были к этому готовы», – сказала она.
Ольга Классен отметила, что «Бон Тур» тоже выбор вертолета для своих клиентов доверяет местным. «За организацию вертолетных и других экскурсий отвечает встречающая сторона, и именно она несет за это ответственность. Но перед вылетом мы всегда инструктируем клиентов обо всех опасностях, которые могут грозить, потому что отдых на Камчатке можно назвать экстремальным. Там и погодные условия не всегда благоприятные, и вулкан есть, и землетрясения бывают. Лично я сама пережила четырехбалльное землетрясение, и это очень страшно», – сообщила она.
Именно поэтому игроки туриндустрии советуют всем застраховать жизнь и здоровье перед полетом на Камчатку. Кстати, все пассажиры рухнувшего Ми-8 были застрахованы. Конечно, погибших это не вернет, но выжившие, а также родственники умерших могут рассчитывать на выплаты. Их размер пока неизвестен.
Что делать и кто виноват?
Следственный комитет РФ уже возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»), однако официальных версий крушения вертолета не озвучил. Тем не менее, по неофициальным данным, причиной катастрофы стала ошибка пилота, которую он допустил из-за плохой видимости.
«Лично у меня тут вопрос именно к тем, кто разрешил полет при плохой видимости, ведь за это отвечают явно не туристические компании. Мы, со своей стороны, никак не можем гарантировать клиентам безопасность во время летных экскурсий, поэтому, наверное, будем отговаривать их именно от вертолетов», – сообщила Алеся Попова.
Ольга Классен отметила, что повысить безопасность на Камчатке можно, повысив уровень сервиса в целом.
«Я была там лично, поэтому видела очень плохие гостиницы, ночь в которых продается по цене фешенебельных европейских пятизвездочных отелей. Туристов возят по разбитым дорогам. Сейчас люди ездят на полуостров, потому что там действительно уникальная природа и очень красиво, но если бы государство вложилось в развитие туриндустрии, то мы бы получили уникальный качественный курорт. Это проблема не только Камчатки, но и, например, озера Байкал или Алтайского края. Главное, чтобы после финансовых вливаний цены на отдых в этих красивых местах не выросли еще в три раза», – считает она.
Мнение эксперта
Авиационный журналист Андрей Меньшенин: «К крушению всегда приводит совокупность факторов, которые совпали в одном месте в одно время, не бывает какой-то одной причины. Плохие метеоусловия являются одним из факторов, которые часто могут ухудшить развитие ситуации. Но чтобы дело дошло до крушения, нужно, например, чтобы командир воздушного судна принял решение выполнять полет в таких условиях, отклонился от маршрута или отказали бы какие-то важные системы и так далее. Так что до окончания работы комиссии по расследованию авиационного происшествия мы не можем знать, какие именно факторы привели к печальному исходу. Любые рассуждения на эту тему будут являться спекуляцией».