Как цифровизация изменила работу общественного транспорта
Петербургский общественный транспорт от ленинградского отличают не только модели и марки автобусов, троллейбусов, трамваев и вагонов метро. Внутри салонов валидаторы заменили компостеры, а расписание на остановке теперь можно уточнить в телефоне. Но эксперты уверены, что до совершенства еще путь не близок.
ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА
Цифровизация общественного транспорта напрямую не связана с грядущей транспортной реформой, для которой меняются схемы маршрутов, подвижной состав и взаимоотношения с перевозчиками. Контракты с последними станут жесткими, а из автопарка уйдут маршрутки.
Маршрутки в пример пользовательской истории, в которой не каждый готов сходу разобраться, в беседе с «Петербургским дневником» привел эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников.
«Для меня образцом является немецкая система организации общественного транспорта. До них нам далеко. У нас пока все работает не очень точно и понятно. У нас до сих пор не отменили маршрутки. В Европе, если ты покупаешь билет на общественный транспорт, то он должен работать во всем транспорте, если речь не идет об экскурсионных маршрутах. А у нас условный иностранец не понимает, почему на одном автобусе можно, на другом – нельзя, и на третьем, чтобы выйти, нужно и вовсе сказать по-русски водителю, в каком месте остановить. Это вроде не совсем цифровизация, но это пользовательская история, которая важна. В этом плане нам есть, куда развиваться», – считает он.
Транспортная реформа, как ожидается, добавит Петербургу еще и тарифа для пересадок – на 60 минут. А сам «Подорожник» станет еще и приложением.
ЕДИНЫЙ ПОДХОД
Цифровым сервисам общественного транспорта Петербурга, как полагает Резников, не хватает, прежде всего, всеобъемлемости. Геолокацию автобусов можно посмотреть, но только в сторонних приложениях и не всю.
«Эти данные выгружаются в «Яндекс», на другие ресурсы, но на городском портале до сих пор транспорт как не отражался, так и не отражается. Да, «Яндекс» показывает. Но далеко не сто процентов социальных маршрутов и не маршрутки. Все локации общественного транспорта не показаны ни на одном ресурсе», – напомнил он.
Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом в Петербурге (КИСУ ГППТ), должна была заработать в Петербурге еще в прошлом году, но подрядчик не справился. Но от идеи единой информационной системы управления городским транспортом в Смольном не отказались.
«Мы находимся на этапе рассмотрения разных вариантов информационных систем управления городским транспортом и определяем лучшие практики и инновации, которые необходимы Петербургу и будут включены в техзадание на разработку системы управления транспортом», – объясняли в Комтрансе.
С тем, что цифровизацию общественного транспорта Петербурга стоит продолжать, согласен председатель комиссии по благоустройству, транспорту, экологии и урбанистике Общественной палаты Петербурга Валерий Солдунов.
«Общество развивается, назад дороги нет, – заметил он. – Если мы не будем внедрять передовые методы в нашу непосредственную жизнь, в том числе и общественный транспорт, то мы будем сильно отставать. Сейчас общественным транспортом пользуется не только молодежь, но и люди пожилого возраста. И, к большому сожалению, не все могут освоить те моменты и предложения, чтобы комфортно себя чувствовать. Это зависит от конкретного человека, будет ли он обучаться. Но у тотальной неграмотности есть небольшой подводный камень. Среднее поколение, и особенно молодежь с молоком матери все это впитывает, и они уже живут в цифровом мире. С ними каких-то нюансов и сложностей не будет».