В Петропавловской крепости объяснили, откуда взялся «кирпичный принт» на Иоанновском равелине
Реставрация Петропавловской крепости вызвала жаркую дискуссию в «Живом журнале» одного известного блогера на прошедших выходных. Автор поста заявил, сопроводив материал фотографиями, что реставрационные работы в крепости прошли, мягко сказать, некачественно: якобы на историческую кирпичную кладку наклеили «какие-то панели с принтом кирпича», а за уборкой мусора близ гранитных стен не следят. «Петербургский дневник» отправился на экскурсию в один из символов Петербурга, чтобы разобраться, в каком на самом деле состоянии находится крепость.
Реставрация идет круглый год
Как рассказала «ПД» начальник отдела капитального ремонта и реставрации Государственного музея истории Санкт-Петербурга Ольга Куликова, реставрация Петропавловской крепости идет постоянно. Процесс стартовал еще в 2006 году и, по сути, стал первой масштабной реставрацией за более чем 300-летнюю историю крепости. В рамках проекта были выполнены работы по фасадам Петровской куртины, центральной аллеи и многих бастионов. «Например, в прошлом году закончилась реставрация здания дирекции, фасадов Инженерного дома. В позапрошлом году – реставрация Комендантского дома. 13 лет – это достаточно длительный срок, лишь некоторые фасады находятся в неудовлетворительном состоянии, большинство не требуют масштабного ремонта, только если локального», – отмечает специалист.
Реставрация фасадов идет исключительно известковым раствором, который ложится на исторический кирпич. Именно его некоторые посетители могли принять за панели с «кирпичным принтом» на Иоанновском равелине. По словам специалиста, это специальный «дышащий» материал, который защищает исторический кирпич от ветра и влаги. «Это не панели. Первым, кто бы наказал нас штрафом от полумиллиона рублей, – это Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). За нами постоянно наблюдают, есть охранные обязательства на каждый объект. Раз в год приходят с осмотром», – рассказала «ПД» Ольга Куликова.
Наиболее масштабные реставрационные работы идут в теплое время года, поскольку постоянные ветры и дожди только усложняют работу реставраторов. К тому же Петропавловская крепость – это остров, грунтовые воды находятся на высоком уровне, так и норовят подпортить здания. Поэтому один из главных моментов связан с гидроизоляцией. «Сделать современную гидроизоляцию на объекте мы не можем, потому что контролирующий орган не разрешает. Внутри и снаружи мы утрамбовываем голубую глину, чтобы она не пропускала воду на глубину от 1 до 2 метров. Мы стараемся минимизировать влагу. Идет своевременный сброс снега. Ежегодно перед зимним периодом осматриваем все крыши. Если есть пробоины, заделываем все протечки, чтобы сохранить интерьеры. Однако снаружи не всегда удается все сохранить», – замечает начальник отдела капитального ремонта и реставрации музея.
Большая часть работ идет в теплое время года. Зимой специалисты музея разрабатывают необходимую документацию, чтобы уже весной начать работы.
«Работы можно проводить и зимой, но это сопровождается определенными затратами на обогрев. Поскольку все фасады покрашены известковой краской, она может ложиться неравномерно на фасад, из-за чего возникают вопросы. Если внимательно посмотреть, отслоения штукатурного слоя происходят либо у металлических конструкций, либо у мест скопления воды. В некоторых местах действительно отходит штукатурка, и музей готов устранить недочеты», – рассказала «ПД» представитель музея.
Не только Петропавловку
Как отмечают в самом музее, на комплексную реставрацию нужны огромные деньги. Большую часть этих средств составляют доходы музея.
«Например, за всю историю существования крепости гранитный фасад в этому году был очищен за счет собственных средств музея», – поведала Ольга Куликова.
Еще один миф, который развеяли в музее, связан с «отрывками», где исторический кирпич встречается с новой кладкой: у некоторых складывается впечатление, что куски кирпича будто отвалились. На самом деле это не так.
«В реставрации есть такое понятие, как музеефикация. Людям, которые интересуются реставрацией и историей, будет интересно увидеть кусочки исторической кладки. Специально оставляют квадратики с новой кладкой, чтобы показать, как было и как стало. Трещины в штукатурке – это также абсолютно нормальный процесс. Толщина штукатурного намета может достигать до 10 сантиметров», – замечают в музее.
А вот за количеством мусора, который забывают убирать туристы, музей следить не успевает. Почти ежедневно у гранитного фасада появляются картонки, пакеты и бутылки. А как бороться с таким поведением людей, в музее не знают.
Каждый год Государственный музей истории Петербурга просит у города около миллиарда рублей на реставрацию объектов, однако средств получает меньше. При этом в реставрации нуждается не только Петропавловская крепость: в ведении музея находятся музеи Блока, Кирова, дом Матюшина, Музей печати, крепость Орешек, Конюшенное ведомство.
«Мы не даем крепости Орешек рухнуть, а, между прочим, это единственная крепость в стране, которой будет 700 лет», – рассказала «Петербургскому дневнику» Ольга Куликова.
Также музей ведет работу по сохранению интерьерной части Петропавловки. «Два года на реставрации находился Ботный дом. Сначала были сделаны фасады, потом интерьер. В доме 11 идет реставрация фасадов и крыши, а также внутренних помещений с заменой перекрытий, реставрацией штукатурки, решалась проблема с инженерными сетями», – подчеркнули в Музее истории Петербурга.
КГИОП: стены Петропавловской крепости постоянно ремонтировали, поскольку они не защищены от осадков
В Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры объяснили, что Петропавловская крепость – это фортификационное сооружение, поэтому стены объекта не защищены от атмосферных осадков. Именно поэтому в течение всего периода бытования стены постоянно подвергались ремонтам.
«В 1990-е годы специалисты института Ленпроектреставрация в ходе научных исследований обнаружили фрагмент штукатурки с разделкой «под кирпич» и разработали проект реставрации стен по аналогичной методике, то есть с разделкой «под кирпич» и окраской известью. Основной объем реставрации стен, которую на днях заметил блогер, проводился с 2005-го по 2007 год. Гарантийный срок реставрации штукатурного слоя составляет до 5 лет», – подчеркнули в комитете.
В разговоре с «ПД» директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин также отмечал, что, по требованиям, они обязаны использовать технологию того времени, когда создавался объект. Хотя эти технологии устарели.