Рекламный рынок Петербурга - на пороге возможного сноса
Постановление, которое определяет обязательный характер ГОСТов, регулирующих размещение рекламы на автодорогах, было принято Правительством РФ 29 сентября. С 1 марта 2016 года рекламные конструкции нельзя будет размещать на разделительной полосе, над дорогами и ближе 5 м от края проезжей части.
Сейчас этим условиям не соответствует львиная доля всех носителей в Петербурге и подлежит демонтажу. "Постановление Правительства РФ обязывает демонтировать такие конструкции, и мы обязаны исполнять это решение", - отметил председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга Сергей Серезлеев. По его словам, сейчас вне правового поля в городе оказались 12 тысяч рекламных конструкций. "Все они будут демонтированы в судебном порядке. К ноябрю мы планируем получить все исполнительные листы. Судебные приставы уже демонтировали 2000 рекламных конструкций", - сообщил он. По его данным, если в постановление правительства РФ не будут внесены изменения, то в городе останется всего 500 мест для размещения информации.
Между тем, поступления в бюджет города от рынка наружной рекламы составляют около 900 млн руб в год. "В 2016 году, по данным комитета финансов, в общей доле доходов поступления от рекламы не будут учитываться", - отметил Сергей Серезлеев.
На прошлой неделе губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обратился с письмом к председателю Правительства России Дмитрию Медведеву и спикеру Госдумы РФ Сергею Нарышкину, в котором просит смягчить требования ГОСТОв. Известно, что просьбой исключить из перечня ГОСТов наиболее одиозные нормы, готово обратиться и руководство Москвы. После вступления в силe постановления правительства РФ рынок наружной рекламы Москвы столкнулся с небывалыми трудностями - более 80% заключенных договоров на сумму 100 млрд рублей оказались вне правового поля.
Возможные поправки в новый ГОСТ, которые готов предложить Петербург, обсуждали на общественных слушаниях в Законодательном собрании Петербурга.
"Рекламный рынок – это не только бизнес, это несколько тысяч человек, которые являются работниками и рекламных компаний, и смежных организации", - отметил депутат Виталий Милонов, который выразил опасение, что новые правила могут иметь самые негативные социальные и экономические последствия для всей отрасли.
Впрочем, Дмитрий Крючков, исполнительные секретарь отраслевого отделения по рекламе федерального отраслевого совета общественной организации "Деловая Россия" призвал не драматизировать ситуацию - в ГОСТе указываются только некоторые позиции, где нельзя распространять рекламу. "Российская Федерация несет международные обязательства по формированию единых правил дорожного движения и единых требования к безопасности дорожного движения", - подчеркнул он.
В этих условиях реклама поменяет хоть формат, но останется. "ГОСТ уберет устаревшие конструкции, которые угрожают безопасности движения", - рассказал Крючков, напомнив, что часть конструкций были выставлена еще в 90-е годы и имеют высокую степень износа.
С такими мнение участники дискуссии не согласились. Сергей Серезлеев отметил, что ГОСТ регулирует место установки рекламных конструкций, а не их размеры и тем более возраст.
Сам Дмитрий Крючков далее привел цифры, которые вызвали у экспертов еще большее недоумение: "по некоторым данным, 300 человек в год погибают в авариях, при столкновении с рекламными конструкциями".
"А есть ли статистика по столкновениям с деревьями, ларьками, павильонами остановок общественного транспорта? Чем отличаются столбы рекламы коммерческой и рекламы социальной?", - парировал Владимир Рябовол, генеральный директор компании "Оутдор Медиа Менеджмент". Он отметил, что ни одно ни политическое, ни спортивное событие не обходится без участия средств наружной рекламы. "И нам не понятна запретительная позиция. ГОСТы могут уничтожить целую отрасль", - заметил Владимир Рябовол.
С ним согласен и его коллега Кирилл Опарин, председатель Комитета по рекламе Санкт-Петербургской ТПП. "На рынке наружной рекламы представлены компании малого и среднего бизнеса. Отрасль сильно зарегулирована, появилось много ограничительных законов. Но ГОСТы могут поставить на ней крест", - заявил он. Кроме того, он сослался на данные исследований, согласно которым отвлечение внимания на рекламу по доле времени занимает 18 место по сравнению другими факторами отвлечения внимания водителя на дороге. В исследовании утверждается, что требования об удаленности конструкции не находятся обязательно в прямой связи с причинами ДТП – рекламные конструкции не мешают автомобилистам.
По мнению депутата Законодательного Собрания Марины Шишкиной необходимо поручить комиссии Законодательного Собрания по образованию, культуре и науке повторно обсудить вопрос правового регулирования рынка наружной рекламы в Санкт-Петербурге и не позднее чем через месяц выработать единую позицию по дальнейшему развитию этой отрасли в городе.
Сейчас в Петербурге готовятся активно отстаивать свою точку зрения и предлагать поправки в ГОСТ. Кроме того, что отрасль обеспечивает рабочие места, в условиях кризиса городу важно не потерять эти доходы.