Боб Дилан русского рока
Борис Гребенщиков – это одновременно и Лу Рид, и Дэвид Боуи, и Боб Дилан русского рока.
Боб Дилан не так давно получил Нобелевскую премию по литературе с такой формулировкой: «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Гребенщиков по этой аналогии достоин трех Нобелевок, потому что столько, сколько сделал он для «российской песенной традиции», сделал мало кто.
Он был и бунтарем, и философом, и модернистом, и поборником традиций, и гуру, и тонким поэтом с ранимой душой.
Он был и артистом с тысячью масок, и несгибаемым колоссом.
Он стал легендой еще в советские времена, но нашел в себе силы меняться, не бронзоветь и остаться актуальным по сей день.
Борису Гребенщикову исполняется 66 лет. Хотя у него, кажется, уже давно нет возраста. Кажется, он был всегда и всегда будет. Потому что он уже больше, чем бунтарь, философ или музыкант. Он такой же символ искусства нашей страны, каким был, например, Высоцкий.
Когда-нибудь его именем назовут станцию метро или аэропорт. Но это даже не так важно. Важно то, что нам выпало счастье быть его современниками.
К 65-летию Гребенщикова «Петербургский дневник» подготовил большой материал о жизни Бориса Борисовича.
Основные даты из жизни БГ
27 ноября 1953 года – родился в Ленинграде.
1971 год – Борис Гребенщиков окончил физико-математическую школу № 239.
1972 год – Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум».
Весна 1980 года – после выступления на Тбилисском рок-фестивале, который проходил в марте 1980 года, был исключен из комсомола, снят с должности младшего научного сотрудника в НИИ, уволен с работы.
1981 год – вышел первый полноценный самиздатовский альбом в истории русского рока, с обложкой, записанный в студии, – «Синий альбом» «Аквариума».
1982 год – спродюсировал первый альбом группы «Кино» – «45».
1987 год – вышла первая официальная пластинка «Аквариума» в СССР.
1989 год – выпустил англоязычный альбом Radio Silence.
1992 год – через год после официального роспуска группы Гребенщиков собирает новый состав «Аквариума».
2003 год – 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле.
8 января 2009 года – в Берлине сделана операция по шунтированию сердца.
2018 год – вышел очередной альбом БГ.
фото Андрея Усова, официальная группа БГ «ВКонтакте»
Джордж и Боб
Группу «Аквариум» создали два человека: Борис Гребенщиков, он же «Боб», и Анатолий Гуницкий, известный также как «Джордж». Точной даты основания группы никто не помнит, но считается, что это произошло летом 1972 года.
В 1975 году Анатолий Гуницкий оставил группу, посвятив свою жизнь театру и литературе. Тем не менее Анатолий Августович признается в своей книге «Осторожно! Играет "Аквариум"!»: «"Аквариум" – по-прежнему есть существенная часть моей жизни».
«Существует полуофициальная версия, согласно которой «Аквариум» начал свой жизненный путь 6 июля 1972 года. Я не совсем уверен, вернее, не до конца уверен в том, что дата эта соответствует истинному положению дел, а с другой стороны, никто из нас двоих – ни Боб, ни я – не сможет назвать точное число. Попробуй вспомни теперь, какое же оно было, когда автобус 31 повернул с проспекта Славы на Будапештскую улицу... А в этом автобусе я и Боб ехали в гости к одному знакомому грузину, который умел играть на басу», – Джордж Гуницкий.
– Борис хотел группу с самого начала. Ему нравилось писать какие-то песни, играть на гитаре, он даже сольно где-то выступал. Для Бори было очень важно стать музыкантом, сделать команду, чтобы играть с ней концерты. Так что возникновение «Аквариума» для него было естественным порывом. Да и для меня тоже, ведь мы с ним очень близко, тесно дружили, – вспоминает Анатолий Гуницкий. – Я тогда играл на барабанах, хотя в группе был совершенно символическим барабанщиком – так, для первых лет. Я обладал хорошим чувством ритма, но не стал это развивать. Я и на гитаре играл примитивно, знал полтора-два аккорда, которые можно услышать в нашем первом альбоме «Искушение святого Аквариума».
– Прозвище «Джордж» вам дал Борис Борисович или вы сами придумали?
– Меня Боря так назвал. Боб однажды решил, что я похож на Джорджа Харрисона из группы The Beatles. Харрисона мы больше всех любили, для нас это был святой человек. Мне не довелось с ним вживую пообщаться, а Боря с ним встречался в Англии. Постепенно Джорджем меня стали звать абсолютно все, хотя у меня нет прямой аналогии с этим именем. А Борис – Боб – понятно.
– Какие интересы вас в то время объединяли?
– И в детстве, и в юности мы с Борисом слушали примерно одну и ту же музыку. В основном, конечно, западную. Мы ходили в один литературный кружок. Его вела Ася Львовна Майзель – известный литератор и поэтесса. Ася Львовна давала нам большой стимул к писательству: у нее было свободное мышление, она отлично понимала литературу, чувствовала культуру и рассказывала нам про таких писателей, которых в советское время еще практически никто не знал. Платонова, Бабеля, например. Это оказало на нас огромное влияние.
К слову, из всех ребят, которые к ней ходили, только мы с Борисом и продолжили серьезно заниматься писательством, поэзией.
В целом мы были достаточно пытливыми юношами. Интересовались всем, что в те годы «выскакивало» в музыке, кино, литературе. Помню, когда в кинотеатрах появились «Сталкер», «Зеркало» Тарковского, «О, счастливчик!», это было событием. В ДК Кирова показывали старые фильмы, которые не шли в массовом прокате. Мы и туда ездили. Вообще следили за тем, что было близко нам по идеям… Старались мыслить не по стандарту.
– А на чем основывается некий «абсурдизм» в песнях раннего «Аквариума»? В том числе в тех текстах, которые вы написали.
– В первую очередь на пьесах Сэмюэля Беккета. В те годы у нас еще не было никакого издательского потока, но кое-что выходило в журналах. Первый раз я прочитал пьесу Беккета в журнале «Иностранная литература», который взял, кстати, у Бориса дома. Потом еще возникли пьесы Ионеско.
Эта парадоксальная культура абсурдизма, выходящая за грани привычного, как-то зацепила меня и очень многое определила. До сих пор, хочу я этого или нет, абсурдизм отражается в моем творчестве, поэзии. И в моих ранних текстах для «Аквариума» он, конечно, тоже присутствовал.
– Почему ваш первый альбом – «Искушение святого Аквариума» Борис Гребенщиков назвал «извращениями двух идиотов»?
– Ну, это он в шутку сказал, конечно. (Смеется.)
Дело в том, что мы собирались записать альбом, но не знали, на чем и где этим заниматься. В итоге пошли записываться в университете, где Борис учился на факультете прикладной математики. Мы получили там комнатку для репетиций, которая попала в наше пользование до 1975 года. В ней по вечерам стояла аппаратура.
Мы писали материал в несколько сессий на катушечный магнитофон «Днепр» – только такие были в ходу в то время. Писали вдвоем, хотя на записи кроме наших звучат голоса других людей. Потом мы делали какие-то наложения с помощью самопального микшера, который одолжили у группы «Россияне».
Получилось, конечно, весело. Это такая комнатная психоделия, или камерная шизофрения. Но абсолютно все задатки группы в этом альбоме уже были заложены. И кроме психоделических Борис поет в нем и свои лирические песни.
Когда мы давали послушать «Искушение…» друзьям и знакомым музыкантам, у них, честно говоря, немного «сносило крышу». Тем не менее мы гордились, что все-таки сделали запись, создали первый альбом.
– Удивляло ли вас когда-нибудь то, что «Аквариум» делал в дальнейшем, уже без вашего участия в группе?
– Нет, я всегда понимал, что «Аквариум» – это продукт естественного развития. Боря об этом мечтал, и он это получил. Другое дело, что я не сразу понял одну штуку, которую заметил в 2000 году. Группа всегда имела определенный костяк: Михаил Файнштейн, Дюша Романов, Сева Гаккель. Понятно, что Боря впереди всех, но без этих людей невозможно было представить «Аквариум». И тут я сходил на концерт в ДК Ленсовета, смотрю – «Аквариума» нет в прежнем виде: есть Борис и аккомпаниаторы. Так осталось и до сих пор… Хотя в группе, несомненно, есть прекрасные музыканты.
– Анатолий Августович, общаетесь ли вы сейчас с Борисом Борисовичем?
– Общаемся, но чаще через Facebook, потому что он постоянно гастролирует по миру, довольно насыщенно. Мы не потеряли связь, но у нас разные дела, разная жизнь.
– Сохраняет ли «Аквариум» некую философию, заложенную еще у самых истоков группы?
– Я очень рад, что группа продолжает свое бытие. Что будет дальше – никто не знает. Она меняет свой облик, в ней появляются новые музыканты, возникают различные проекты. При этом Борис на концертах часто поет старые песни, которые были хитами, а затем растворились во времени, но он все равно про них помнит. Это говорит о том, что философия группы сохраняется по сей день. Мы закладывали в группу некоторые законы, постулаты. Они забавные, но они призывают жить и мыслить как-то по-своему, а не так, как все вокруг. Это наложило на «Аквариум» и тогда, и потом достаточно сильное влияние.
«БГ все больше и больше стремится петь о метаморфозах духа, ведь, в самом деле, "небо становится ближе с каждым днем"», – Джордж Гуницкий, воспоминания из книги «Осторожно! Играет "Аквариум"!».
Из архива Анатолия Гуницкого
Андрей «Вилли» Усов о БГ
Андрей «Вилли» Усов – известный фотохудожник и фотолетописец российского рока, друг Бориса Гребенщикова и Майка Науменко с 1975 года:
– Мое знакомство с Борисом Гребенщиковым могло бы не произойти, если б в 1972 году я не познакомился с Севой Гаккелем (Всеволод Гаккель – виолончелист и вокалист группы «Аквариум». – Ред.). Сева был другом Андрея Колесова – главного вокалиста моей группы «Ассоциация скорбящих». Благодаря Андрею мы с Севой и подружились.
Сева тогда играл на виолончели в группе «Акварели». В марте 1975 года «Акварели» «озвучивали» лекцию музыковеда Владимира Фейертага в клубе книголюбов «Эврика».
На своей лекции Фейертаг представляет гитариста Александра Ляпина, называет его «нашим будущим Джимми Хендриксом». Далее демонстрирует дуэт – Андрей Романов и Борис Гребенщиков, они называют себя «Аквариум» и исполняют песню «Вудсток». Затем выступает группа «Акварели». И вот произошло: Сева буквально влюбляется в Борю, а Борис – в Севу. С тех пор они приступают к совместным репетициям. На мой взгляд, Сева фактически изменил звучание группы, потому что самые первые работы Бориса в музыкальном исполнении были уж очень наивными…
Помню, в мае 1975 года я приезжаю к Севе домой и вижу: Боря Гребенщиков на нашей легендарной «луначарской» 12-струнке, а Сева на виолончели ваяют аранжировки, которые потом «войдут в мозг» всем, и все поймут, что на концерте надо не «Deep Purple давай!» кричать, а нужно слушать вот это божество – сочетание акустической гитары, Бориных мыслей, Севиной виолончели и Дюшиной флейты. Вот что тогда рождалось, вот что случилось…
Про «луначарские» гитары
– В 1975-м я разгуливал по Ленинграду с такой же 12-струнной гитарой, как у Гребенщикова. Я ходил с этой гитарой и, конечно, с фотоаппаратом. Я еще не был фотографом, но снимал всегда.
Параллельно строил свою электрическую гитарку, свой «Гибсон Лес Пол». Но в 1978 году понял, что хватит пытаться завоевывать сцену, и продал эту гитару Борису. Она звучит на записи альбома «Аквариума» «Треугольник», и у меня есть фотографии, где Боря на ней играет.
160 рублей – цена 12-струнки – казалась неподъемной. Но как-то раз цену снизили до 98 рублей, и весь город бросился в Гостинку. Ты вдруг осознавал, что у тебя в руках «рояль», грамотно построенное 12-струнное «существо». Наши питерские гитары фабрики Луначарского (я их называю «луначарские дрова») повернули музыкальную историю всей страны, особенно в рок-музыке.
Хотя по сравнению с Москвой мы были совершенно дремучими… Помню, как разинув рты смотрели на московский рок-н-ролл. Пока мы играли на «луначарских дровах», Андрей Макаревич, например, уже играл на «Ямахе» – шикарной японской гитаре.
«Бориса нельзя спрашивать, о чем он поет»
– Бориса ни в коем случае нельзя спрашивать, о чем он поет. Точно попадешь в глупое положение, потому что если ты об этом спрашиваешь, то ты, скорее всего, не понимаешь, что это цитаты, что это определенные «знаки». В своих песнях Боря оставляет точные «вешки», свои «камушки». Он разбрасывает их для тех, кто поймет.
Боря Гребенщиков – конечно, поэт. Это еще Андрей Вознесенский понял и даже написал об этом в своей статье в журнале «Огонек», которая поменяла тогда отношение всей страны к творчеству Бориса.
«А я еще в начале 1980-х всем говорил: «Две буквы – Б и Г. Они будут известны всем – от первоклассника до старушки. Их будет знать вся страна», – Андрей «Вилли» Усов.
В своих словах я нисколько не сомневался. Записывал кассеты с песнями «Аквариума», раздавал людям, говорил: «Слушайте, слушайте!» Это был «Синий альбом» 1981 года – первый настоящий серьезный альбом, ну и «Все Братья-Сестры», который Борис записал вместе с Майком Науменко. Моим любимым Майком… Майк, кстати, все время старался быть рядом с «Аквариумом». Везде, где был Борис, был и Майк, пока у него не образовалась своя группа «Зоопарк».
«Мне кажется, Борис – ранимый человек. С чужими людьми он включает защитное поле»
– Бывали такие ситуации: мы с Борей общались один на один, разговаривали, как нормальные люди, но появлялось третье лицо, и Боря включал совершенно неожиданную, новую для меня ипостась. Как будто щелчок тумблера происходит. Появляется «зритель», и Борис уже не такой доступный, он «играет». Мне кажется, Боря – достаточно ранимый человек, поэтому с чужими людьми включает защитное поле.
Но он никогда не был робким. Помню, на концерте во Дворце молодежи он спел свою легендарную песню «Козлы» перед сидящими в первом ряду комсомольскими вожаками и все расставил по местам. Боря никогда не стеснялся.
«Встреча с Борисом Гребенщиковым изменила мою жизнь», – Андрей «Вилли» Усов.
– Сейчас у Бориса своя интересная накатанная структура жизни. Он стал человеком планеты: ему что в Карнеги-холле выступить, что на улице Одессы – все одно.
Ему повезло пообщаться с умнейшими людьми мира. Борис полифоничен в смысле жизненных интересов, и его знания не поверхностны. Смог же он перевести книги и трактаты…
Встреча с Борисом, по сути, изменила мою жизнь. Он однозначно повлиял на мою судьбу, в том числе на мою известность, потому что я долгое время был фотографом именно «Аквариума», постоянно снимал группу.
Первые оформители альбомов
– Для Бориса я оформил восемь альбомов. Последний из них – «Феодализм».
Вообще, оформлять альбомы мы начали первыми. Даже книга «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира открывается статьей, где написано: «Идея оформлять альбомы пришла Борису Гребенщикову и Андрею Усову».
Идеи для оформления всегда приходили по-разному.
Бывало, я предлагал какие-то свои, не имеющие к музыке никакого отношения картинки, поскольку я много снимал на камеру с квадратным кадром (6 на 6), так как это упрощало задачу. Только первый альбом «Все Братья-Сестры» был снят на узкую пленку «Зенитом», и мне с трудом приходилось выкадровывать картинку, где Майк и Борис смотрят друг на друга, а между ними на ладонях – Будда.
Что касается оформления «Треугольника», то мы специально делали съемку в коридоре, там, где и писали, у Андрея Тропилло. Боря ходил с прикрепленным на затылке отражателем от инфракрасного нагревателя, а за шторой на окне стоял Сева Гаккель.
Боря предложил написать на обложке: «Аквариум. Треугольник. Стерео». Я приступил к работе и вдруг понял, что слово «треугольник» здесь совершенно ни к чему. Я вырезал бумажный треугольничек и вставил его в изображение обложки. Таким образом, слово «треугольник» там отсутствует, но сам треугольник присутствует.
А «Синий альбом» называется синим только потому, что торцы коробок магнитофонных пленок Боря обклеивал синей бумажкой. Все – больше никакого отношения синий альбом к слову «синий» и к музыке вообще не имеет. Боря всегда говорил: «Давай сделаем так, чтобы у всех были только вопросы, надо повсюду ставить загадки!»
Сева и Борис. Архив Андрея Усова
Артемий Троицкий: «Борис повлиял на поэтов»
Артемий Троицкий – советский и российский рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР:
– С Борисом Гребенщиковым мы познакомились в ноябре или декабре 1979 года. Я тогда устраивал рок-фестиваль под Москвой, в городке Черноголовка. Мне хотелось выписать из Ленинграда какую-то новую, свежую группу, которую в Москве еще не слышали. В Москве в то время более или менее знали группу «Мифы», а больше в столице ленинградского рок-н-ролла и не было. Я позвонил Андрею Макаревичу, с которым мы дружили, спросил у него, есть ли в Ленинграде еще кто-то, кроме «Мифов» и «Россиян». Он, подумав, сказал, что есть такая группа, называется «Аквариум», но при этом Андрей заметил, что не знает, можно ли ее считать рок-группой. Он объяснил это тем, что они играют акустическую, камерную музыку, используют флейту, виолончель. Хотя их тексты он назвал очень интересными, даже процитировал что-то из Бориных песен.
– Макаревич дал мне Борин номер телефона, я ему позвонил и спросил, что у них за группа, в каком жанре они играют. Ответ Бориса меня крайне удивил. «Мы играем электрическую музыку, играем панк-рок!» – заверил он. Это совершенно не вязалось с тем, о чем мне сообщил Макаревич, поэтому слова Бориса меня сильно заинтриговали. К тому же панк-рок и «новую волну», которые были на тот момент актуальны, тогда еще вообще никто не играл – у нас была очень консервативная рок-сцена в 1970-е годы.
Я спросил у Бори, какие у него любимые группы, с кем он мог бы себя сравнить. Он назвал Talking Heads, The B-52, Sex Pistols. Смотрю – да, действительно панк-рок, и пригласил ребят на фестиваль.
Как известно, организация рок-концертов и тем более рок-фестивалей в то время была очень рискованным делом, потому что их часто запрещали, происходили всяческие «облавы». Так получилось и в тот раз: за два дня до предполагаемого открытия фестиваля партийное начальство города Черноголовка дало нам сигнал, чтобы никаких фестивалей мы не проводили. При этом некоторые музыканты уже приехали в Москву, в том числе и «Аквариум».
Чтобы как-то исправить ситуацию, я в очном порядке организовал в конференц-зале издательства «Молодая гвардия» большой концерт для тех групп, которые должны были играть на фестивале. Именно тогда произошло первое выступление «Аквариума» в Москве. Концерт был прекрасный, группа мне ужасно понравилась. Я подружился не только с Борей, но и со всеми музыкантами «Аквариума», предложил им гастроли в Москве, где они в январе-феврале 1980 года играли с популярной тогда московской группой «Воскресение».
«Фестиваль «Тбилиси-80» был для Бори очень важным событием»
– Затем я пригласил «Аквариум» на рок-фестиваль в Тбилиси, где был кем-то вроде арт-директора. Этот фестиваль стал для Бори очень важным событием, поскольку их выступление произвело сенсацию и большой скандал. После него об «Аквариуме» заговорили как об экстремальной группе, которая играет панк-рок и устраивает хулиганское сценическое шоу.
Узнав об этом, ленинградские комсомольцы даже написали донос в горком партии, из-за которого Борю исключили из комсомола и уволили с работы. В общем, с тех пор легенда «Аквариума» пошла в рост.
«Только со второй половины 1980-х у группы выработался свой стиль»
– Если делить творчество Бориса на какие-то периоды, то я бы сделал это так: имеется совсем ранний период, 1970-е годы, когда «Аквариум» играл преимущественно акустическую музыку и баллады a la Боб Дилан, в их числе песни «Ключи от моих дверей», «Артур». Потом, в начале 1980-х годов, у них была очень недолгая фаза, когда они играли панк-роковые песни в стиле Лу Рида, их программа стала более электрической. Это такие альбомы, как «Табу» и «Радио Африка». Тогда же к группе присоединился Александр Ляпин на электрогитаре и Сергей Курехин на клавишных инструментах, и это был самый «роковый» период, когда они играли New Wave.
В первой половине 1980-х годов Боря пристрастился к музыке регги и написал некоторые композиции в этом стиле. После этого его перестало «заносить» в разные стороны, и только со второй половины 1980-х его творчество выровнялось и, в общем-то, у группы выработался собственный стиль, который мы все знаем и любим.
В целом Борис – музыкант и поэт довольно традиционного плана. Хотя Боря иногда увлекался какими-то экстремальными вещами, он вовсе не авангардист, и я бы не сказал, что он открывал какие-то новые музыкальные горизонты. Боря – музыкант бардовско-балладного плана, основа всех его песен восходит к традициям, с одной стороны, Боба Дилана, а с другой стороны, российских бардов 1960-х годов – я имею в виду Окуджаву, Галича, Кима.
– Борис оказал огромное влияние на наших музыкантов, и особенно, пожалуй, на поэтов. На разных авторов, конечно, в разной степени – вряд ли его последователем можно назвать Илью Лагутенко, но, например, на Сашу Васильева из «Сплина» он повлиял очень сильно.
До Гребенщикова, бесспорно, самым авторитетным нашим рок-поэтом был Андрей Макаревич, но лирика Макаревича – это в чистом виде продолжение советской бардовской песни. Что касается Бори, то он расширил эти лирические границы и привнес в них тенденции англо-американской рок-поэзии, но это, надо сказать, он сделал на пару со своим другом, покойным Майком Науменко.
Боря любит напустить туману в своей лирике, у него очень много скрытых ассоциаций, отсылок к другим авторам, причем к самым разным – от англо-саксонских рокеров до японских и китайских поэтов. Тексты его песен сложны, но я считаю, это и интересно. Они требуют от слушателя соучастия, в каком-то смысле даже сотворчества, и это позволяет каждому находить в лирике Гребенщикова что-то свое.
Порой мне кажется, что мы герои, Мы стоим у стены, ничего не боясь. Порой мне кажется, что мы герои, Порой мне кажется, что мы – просто грязь. И часто мы играем бесплатно, Таскаем колонки в смертельную рань. Порой мне кажется, что мы идиоты, Порой мне кажется, что мы просто дрянь. И, как у всех, у меня есть ангел, Она танцует за моей спиной. Она берет мне кофе в «Сайгоне», И ей все равно, что будет со мной, – «Герои», альбом «Электричество».
«Если бы я мог выделить одну пластинку из всего, что Боря записывал, то на первое место я бы поставил альбом "Соль"»
– Мне очень нравятся последние два Бориных альбома, особенно альбом «Соль». Я бы даже сказал, что если бы я мог выделить одну пластинку из всего, что Боря записывал с «Аквариумом» и сольно, то на первое место поставил бы альбом «Соль», а на второе место, кстати, «Русский альбом» 1992 года.
У Бори сейчас очень яркий и интересный период в творчестве, что, вообще говоря, довольно редкий случай в мировой практике. Как правило, рок-музыканты выкладываются в молодости, а к зрелости становятся более «спокойными» и предсказуемыми. У Бори получилось иначе, и мне доставляет большое удовольствие то, что он сейчас делает и с группой, и в своих сольных работах.
За время своих путешествий по миру Боря смог обрасти очень хорошей компанией американских, английских, ирландских музыкантов. В его альбомах в качестве исполнителей и продюсеров участвуют инструменталисты мирового уровня, что, конечно, делает его музыку еще лучше и профессиональнее. Так что, я считаю, Боря очень плодотворно проводит последние годы, и я рад за него в этом смысле.
Андрей Макаревич: «Он хозяин самому себе»
Андрей Макаревич – советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, лидер и единственный бессменный участник рок-группы «Машина времени».
– Андрей Вадимович, вы помните, как произошло ваше знакомство с Борисом Гребенщиковым?
– В 1976 году «Машину времени» пригласили в Таллин на фестиваль «Таллинские песни молодежи – 76». Мы приехали позже остальных участников, все гостиницы были уже заняты. Нас повезли в какое-то студенческое общежитие, оставленное как резерв. Ехали мы в эту общагу троллейбусом, и там нам представили необыкновенно интеллигентного юношу в овчинном тулупе, явно студенческого вида, c милой спутницей и гитарой в матерчатом мешке. Этого юношу звали Боря Гребенщиков.
В общагу мы приехали сильно продрогшие и тут же предложили Боре согреться «неpвно-паpалитичеcким»… Согрелись мы основательно и, кажется, заснули по дороге к койкам, а Борька – по дороге к своему номеру, которого у него, кстати, так и не оказалось. Борька нам очень понравился, и мы ему, по-моему, тоже.
Он со своим «Аквариумом», который тогда представлял собой милый акустический квартет, явился в Таллин без всяких приглашений и чуть ли не пешком. И им разрешили выступать. По законам московской жизни, это было невозможно себе представить.
С таллинского фестиваля мы увезли обещание Боpьки пригласить нас сыграть в Питер: по его рассказам, там шла подпольная, но совершенно роскошная pок-н-pолльная жизнь. Мы не оставались в долгу и по мере сил вытаскивали питерские команды, в том числе «Аквариум», в Москву.
– А как у вас с Борисом Борисовичем возникла идея сыграть совместный концерт «Двадцать лет спустя» в 1997 году?
– Просто возникло такое желание. У нас была традиция в 1970-1980-х годах, когда мы собирались и показывали друг другу свои новые песни. Мы это делали и в Питере, когда я приезжал к Борису, и у меня в Москве, когда он приезжал. А спустя годы подумали, почему бы такие посиделки не устроить в концертном зале. Так мы и сделали – сидели в зале и пели по очереди.
– А был ли у вас еще какой-либо опыт сотрудничества?
– Однажды я попросил Борю подпеть мне в одной песне на пластинке «В круге света». Это тоже было давно, в 1989 году.
– Вы и Борис Борисович стояли у истоков русского рока. Чувствовали ли вы когда-нибудь взаимное влияние друг на друга? Музыкальное или поэтическое.
– Трудно сказать, потому что такие вещи лучше заметны со стороны. Сам ты можешь этого не видеть, но если тебе что-то понравилось, это все равно каким-то образом отпечатывается на твоем творчестве. Это не значит, что ты «украл» откуда-то строчку. Это может проявиться в интонации, в какой-то смене аккорда. Это очень тонкие штуки. На нас, на самом деле, влияет все, что нам нравится. Даже то, что не нравится, иногда влияет.
«Я очень хорошо отношусь и относился к тому, что он делает. Все, что Боря поет, – это одна большая замечательная песня, которая мне очень нравится», – Андрей Макаревич.
– Как вы считаете, что отличает Бориса Борисовича от других музыкантов, которые вам нравятся?
– Я не берусь делать научный анализ. Но если ты узнаешь человека по двум первым аккордам, по первой строчке, это уже дорогого стоит, потому что сегодня такая узнаваемость – штука нечастая и очень важная.
– С Борисом Гребенщиковым вы знакомы много лет. Каким человеком он вам представляется?
– Каким угодно. Абсолютно. Он хозяин самому себе, что немногим дано. Борис абсолютно свободен в том, что он делает и любит.
«И если кто-то здесь должен меняться, то мне не кажется, что это я»
Р. Карапетян, из архива БГ
27 ноября Борису Гребенщикову исполняется 65 лет. Лидер группы «Аквариум» отметит этот праздник большим концертом на сцене БКЗ «Октябрьский». Как сообщили организаторы, с программой «Двери Травы» группа выступит 6 декабря. Со сцены прозвучит все лучшее из богатого творчества «Аквариума».
Напомним, что в феврале Гребенщиков представил свой новый альбом «Время N», завершающий трилогию, «посвященную путешествию из темного края к свету», которая началась с выпуска «Архангельска» и «Соли».
«"Время N" точно выражает то, что я чувствую, – говорит Борис Борисович. – Предполагалось, что в альбоме будет 14 песен. Однако в единое целое сложились только девять».
Только что в издательстве «Эксмо» вышла новая книга – «Песни БГ», в которую собраны все тексты, написанные за время творческого пути, в том числе из нового альбома. Книга проиллюстрирована обложками альбомов «Аквариума».
В распоряжении «ПД» оказалась эта книга. Мы хотели бы немного большего и очень долго добивались интервью с мэтром отечественного рок-н-ролла. Но на предложение нашего корреспондента о беседе БГ только подмигнул ей в Facebook. Возможно, спустя годы она будет рассказывать об этом своим внукам… А пока мы вспоминаем его более ранние интервью и публикуем выдержки из его книги песен.
И искренне желаем БГ здоровья!
О железной дороге
– «Аквариум» все время путешествует, и большую часть этого времени мы проводим именно на железных дорогах. Поезда мне нравятся гораздо больше, чем самолеты. К тому же у меня и многие песни связаны с темой железной дороги, например «Великая железнодорожная симфония» или «Железнодорожная вода». Почему так – не знаю.
Недавно я ходил по музею «Альбертина» в Вене и увидел там паровоз на картине какого-то русского художника-авангардиста. Тогда я подумал: вот чего мне не хватало! Я немедленно кинулся домой, начал писать эскизы и получилась картина, которую я назвал «Железнодорожное каприччио». Думаю, паровозы на моих холстах будут и дальше появляться, – Борис Гребенщиков о своей новой выставке в мае 2018 года.
О первой картине
– Первую картину я нарисовал в 1977 году. У моей первой жены был дом в Карелии. Когда мы там находились, я залез на чердак и нашел огромное количество загрунтованных холстов, краски и кисточки. Все это осталось от ее деда. Я в восторге кинулся, вытащил мольберт на улицу, начал что-то накидывать и смотреть, что из этого получается. Я понял тогда, что мне очень нравится рисовать небо. Мои вкусы до сих пор не изменились.
Первая картина представляла собой что-то вроде «неба с примесями разной ерунды». Со временем ерунда ушла, а небо осталось. Без света, без неба невозможна наша жизнь. Сейчас у меня около сотни картин, но все они где-то гуляют. Есть среди них и утраченные. В начале 1990-х годов у меня в Петербурге украли 10 картин, а потом в Одессе еще шесть.
Личная страница БГ в Facebook
О планах
– Недавно мы выпустили два очень депрессивных альбома – «Соль» и «Время N». Сейчас я понимаю, что у меня есть синглы и другие какие-то вещи, которые раньше никто не слышал. Их нужно взять, записать по-человечески и начинать с ними работать.
У меня была песня «Бабушки», написанная в 1985 году, которую я создавал во время постоянных трений с КГБ. Только мы ее собрались записывать, как наступила перестройка и эта песня перестала иметь значение. Она лежала на полке 30 лет, а сейчас ею с энтузиазмом занимается гитарист группы Public Image Ltd, так что при таком прекрасном сотрудничестве мы планируем скоро ее выпустить.
Я был свидетель рождения девы из пены; Я силуэт, возникающий там, а не тут; Я, говорящий прямо о второстепенном, Я – стая детей, попавших в небесный батут. Я – та сила, которой движется ветер; Я – актер, играющий каждую роль; Тебе было б лучше, если бы ты не заметил, Но если ты станешь обращаться ко мне – ты можешь называть меня Соль... – из альбома «Время N».
Над лонгридом работали: Анастасия Яланская, Антон Ратников, Ксения Ахметжанова.
Благодарим за внимание!
«Сейчас я сильнее, интереснее, важнее сам для себя. Жизнь начинается после 50, а после 60 становится по-настоящему хорошей. А что думают другие по поводу моей жизни, мне не очень важно», – Борис Гребенщиков.