Борис Гребенщиков о своей новой выставке: «Последнюю картину у меня купили за 20 тысяч евро. Это очень помогло мне при оплате медицинских счетов»
В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ открылась выставка Бориса Гребенщикова «Духовный паровоз». Такое название она получила в честь одноименной песни музыканта. Вот что рассказал о творчестве и не только БГ:
О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
«Аквариум» все время путешествует, и большую часть этого времени мы проводим именно на железных дорогах. Поезда мне нравятся гораздо больше, чем самолеты. К тому же у меня и многие песни связаны с темой железной дороги, например «Великая железнодорожная симфония» или «Железнодорожная вода». Почему так – не знаю.
Недавно я ходил по музею «Альбертина» в Вене и увидел там паровоз на картине какого-то русского художника-авангардиста. Тогда я подумал: вот чего мне не хватало! Я немедленно кинулся домой, начал писать эскизы и получилась картина, которую я назвал «Железнодорожное каприччио». Думаю, паровозы на моих холстах будут и дальше появляться.
О ТВОРЧЕСКОМ МЕТОДЕ
Раньше 2 часов ночи у меня никогда не получается ложиться спать. Дома я бываю 4-5 дней в месяц. Поэтому если я в 2 часа ночи не упал, то есть шанс, что я все-таки доползу до холстов, что-нибудь там поправлю и, может быть, что-нибудь по инерции начну. Когда я пишу, всегда ставлю музыку, причем самую дикую, которую обычно слушать не стану. Могу включить Cocteau Twins, раньше я их очень любил. Может быть хоть Шарль Азнавур. За последние 5 дней ставил много Дебюсси и сюиты Баха. Песни «Аквариума» при работе не включаю. По-моему, это выглядело бы как нарциссизм.
О ПЕЙЗАЖАХ
Импульсом писать пейзажи служит одна простая вещь: страшно хочется это делать. Есть картины, которые съедают половину меня. Я могу быть на гастролях и думать: так, вот этот камень нужно покрасить по-другому.
Объекты, которые я рисую, вымышленные и настоящие, но все они реальные в моей голове. Практически все городские виды я тоже беру из головы. Но на некоторых картинах видно, что это, например, пейзаж Марракеша, Лондона, Шотландии или какого-то города России. Я ото всюду беру идеи, а потом они преобразовываются.
Никаких сюжетов я заранее не придумываю, и концепции у меня нет. Просто пишу то, что мне хочется увидеть на холсте. Лучшей картины, считаю, у меня нет. Чем дальше я рисую, тем хуже, но тем мне интереснее.
О ПЕРВОЙ КАРТИНЕ
Первую картину я нарисовал в 1977 году. У моей первой жены был дом в Карелии. Когда мы там находились, я залез на чердак и нашел огромное количество загрунтованных холстов, краски и кисточки. Все это осталось от ее деда. Я в восторге кинулся, вытащил мольберт на улицу, начал что-то накидывать и смотреть, что из этого получается. Я понял тогда, что мне очень нравится рисовать небо. Мои вкусы до сих пор не изменились.
Первая картина представляла собой что-то вроде «неба с примесями разной ерунды». Со временем ерунда ушла, а небо осталось. Без света, без неба невозможна наша жизнь. Сейчас у меня около сотни картин, но все они где-то гуляют. Есть среди них и утраченные. В начале 1990-х годов у меня в Петербурге украли 10 картин, а потом в Одессе еще 6.
О ЛЮБИМЫХ ХУДОЖНИКАХ
Магритт, Моне, Сислей, Грабарь, Пезаро, Куинджи, Шишкин, Верещагин и многие русские художники. Но никому из них я не подражаю, потому что просто не умею этого делать.
О ЛЮБИМЫХ МУЗЕЯХ
В России я люблю посещать каждый музей во всех городах. В начале 1920-х годов указом правительства была сделана очень хорошая вещь: все московские коллекции потрясающих коллекционеров разослали по провинциальным музеям. И поэтому в каждом городе есть работы Айвазовского, Шишкина, Саврасова. В других странах люблю музей Орса в Париже, национальную галерею в Лондоне и так далее.
О ПРОДАЖЕ КАРТИН
Практически все мои картины продаются. Мой новый альбом потребует огромных вложений. Последнюю картину у меня купили за 20 тысяч евро. Это очень помогло мне при оплате медицинских счетов.
О ПЛАНАХ
Недавно мы выпустили два очень депрессивных альбома – «Соль» и «Время N». Сейчас я понимаю, что у меня есть синглы и другие какие-то вещи, которые раньше никто не слышал. Их нужно взять, записать по-человечески и начинать с ними работать.
У меня была песня «Бабушки», написанная в 1985 году, которую я создавал во время постоянных трений с КГБ. Только мы ее собрались записывать, как наступила перестройка и эта песня перестала иметь значение. Она лежала на полке 30 лет, а сейчас ею с энтузиазмом занимается гитарист группы Public Image Ltd, так что при таком прекрасном сотрудничестве мы планируем скоро ее выпустить.
Кстати:
На выставке посетители смогут увидеть 30 работ музыканта, среди которых есть совершенно новые, неизвестные ранее публике картины. Выставка будет работать до 30 июня.