«Сегодня дети – завтра народ»: в Москве обсудили проблемы современной детской литературы
В культурном центре «Бункер на Лубянке» в Москве 20 февраля в формате круглого стола состоялась встреча «Сегодня дети – завтра народ», посвященная проблемам современной детской литературы. В ней приняли участие писатели, издатели, библиотекари, в том числе и из Санкт-Петербурга.
Так, встречу вела автор книг для детей и подростков, журналист Ирина Лисова.
Задала тон встречи писательница Нина Дьякова, вспомнив «Балладу о борьбе» Владимира Высоцкого, отражающую книжное детство послевоенного поколения. Главный поднятый ею вопрос касался того, когда и с чего мы начинаем приобщать наших детей к чтению.
Писатель, участник специальной военной операции Дмитрий Артис в свою очередь подчеркнул, что писателям удалось подтянуть тему СВО в поэзии и большой прозе. «Эти книги востребованы обществом, хорошо простимулированы государством. Но детская литература у нас по-прежнему остаётся вне зоны внимания. А ведь именно она готовит будущих граждан нашей страны. У нас для школьников нет художественных книг, в которых говорится о героизме парней, стоящих на защите Отечества, о жизни детей в прифронтовых посёлках. Учителя жалуются: нет книг, нет предмета для разговора с детьми. Детям не на кого равняться. Некому сопереживать. Тема специальной военной операции должна быть локомотивом всей современной детской литературы», – заявил он.
Писатель Екатерина Блынская отметила, что сейчас в прифронтовых областях и на новоприсоединенных территориях ведутся разные типы работ с патриотическим воспитанием детей через литературу.
«Где-то берется за основу Великая Отечественная война, и дети рисуют современных воинов в форме бойцов РККА. На данный момент современной литературы патриотической направленности в детских библиотеках регионов нет. Наша задача – начать обеспечивать регионы через библиотеки и школы новой детской литературой», – считает она.
Отметила Блынская и проблему патриотического воспитания в регионах, подчеркнув, что библиотечная работа с детьми и подростками должна вестись в сфере ознакомления с патриотической литературой. А писатели должны создавать как можно больше новых книг, в основе которых лежат национальные ценности. При этом библиотеки России должны стать центрами патриотического чтения и воспитания.
Павел Быстров, генеральный директор издательства «Яуза», отметил еще одну проблему в распространении детской литературы, затрагивающей темы СВО.
«Авторы есть! Иллюстраторы есть! Полиграфия по приемлемым ценам есть! Распространение сузилось до маркетплейсов и других интернет-площадок. Америки не открою: федеральная сеть книжных, а она у нас одна, этой темы избегает. Стыдливо ее обходят всевозможные составители списков книг для детей. Когда обсуждался список литературы для внеклассного чтения, нас туда не то что не позвали – просто отфутболили. Мы знали дату и место проведения этого совещания. В институте русского языка, или что-то подобное, сейчас уже не помню, как он назывался, на нашу просьбу аккредитовать ответили, что списки участников составляет РКС. В РКС ответили, что списки делает институт… Замкнутый круг! В сердцах говорю им, мол, вы бы сразу сообщили, что мероприятие для своих. Изобразили обиду – "вы все не так поняли". А как еще понимать? Таким образом, в распространении у нас два канала: маркеты и библиотеки. Комплектованием школьных библиотек занимается монополист "Просвещение". Эта калитка тоже закрыта. Ну и ладно. Для успеха на маркетах нужна информационная поддержка. Наши авторы друг друга поддерживают и продвигают. Рвемся в каналы других единомышленников для большего охвата. Надо понимать, что мы не получаем грантов и финансовой поддержки от государства. Все на свои! Как говорится, не до жиру. Но вода камень точит! Много книг дарим – детям военнослужащих, кадетам. Всем неравнодушным надо поддерживать в информационном поле такие книги. Официоз информационный тоже обходит молчанием эту проблему. По выставкам и библиотекам от Минцифры ездят "нетвойнисты" со своими "детскими" книгами», – заявил он.
О подмене понятий в детской литературе рассказала писатель и иллюстратор Диана Лапшина. Она подчеркнула, что в детлите последнего десятилетия историческая травма оказалась единственно допустимой формой патриотизма.
Вторила ей и писательница Елена Нестерина. Она считает, что в нынешней ситуации главным героем детской литературы должен быть человек.
«Много лет описание подвига в детской литературе подавалось с долей иронии. Эту фигу из кармана нужно вынуть – и честно протянуть юному читателю руку: идём, дружок, вот наша страна, наша планета. Нам здесь жить. Работать, изучать, защищать. Наши руки, наши мозги, наши души – для радости построения счастливой жизни. В современной детской литературе герой интересуется происходящим не далее чем в коллективе. Проблемы более глобального уровня решают только герои фэнтези и фантастики – спасая королевства и галактики. Маленький житель нашей страны должен искренне интересоваться тем, чем живёт Родина. Даже если на "Разговорах о важном" ему скучно. Включённость, а не отрыв от реальности – вот что важно», – отмечает она.
Нестерина также отметила, что герой-человек в книгах для младшего школьного возраста должен потеснить мышку в штанишках и других антропоморфных персонажей.
«Мышку, лягушку, норки, пригорки лучше изучать иначе – пусть их жизнь опишут новые и уже готовые Бианки, Скребицкий, Пришвин, Сетон-Томпсон», – предложила писательница.
О подмене понятий в современной литературе для детей говорила и писатель Анастасия Коваленкова. Она подчеркнула, что в нашей стране начиная с 1990-х потеряны базовые составляющие морали и нравственности.
«До революции понимание добра и зла несла в общество церковь. После революции был взят на вооружение преображенный, но всё же внятный кодекс на основе евангельских понятий. И внедрялся он в народ с детства – через литературу в первую очередь. Перестройка смела всё. Не все пошли в храм. А государство устранилось от темы воспитания своего народа. Но свято место пусто не бывает. К нам хлынул капиталистический поток "свежих правил". Таких, как относительность добра и зла, оправданность карьеризма, прерогатива закона над милосердием, установка на "богатство и успех" как цель жизни, презрение к своей стране, культ свободы без границ. Чтобы встать на ноги, чтобы быть настоящим народом, нам надо вернуть народу азы добра и зла. И начинать это надо с детей», – считает Коваленкова.
Писатель Юрий Нечипоренко отметил засилье иностранной детской литературы в круге детского чтения в последние десятилетия. При этом, по его словам, российские авторы, продвигающие национальную повестку, те самые книги, которые могли бы стать нашей «мягкой силой», на иностранные языки практически не переводятся. А вот авторы, продвигающие антироссийские нарративы и западные ценности, – сколько угодно.
О том, что единственным ориентиром в комплектовании фонда детской библиотеки в наши дни остается совесть, рассказала заведующая Центральной детской библиотекой им. Н.А. Внукова Выборгского района Санкт-Петербурга Марина Терехова. Она отметила, что авторы и издательства, открыто и системно выступающие против СВО, поддерживающие противника, продолжают издаваться и продаваться, попадать в фонды библиотек, продолжают приходить в образовательные учреждения, учреждения культуры, принимают участие в книжных событиях – а это для библиотек знак, что можно продолжать включать в закупки книги этих писателей.
«Аргумент: "Они не запрещены, почему тогда мы не можем пополнять фонд их произведениями?" Когда в диалоге с коллегами звучит мысль о том, что вот же, они подписали вот это письмо и вот это, они ставят в своих соцсетях и на сайтах издательств украинскую символику, как можно продолжать поддерживать их рублем, площадками, вниманием детско-родительской аудитории, то в ответ слышишь одно: "Ой, а мы же не следим за этим пристально..."» – говорит Терехова.
По ее словам, осторожничать в библиотеках начинают тогда, когда получают обновления реестра лиц, находящихся под иностранным влиянием: если автор или кто-то из тех, кто работал над книгой, оказался в реестре, книга должна быть помечена и убрана из открытого хранения, перемещена в закрытый фонд.
«Встает вопрос: вы тратите бюджетные средства на закупку книг, которые хранятся в закрытом фонде, куда нет доступа читателям. Вы не можете продвигать этот фонд, обязаны при запросе читателя проговаривать, что книга создана при участии иноагента. Мы не можем продвигать эти книги, строить на их основе мероприятия, библиотечные занятия, включать их в библиографические пособия. Книги, закупленные на государственные деньги, фактически мертвым грузом стоят в закрытых залах. Поймите, нет требований запретить, закрыть, уничтожить те книги, которые пишутся и издаются антироссийски настроенными книжниками, – пусть пишут и издают, но без какой бы то ни было поддержки государства. А поддержка до сих пор есть, и немалая: это и закупки библиотек, и государственные фестивали, и отсутствие прямого запрета на предоставление госплощадок – школ, библиотек, училищ, тех же фестивалей. Дмитрий Медведев в мае 2025 года сказал, что государственные бюджетные учреждения, предоставляющие площадки тем, кто высказался против СВО, поддержал Украину, – это должностное преступление. Это очень хорошо, что такие слова прозвучали. Но они должны обрести правовой статус», – заключила она.
Подвел итог круглого стола и обобщил все сказанное депутат ЗакСа Петербурга, член СПЧ, писатель Александр Малькевич. По его мнению, проблемы современной детской литературы должны последовательно решаться на законодательном уровне.
«Все знают, что я последовательно критикую действующий состав Госдумы, потому что они занимаются, на мой взгляд, хайпом. Борются с квадроберами, с хобби-хорсерами, предпринимаются бесконечные попытки что-то запретить. А в это время книжные магазины потихоньку закрываются. На маркетплейсах книги, в том числе патриотические, стоят каких-то несусветных денег. В магазинах, на мой взгляд, должна быть закрепленная полка с СВО-литературой. Это удобно. То есть ты приходишь и видишь: вот стоит полка, две полки, секция в шкафу, на которой выставлены все книги с такой литературой, потому что обычные люди даже не ориентируются, считают, что есть одна или две книги, а их, только художественных, уже там полтора-два десятка. Нужно закреплять права книжных магазинов, поддерживать их, способствовать, чтобы книги продавались в киосках печати, регулировать на маркетплейсах эту ситуацию. Потому что мы выяснили, что есть патриотическая литература, которая на маркетплейсах представлена, но стоит там какие-то тысячи рублей, особенно если детская. А вражеская литература, условно говоря, разлагающая детей, стоит дешевле. Я сам же ведь писатель теперь. И, например, с удивлением увидел мои рассказы "Красотка", "Спасение рядового Бабки" о бойце Ленполка и "Роды под ураганом" – тоненькие маленькие книжки на маркетплейсах продаются за тысячу рублей. Но кто в здравом уме купит маленькую тоненькую книжечку за такие деньги?» – задается вопросом он.
Малькевич также подчеркнул, что должна быть системная государственная поддержка патриотической детской литературы, литературы, которая рассказывает о наших традиционных ценностях. Должен быть госзаказ.
«Мы должны жестко пресекать любую антигосударственную риторику. Да, очень много сделано в этом плане, это правда. Хотя есть теперь другие перекосы, потому что издательство, например, жалуется, что очень сложно выпустить книжку по тактической медицине. Там же аптечки, препараты есть разные. И поэтому надо в целлофан и с наклейкой 18+, обязательно указать, что в книге упоминаются наркотики. Ну так а нам шашечки или ехать? Мы же хотим, чтобы люди знали об этом. Также существует и 436-ФЗ, защищающий детей от информации, которая может нанести им вред. Из-за него нельзя детям рассказывать о подвиге. Сам столкнулся с этим», – отметил парламентарий.
Он добавил, что на Украине сейчас просто невозможно иметь особую позицию и, например, желать победы России.
«А у нас сплошь и рядом до сих пор, четыре года, "нетвойнисты" чувствуют себя вольготно. Непонятно, почему нельзя законодательно это все отрегулировать. Что-то вякнул там в соцсетях против государства – получи волчий билет», – считает Малькевич.
Что же касается продвижения патриотической повестки, депутат предложил брать пример с современных франшиз.
«Книжки, комиксы, раскраски, компьютерные игры, игровые фигурки. То есть мы же можем взять героев специальной военной операции. Сделать про них раскраску, сделать про них комикс, написать детскую книжку, сделать мультик, выпустить фигурки, чтобы ребята играли. То есть это должна быть такая экосистема, вселенная для детей, в которой они могут находиться, играть друг с другом, подражать героям и находиться в этом неделями и месяцами. А не то, что кто-то считает: мы выпустили одну книжку о герое, дети прочитали, прониклись – и все, значит, у них в жизни наладилось. Ну нет, конечно. Литературные конкурсы сейчас проводятся, премии, но вот из важного нам нужен не только всероссийский – нам нужны крупные региональные журналы для детей. То есть у нас есть "Костер", есть "Мурзилка", давайте посмотрим, какие у них тиражи. "Пионерская правда", моя любимая газета "Пять углов" существует в электронном формате, а должна быть системная господдержка, чтобы дети могли это все читать, через это получать информацию. И этим надо заниматься, должно быть системное продвижение, в хорошем смысле слова, с элементами коммерции», – заключил он.
Начало дискуссии можно прочитать здесь: «Что нам делать с детской литературой? Писатели – о том, какие книги нужны современным детям и подросткам».