На подступах к весне: в Ботаническом саду Петра Великого царят феерия красок и концентрация ароматов
Приближение весны ощутимо как никогда. Нежный сладкий аромат окутал все пространство Субтропического маршрута в Ботаническом саду. Здесь распустилась эрика древовидная, словно сигнал к началу долгожданного цветения.
«Растение очень интересное. Оно отличается по внешнему виду от привычного нам низенького фиолетового вереска. Очень приятно пахнет в теплую погоду и производит настоящее впечатление», – рассказала руководитель пресс-службы Ботанического сада Петра Великого Александра Медведева.
Первая оранжерейная сакура радует глаз. Несмотря на февраль, здесь уже можно увидеть первые нежные цветки. Этот сорт прибыл прямиком из Страны восходящего солнца.
«Она начинает цвести именно сейчас, потому что это оранжерейное растение. Эта сакура привезена из Японии. Куплена там еще в 2010 году. Она начинает цвести именно сейчас, потому что это оранжерейное растение. Ее заранее помещают в более теплые условия, и весна для нее наступает раньше, чем для сакур в парке», – добавила Александра Медведева.
Сейчас в оранжереях Ботанического сада – настоящее буйство красок. Цветут оранжерейные рододендроны, или, как их еще называют, азалии. Их родина – Азия. И это не просто красивое зрелище, а часть истории. Именно в Императорском ботаническом саду в нашей стране начали серьезно заниматься культурой азалий. Более того, здесь до сих пор хранят потомков этих растений, которых дарили еще царской семье.
«Азалии всех цветов – от белоснежного и даже бледно-зеленого до густо-фиолетового. Существуют азалии с разноцветными лепестками. Вот, например, «Сюрприз», пожалуй, любимый сорт наших сотрудников. Он расцветает один из первых. На одном кусте есть как с пестрой окраской цветы, так и темные, однотонные», – отметила специалист.
Некоторые азалии обладают уникальными особенностями. Один из видов, который зацветет уже в апреле, имеет характерный аромат – запах советских акварельных красок. Однако, как отмечают эксперты, в качестве подарка на Восьмое марта эти растения не подойдут.
«Если человек не занимается растениями профессионально, цветок, скорее всего, погибнет. Для закладки почек азалии нужна зимовка: +8 ночью, +10 днем – довольно продолжительное время. Это не температурный режим наших квартир», – заверила Александра Медведева.
Здесь же можно увидеть капризную орхидею. Многим из них, как и азалиям, для цветения нужны зимовка и особый суточный режим. Всего в фондах сокровищницы мировой ботаники хранится порядка тысячи видов и сортов орхидей. Из-за сложности выращивания их могут демонстрировать только на выставках.
«А вот это кажущееся сухим деревом – знаменитая метасеквойя, тот самый «динозавр» растительного мира, – говорит эксперт. – Она была найдена в Китае. Это веткопадное растение. Но уже в конце мая дерево будет пышным и зеленым. Растение является редким».
В феврале здесь распустились не только цветы. На ветках можно увидеть плоды мушмулы и цитрусовые. Тропические и субтропические жители чувствуют себя как дома. Всего в оранжереях сада содержится 13,5 тысячи таксонов – это виды, сорта и разновидности.
«У нас в каждой оранжерее полторы-две тысячи кашпо с растениями. Посетители часто спрашивают: почему вы не посадите их в грунт, не дадите вырасти? Но если дать им вырасти в реальные размеры, оранжереи должны быть в четыре раза шире и выше. Например, эвкалипт, привезенный из Португалии еще в 1950 году, растет в маленьком горшке. Это вынужденное сдерживание роста, чтобы сохранить коллекцию», – рассказала специалист.
Коллекция со всего земного шара – одна из крупнейших в мире. Она начала формироваться в Петербурге в начале XVIII века. Тогда выращивали лекарственные травы для нужд армии и флота. Постепенно этот аптекарский огород вырос в Императорский ботанический сад. Датой его основания принято считать 10 февраля 1714 года по старому стилю, 22 февраля – по новому. И сейчас, пока за окнами еще лежит снег, в Ботаническом саду уже полноправно хозяйничает весна.